Происшествия

Чтобы отомстить отцу, бывший студент медицинского университета убил собственную мать

0:00 — 12 апреля 2001 eye 1703

Собираясь на Пасху к родителям, Олег Маюрченко прихватил с собой… нож. Ему хотелось сделать больно, отцу, который положил конец его беззаботной жизни в столице. Приехав в Черкассы, Олег сначала убил свою мать, а затем попытался зарезать отца. Теперь ему, «мальчику из хорошей семьи», предстоит 14 лет отбывать наказание в местах заключения.

Лену боготворили в семье

Выйдя замуж за военного моряка, Лена спрятала в шкафу вузовский диплом инженера-технолога. Вскоре один за другим у них родились двое сыновей -- Олежка и Андрей, и тут уж ей вовсе было не до роботы. Семья капитана II ранга Владимира Маюрченко жила тогда в Петропавловске-Камчатском. В городе центром культуры был местный театр, премьеры которого всегда проходили с аншлагами. Благодаря матери-театралке оба сына капитана воспитывались на спектаклях русских классиков. Когда мальчики подросли, Елена устроилась сначала бухгалтером в театр, а затем перевелась в управлении культуры. Лену обожали сослуживцы, боготворили в семье. Культ матери поддерживал отец, подавая пример сыновьям. В их семье вошло в правило, что по утрам завтраки готовят сыновья или муж.

Когда Владимир вышел в отставку и обосновался у себя на родине в Черкассах, пришло время говорить о будущем Олега. Мальчик мечтал стать врачом. На семейном совете решили, что вначале он закончит Черкасский медицинский колледж, затем три курса Киевского медуниверситета, а завершит образование в Санкт-Петербурге -- в знаменитой Военно-медицинской академии. Олега ожидало блестящее будущее. И сын старался не разочаровывать родителей. Он с отличием окончил колледж, успешно проучился первый курс в столичном университете. И вдруг мама с ужасом узнала, что сессию первого семестра сын-второкурсник завалил. Скрыв это от строгого папы, Елена поехала в Киев, чтобы все уладить. И ей это удалось. Олежек пообещал маме в дальнейшем учится прилежно. Однако слова не сдержал…

«Пусть сбываются наши мечты!»

В полночь, под бой часов, возвещающих наступление Нового 2000 года, в уютной квартире на четвертом этаже блочной девятиэтажки по улице Сумгаитской в Черкассах зажгли свечи. Владимир Маюрченко включил видеокамеру. Супруги вспоминали свою юность, говорили о будущем сыновей.

-- Пусть сбываются наши мечты! -- подняла бокал шампанского Елена. -- Пусть внуки и правнуки живут с праздником в душе, с ощущением радости жизни на этой земле!

Но в новом году друзья редко видели улыбку на лице Елены. В ее жизни наступила черная полоса…

С младенческих лет Олежке внушали, что он исключительный и чрезвычайно одаренный. Кто же из чадолюбивых родителей не видит своего сына гением? В детском садике воспитательница выделяла Олежку, как самого способного мальчика в группе. В школе обращали внимание на его необыкновенные способности к языкам.

За учебу Олега в университете родители выкладывали две тысячи долларов в год. Олег остался гражданином России, планируя окончить образование в Санкт-Петербурге, и в Украине мог рассчитывать только на платное обучение. Ради сына родители готовы были жертвовать всем. В комнате общежития, к примеру, полагалось жить троим студентам. Чтобы не подселили третьего, отец оплачивал жилье за двоих. Олег же предпочел переселиться в квартиру подружки.

Он был красивым парнем, на него обращали внимание многие девушки, но он выбирал только тех, кто, как и его мать, носил имя Елена. С последней своей подружкой Леночкой Олег познакомился еще в Черкасском медицинском колледже. В одном вузе влюбленная пара продолжала учиться и в Киеве. Леночка поселилась у родной тетушки. Последняя зарабатывала себе на пропитание гаданием. Она своеобразно завлекала клиентов: двери квартиры увесила колдовскими талисманами -- крестом с соломой и оплавленной свечой и прочей дребеденью. Олег стеснялся зайти с отцом в церковь, побаиваясь, как бы не увидели друзья и не засмеяли. Но тетушкина «экзотика» юношу не смущала. С Леной ему было легко. Парень так «раскрепостился», что однажды избил свою подружку. И тогда в квартире Маюрченко раздался звонок: всхлипывая, Лена рассказала родителям о поступке сына.

Ошеломленные Елена и Владимир немедленно собрались в дорогу. В квартире Лениной тети разразился скандал: отец внушал Олегу, что пора ему, наконец, стать мужчиной, оформить свои отношения с Леной, начать зарабатывать деньги. Лена и тетя не проронили ни слова. Когда Олег поднялся, чтобы уйти с родителями, Леночка закричала: «Не уходи! Иначе все расскажу отцу». Девушку, похоже, привлекали не только красивые глаза возлюбленного. Каждую неделю мама привозила в Киев тяжелые сумки с продуктами, заботливо клала в карман кошелек с деньгами… Елена тогда еще не знала о карточных долгах сына.

Прелести столичной жизни

Олег остался в Киеве, а вскоре родители узнали, что лекции он не посещает, более того -- они обнаружили расписки его карточных долгов. Суммы проигрышей были внушительные -- 600--800 долларов каждая. И отец с матерью решили вернуть блудного сына домой. Но Олег, вкусив все прелести столичной жизни, возвращаться под крышу отчего дома не желал.

В отчаянии мать бросилась к гадалке, но та отшатнулась от нее и не пустила на порог.

-- Уходи! В твоем доме будет стоять гроб! -- крикнула, закрывая за Еленой дверь. А та сразу же подумала о старшем сыне. Тревожно забилось материнское сердце в предчувствии беды. Своей подруге Лена жаловалась: «Я не узнаю своего Олежку. У сына сердце превратилось в камень. Отвезу его к бабушке в село, отогрею на природе».

Владимир Маюрченко снова помчался в Киев. Но в общежитии Олега не нашел. По его рассказам, в комнате вповалку лежали парни с девушками, на полу в кучах мусора валялись пустые бутылки и презервативы. В ответ на возмущение Владимира по поводу студенческих шалостей в деканате лишь улыбнулись. И отец, расторгнув контракт, забрал из университета документы Олега.

Один из студентов предъявил Владимиру Владимировичу расписку карточного долга Олега и показал его паспорт, оставленный в залог, и он выкупил паспорт сына.

Последний вальс

Капитан Маюрченко действовал, как в боевой обстановке. Он посетил МВД и потребовал разыскать ребенка и доставить под конвоем в родительский дом. Узнав, что «ребенку» исполнился 21 год, полковник милиции вежливо отказал отцу в просьбе. Но капитан решил не отступать. Он связался с Министерством обороны России. Оттуда позвонили в Украину, и попросили посодействовать Маюрченко в поисках сына.

Проведав, что отец разыскивает его с милицией, Олег позвонил дежурному милиционеру, что жив-здоров и сам собирается навестить родителей.

26 апреля приятельницы Елены устраивали вечеринку в кафе «Ретро», посвященную старинному романсу. Обычно инициатором подобных мероприятий была Лена. Но в этот раз подруга буквально силком затащила ее в кафе. Вместе с женами пришли мужья.

В тот вечер все восхищались прекрасной парой, кружащейся в вальсе -- Владимиром и Еленой. Это был последний танец четы Маюрченко.

Разорвав контракт в университете, отец в один день положил конец беззаботному веселью сына. Отныне парень уже не считался студентом престижного вуза. Накапливались карточные долги, а родители не давали денег. Имея в кармане диплом с отличием медицинского колледжа, Олег легко мог устроиться на работу в любую из столичных поликлиник. Но он не привык работать. За него все делали родители.

27 апреля мать Олега звонила Леночке домой, просила передать сыну, чтобы приезжал погостить на Пасху. Собираясь в Черкассы Олег прихватил с собой… нож.

В Черкассах он сошел с троллейбуса и около получаса проторчал на остановке, не решаясь сделать шаг в сторону дома. За дверью он услышал голос отца и решил подождать, пока тот уйдет.

Наконец в квартире остался один брат. Олег проголодался и тотчас бросился к холодильнику. Насытившись, он вынул из бара бутылку водки, налил рюмку, вторую. Коньяк пил прямо из бутылки. Из рукава рубашки выпал нож. Андрей знал о долгах брата, и решил, что тот носит нож для защиты от кредиторов. Захмелев, Олег поинтересовался у брата, нравится ли тому жить с родителями. Не дождавшись ответа, взмахнул в воздухе ножом: «Может, мы их «чик» и все?».

-- Ты соображаешь, что говоришь? -- ужаснулся Андрей.

-- Может и тебя убрать, как нежелательного свидетеля? -- ухмыльнулся старший брат.

Андрей бросился прочь из дому, решив побыть некоторое время у друга, пока Олег протрезвеет и перестанет нести чепуху. А Олег остался дома -- он ждал мать…

«Что ты наделал, сын?!»

Позже он расскажет психологу о своих переживаниях после убийства: «Я осознал, что убил мать, а виноват он, отец. Он был везде, даже в моих снах. Многие люди говорили его словами. Я ударил мать ножом, хотел отомстить отцу, чтобы он хоть раз почувствовал боль».

Хладнокровно смыв кровь с ножа, которым зарезал мать, Олег тотчас выбрал на кухне еще два -- для отца и брата, -- примерил, удобно ли держать их в руке. А затем пошел в детскую комнату, чтобы проверить, остры ли лезвия. На кровати брата он исполосовал ножами две подушки.

-- Привет, сыночек, -- обрадовался возвращению блудного сына, заходя в квартиру, Владимир Владимирович. Затем нагнулся, чтобы снять обувь. Чуткое ухо военного уловило странное движение сзади, и он инстинктивно отпрянул. Нож скользнул по спине, распоров рубашку. Олег с силой толкнул отца на кухонную дверь, раздался звон разбитого стекла. В это время зазвонил звонок на входной двери -- вернулся Андрей. Отец через дверь попросил младшего сына вызвать «неотложку». Прибывшие врачи выбили входную дверь и помогли отцу усмирить Олега.

Капитан бросился в ванную, чтобы отмыть кровоточащие раны и увидел там… неподвижное тело жены. Он метался по квартире, словно в бреду, повторяя: «Что же ты наделал, сын? Что ты наделал?»

В суде Олег сказал, что сожалеет о случившемся, и сейчас продолжает любить мать. Но что бы ни говорили, ему необходимо продолжать жить. Он еще будет полезен обществу. Самый высокий суд -- это суд собственной совести, и об этом он ни с кем не желает говорить.

… Скоро год, как длинными вечерами седой капитан предается скорбным воспоминаниям, вновь и вновь возвращаясь к тому страшному дню, пытается понять сына. Половину своей жизни Владимир Маюрченко отдал флоту. Там все было ясно и просто.

-- Когда я подбирал команду, знал, что этот человек пойдет за мной в бой и не предаст, -- размышляет вслух Владимир Маюрченко. -- А мой сын ударил отца в спину. Понимаете, у него не хватило смелости ударить, глядя прямо в глаза!

Судебная коллегия по уголовным делам Черкасского областного суда приговорила Олега Маюрченко к 14 годам лишения свободы, первые три года он проведет в тюремной камере, остальные -- в колонии усиленного режима.

-- К сожалению, в последнее время молодые люди ожесточились до того, что для некоторых из них человеческая жизнь ничего не стоит, -- прокомментировал вынесенный им приговор председатель судебной коллегии по уголовным делам Черкасского областного суда Анатолий Ильченко. -- Олег Маюрченко воспитывался в хорошей семье. Но беда в том, что родители его слишком опекали, и он не научился жить самостоятельно и отвечать за свои поступки -- залез в долги, запустил учебу. Возник конфликт между сыном и родителями. Отец любил Олега, заботился о нем, но, в то же время, унижал парня своими «командирскими» действиями, решал все за него сам. Молодой человек получил суровое наказание за совершенное им преступление, и теперь студенту-медику придется проходить университеты за колючей проволокой.