В Одесском областном суде в закрытом режиме слушается одно из самых резонансных уголовных дел последних лет
В мае минувшего года «ФАКТЫ» подробно рассказывали о зверском убийстве пятерых курсантов Одесской государственной морской академии. Пять месяцев продолжалось предварительное расследование. Еще долгих три месяца с материалами дела знакомились обвиняемые. И вот, наконец, в Одесском облсуде слушается многотомное уголовное дело. На скамье подсудимых -- двое, в качестве потерпевших и гражданских истцов -- два десятка человек, свидетелей -- порядка тридцати. Прессу и посторонних в зал не допускают.
Ранним утром 6 мая 2000 года в комнате N 5 санатория-профилактория Одесской государственной морской академии (ОГМА), на улице Маловского, 10, были обнаружены бездыханные тела 19-летних курсантов Константина Б. , Владимира З. , Евгения К. , Владислава П. и Дмитрия Щ. , с признаками насильственной смерти. В той же комнате с серьезными телесными повреждениями находился Александр М. , также курсант этого вуза. Прокуратура Ленинского района Одессы возбудила уголовное дело по ст. 93 пункт «г» Уголовного кодекса Украины, и практически сразу дело приняла к своему производству прокуратура Одесской области. В ходе расследования его объединили с уголовными делами, возбужденными по признакам преступлений, предусмотренных различными частями и пунктами около десятка статей Уголовного кодекса Украины.
29 марта в зале судебного заседания начался допрос одного из обвиняемых -- Петра Касапа.
-- Из «откровений» подсудимого мы узнали многое из того, что до сих пор нам было не известно, -- рассказали корреспонденту «ФАКТОВ» матери зверски замученных курсантов, проходящие по делу в качестве пострадавших. -- Мы не могли поверить в то, что наши дети были изнасилованы, но хотим знать всю правду
В декабре 1999 года 26-летний Виталий Кириллов и 20-летний Петр Касап жили на территории Республики Молдовы. Будучи представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, они состояли между собой в добровольных половых отношениях и вели общее хозяйство. Главой этого союза был Виталий. Его «подружка» Петр беспрекословно подчинялся ему во всем.
Собираясь на «гастроли» в Одессу, Кириллов изготовил себе фальшивое удостоверение сотрудника правоохранительных органов. Забегая наперед, можно сказать, что этот «документ» он использовал в дальнейшем в качестве основного «психологического оружия» против своих жертв.
Четвертого апреля 2000 года года парочка прибыла в Одессу и спустя трое суток сняла квартиру N 13 дома N 5 по улице Косвенной. В тот же день Кириллов и Касап зашли выпить в кафе, расположенное возле местного автовокзала. Там они и познакомились с несовершеннолетним курсантом Одесской государственной морской академии Александром Д. Кириллов представился работником правоохранительных органов и предъявил при этом поддельное удостоверение. Дальше «отдыхали» втроем. Кириллов подпаивал курсанта, старался изо всех сил запугать парня, и это ему удалось.
Приятели поили Александра три недели, и, в конце концов, заставили его совершить несколько краж денег и вещей из квартир и в общежитии академии.
Как свидетельствуют неопровержимые факты, собранные во время предварительного расследования, Кириллов совместно с Касапом в апреле 2000 года неоднократно зверски издевались над несовершеннолетними курсантами Александром Д. и Александром Г. избивали их и совершали с ними акты мужеложства. Со вторым из ребят они познакомились 14 апреля, заявившись навеселе в гости к Александру Д.
Две недели спустя Кириллов и Касап, изрядно выпивши, явились в санаторий-профилакторий академии и «предложили» Александру Д. дать им «во временное пользование» золотую цепочку, фотоаппарат, аудиоплейер и прочее, на общую сумму 1151 гривен. На следующий день запуганный курсант уехал в родной Днепродзержинск, пообещав вернуться в Одессу пятого мая. В указанный день Кириллов и Касап, прихватив с собой нож, преспокойно прошли на охраняемую (!) территорию академии и поднялись на второй этаж, в помещение санатория-профилактория. Комната, в которой жил их знакомый, оказалась запертой. Но это не остановило Кириллова -- вместе с Касапом он стал поочередно вламываться в соседние комнаты, где находились еще 15 курсантов. Странно, но будущие мореходы значительно превосходя количеством наглых пришельцев, не смогли противостоять им. Возможно, на них магически действовала «корочка», которую им тыкал под нос Кириллов.
Ошеломил Кириллов своим «документом» и курсанта Александра М. , готовившегося к экзамену. Ворвавшись в комнату N 5, лжемилиционер потребовал сдать оружие, наркотики, угрожая надеть на курсанта наручники и доставить его в отделение милиции.
Затем, закрыв дверь комнаты на замок, Кириллов и Касап более трех часов издевались над парнем: избивали, вырывали волосы на ногах, душили, угрожали ножом, электропаяльником, предлагая вступить с ними в половые отношения. Получив отказ, Кириллов наступил ногой на голову курсанта, связал ему руки проводом, раздел догола и снова предложил парню секс. Но даже после всех истязаний М. упорно отказывал своему мучителю «во взаимности».
Взбешенный Кириллов, оставив своему дружку нож, приказал охранять жертву, дверь открывать лишь по условленному сигналу, а сам вышел в коридор. Вломившись в комнату N 10, он увидел незнакомых ему курсантов Владимира З. , Дмитрия Щ. , Константина Б. , Евгения К. и Владислава П. Предъявив свою «корочку», он потребовал выполнять все его указания. Как ни странно, второкурсники поверили незнакомцу. Их не насторожил даже тот факт, что буквально через несколько минут Кириллов стал избивать зашедших к ним в гости двоих курсантов. Хотя за товарищей все же вступились, чем заставили «милиционера» на время успокоиться. Но ненадолго. Пьяный Кириллов продолжал бесчинствовать: стучал в двери комнат, кричал, грязно ругался. Он требовал, чтобы курсанты (большинство из них уже спали), пришли в комнату N 5, куда их якобы приглашал М. Однако в силу различных, по большей части случайных, обстоятельств завлечь туда четверых ребят ему все же не удалось.
Несолоно хлебавши, разъяренный Кириллов возвратился в облюбованный кубрик, где под охраной Касапа находился связанный Александр М. Схватив нож, бандит стал разжимать стиснутые зубы курсанта. Удерживая нож во рту бедняги, приказал ему сесть на кровать и заняться оральным сексом. «Упрямый» курсант никак не соглашался. Обессилевшую жертву сообщники бросили лицом вниз на кровать, и уселись ему на спину. Кириллов хладнокровно нанес Александру М. девять ранений, в том числе два проникающих. Полагая, что убили курсанта, сообщники накрыли его одеялом.
Однако на этом «фантазии» садистов не кончились. Они обсудили план своих дальнейших действий и распределили роли.
Кириллов ворвался в комнату N 10 и потребовал от одного из находящихся там курсантов пройти с ним. На этот раз «милицейское звание» подействовало Следующей жертвой негодяев стал 19-летний Евгений К. , который вслед за Александром М. прошел все круги ада в камере пыток -- комнате N5.
Увидев окровавленных товарищей, остальные курсанты, которых Кириллову и Касапу удалось заманить в комнату N5, сопротивления практически не оказывали. Парочка не утруждала себя в выборе средств для пыток, в ход шло все, что было под руками: нож, гантели, спички, матерчатые кляпы. На головы курсантам надевали полиэтиленовые пакеты, а когда они начинали задыхаться, Кириллов за глоток воздуха предлагал ребятам вступать с ним в половую связь. Отказавшись от гнусного предложения своего истязателя, пять курсантов обрекли себя на долгую и мучительную смерть
Утром, прихватив с собой награбленное, убийцы беспрепятственно покинули здание экипажа ОГМА.
В течение двух недель весь личный состав Одесской милиции и райотделов в области круглосуточно занимался поиском убийц курсантов. Кириллова и Касапа задержали в Килийском районе и конвоировали в Одессу.
Задержанные Виталий Кириллов и Петр Касап вели себя по-разному. Петр вину свою признал частично, относительно активно давал следствию показания и подтвердил их на очной ставке с Кирилловым. Виталий сначала вину признал частично, а затем отказался от своих показаний. Однако следствие располагает неопровержимыми доказательствами его виновности.
22 мая 2000 в санатории-профилактории Одесской государственной морской академии проведено воспроизведение обстановки и обстоятельств преступления, которое запечатлено фото- и видеосъемкой. Кириллов тогда полно и последовательно рассказал, а затем и показал, какие действия совершал по отношению к курсантам. Он, проявляя полную осведомленность, уверенно ориентировался на месте преступления, наглядно продемонстрировал механизм причинения телесных повреждений и положение, в котором находились в момент убийства курсанты.
Крайне медленно, с многочисленными вынужденными перерывами и переносами заседаний слушается это дело в Одесском облсуде. По прихоти Кириллова меняются адвокаты, пишутся всевозможные жалобы и прошения. И все это делается с единственной целью : максимально оттянуть вынесение приговора и отправку на «зону».