А подземные гаражи под Европейской площадью и Бессарабским «квадратом» -- центральные улицы столицы
Строительство одного из самых больших паркингов в столице планируют начать в нынешнем году на проспекте 40-летия Октября. Здесь будет два подземных и пять надземных этажей, к тому же в здании предусмотрен целый комплекс услуг для водителей: станция техобслуживания и диагностики автомобилей, автомойка, магазин запчастей и экспресс-кафе. Всего же в разных районах города в течение ближайших нескольких лет намерены построить как минимум 30 подобных подземно-надземных гаражей.
Паркинги Киеву крайне необходимы -- количество автомобилей в городе растет неудержимо и уже давно превысило все расчетные показатели действующего Генерального плана развития столицы. Естественно, не ожидая такого автомобильного «бума», мест для отстоя и парковки машин построили недостаточно. И теперь более трехсот тысяч автомобилей не имеют постоянного места отстоя, а найти место на парковке каждый день можно только для 250 тысяч транспортных средств.
«Беспризорными» автомобилями загромождены дворы, детские площадки, газоны и тротуары. Индивидуальные гаражи проблему не решат -- потребуются немалые территории, да и смотрятся такие железные и бетонные коробки далеко не привлекательно. Единственный выход -- многоэтажные паркинги, способные разместить под одной крышей автомобили с нескольких кварталов или микрорайонов. К примеру, новый паркинг на проспекте 40-летия Октября, рассчитанный на 600 машин, разгрузит Московскую площадь, а подземные паркинги под Европейской площадью и Бессарабским «квадратом» -- близлежащие городские улицы.
Всего в центральной части города планируют соорудить около десяти таких объектов -- возле Михайловской, Соломенской, Печерской площадей, улиц Круглоуниверситетской, Трехсвятительской, Ольгинской.
По словам директора коммунального предприятия «Киевпарксервис» Юрия Михайленко, несколько подземных гаражей соорудят и возле станций киевского метрополитена, в частности рядом с будущей -- «Проспектом Палладина». Но не только строительство паркингов позволит упорядочить парковку и отстой автомобилей, принимаются самые кардинальные меры по реформированию всего парковочного хозяйства столицы, по предоставлению водителям необходимого комплекса услуг.
Парковочный сбор (или плата за стоянку автомобиля) -- один из реальных и полноценных источников пополнения городского бюджета. Еще несколько лет назад предприятие, занимающееся этим видом деятельности, не только не приносило доход, но и требовало дотаций из городской казны. За два года, наладив нормальную работу, «Киевпарксервис» стал солидным «донором» местного бюджета -- только в прошлом году перечислено 3,5 миллиона гривен. И это далеко не предел -- денег можно собрать в несколько раз больше.
Не секрет, что часть денег оседает в карманах парковщиков. С такими злоупотреблениями постоянно борются -- пойманных «на горячем» сотрудников увольняют. Но и парковщиков понять можно: за 180 гривен в месяц семью не прокормишь, условия работы тяжелые -- зимой люди мерзнут (да и обмороженные руки -- не редкость), летом подстерегают солнечные удары. Законодательство никаких прав парковщикам не предоставило, равно как и мер воздействия на водителя, отказавшегося платить за стоянку, не предусмотрело.
Для справки: стоимость часа парковки -- 1 гривня, 30 минут -- 50 копеек, до 5 минут -- бесплатно. За каждый следующий час -- 1 гривня. Не платят за парковку инвалиды на машинах с ручной системой управления, 50 процентов оплачивают участники боевых действий и чернобыльцы 1-й и 2-й категории.
Вскоре все парковщики получат портативные кассовые аппараты и вынуждены будут выдавать водителю при оплате за стоянку чек. Но от злоупотреблений такая мера тоже не спасет. Единственный выход -- безналичный расчет за парковку. Запланировано, кроме ежеквартальных, продавать месячные и недельные талоны, позволяющие ставить машину на любой парковочной площадке города без ограничения времени. На первом этапе внедрения этого новшества купить талон можно будет только в нескольких пунктах, а в перспективе -- на всех парковочных площадках.
Подготовлен к реализации и проект обустройства таких площадок парковочными автоматами. Правда, обойдется это недешево -- один паркомат, рассчитанный на обслуживание 15--20 машин, стоит от двух до семи тысяч долларов. Закупать их придется за границей. А городу таких паркоматов необходимо как минимум 300.
Уже есть инвесторы, готовые оборудовать площадки паркоматами, но руководство «Киевпарксервиса» пока воздерживается от внедрения проекта. Ведь цену за парковку придется повысить до трех гривен.
На первом этапе паркоматы планируется установить только в центре города: во-первых, автоматы меньше пострадают от вандалов, во-вторых, часть транспорта «уберется» из центра. Ведь многие водители, не желая платить больше, станут парковаться на близлежащих подъездах к центру улицах, а дальше воспользуются общественным транспортом.
Для справки: бесплатно можно припарковаться возле лечебных, учебных и детских заведений, городских кладбищ. Парковщик не несет ответственности за сохранность автомобиля, но обязан оказывать водителю помощь -- регулировать безопасный заезд и выезд со стоянки. Возникшие у вас претензии можно высказать, позвонив по телефону 271-20-51.
Еще один оригинальный проект -- организация в городе сети мест временного хранения велосипедов. Специалисты считают, что в будущем все больше киевлян станут отдавать предпочтение этому виду транспорта, чтобы не терять время в заторах на улицах и для поездок по «спальным» жилмассивам. Вот тогда и пригодятся велостоянки -- специальные устройства позволят не только припарковать велосипед, но и предотвратить его кражу. Велостоянки планируют организовать возле торговых, развлекательных и офисных центров, многих магазинов, пунктов бытового обслуживания. За парковку двухколесной машины денег не возьмут.
В ближайшие несколько лет силами «Киевпарксервиса» откроют 100 автомоек и пять автоцентров со станциями техобслуживания, заправками, магазинами, кафе. В отличие от действующих, они станут коммунальными, так что цены здесь установят единые -- они будут доступны практически каждому водителю.
Все парковочные площадки и автостоянки занесут в единую общегородскую компьютерную систему, и водитель по телефону сможет получить информацию о наличии мест на любой стоянке или площадке города.
Многие автостоянки, включая охраняемые круглосуточные, принадлежат организациям разных форм собственности. Город не стремится к монополии, конкуренция здесь только на пользу. Но навести элементарный порядок в деятельности таких предприятий необходимо. Ряд автостоянок функционирует вообще без каких-либо документов, порой на самозахваченных землях, а некоторые -- и вовсе подпольно. Естественно, в бюджет средства не поступают, а цены за услуги завышены.
Поэтому решено провести полную паспортизацию таких объектов -- хозяину автостоянки необходимо зарегистрироваться, получить паспорт объекта и учетный номер. К тому же планируется создать сеть коммунальных автостоянок с помесячной оплатой за хранение автомобиля. Все это делается не только для пополнения казны, но и для доступности услуг на таких объектах для всех водителей. До конца года большинство автостоянок и многие парковочные площадки оснастят передвижными биотуалетами.
Второй год существует в городе служба сбора и утилизации бесхозного транспорта. Необходимость выполнения таких работ тоже давно назрела, ведь во дворах и лесопосадках немало брошенных, полуразобранных и раскуроченных машин. Только по приблизительным подсчетам, в ближайшее время требуется убрать более двух тысяч таких автомобилей. Пока что их забирают на одну из штрафплощадок города, но вскоре приступят к утилизации ненужного хлама. А вот исправные запчасти и механизмы, снятые с таких автомобилей, будут продавать в специальном магазине по сниженным ценам.