Витольд Павлович -- заядлый водный турист с большим стажем. Нет ни одной большой реки на территории бывшего СССР, на которой он не побывал в составе геологических партий и поисковых экспедиций. Реки, рожденные на вершинах Верхоян, в ледниках хребта Черского, Джуджурских и Скалистых гор, носили на своих белопенных волнах его надувную лодку вдоль берегов, где с начала мирозданья не ступала нога человека. А главное -- тишина. Не мертвая, холодных подземелий, а звонкая, живая тишина края непуганных зверей и птиц, ледниковой воды и стерильно чистых пляжей. Сами по себе рождались у него стихи:
«Человеком права лишена
Украшать безмолвием рассветы,
Доживает век свой тишина
На краю взбесившейся планеты».
Потому так нелегко было выбирать Витольду Фокину место для строительства собственного дома -- было с чем сравнивать.
Свой выбор Витольд Павлович остановил на крошечном хуторке Драбына в Обуховском районе: внизу речка, сбоку холм, высокие каменистые кручи и родник. Хуторяне настороженно отнеслись к появлению человека, собравшегося здесь строиться. Соседка Мария Кулик, увидев солидного чиновника (Фокин тогда занимал должность Председателя Госплана Украины), пыталась его отговорить: «Да разве можно довести до ума эту усадьбу? Сорок лет здесь не было хозяйской руки. Камыш -- в два человеческих роста. Да и не нужен среди наших скромных хат дворец». «А я не собираюсь возводить хоромы, -- сказал от тогда своей будущей соседке. -- Построю самый обыкновенный домик».
На том и порешили. А настороженность хуторян вскоре исчезла, когда Витольд Павлович, надев рабочую одежду и взяв лопату, стал собственноручно рыть траншею под фундамент будущего дома. Именно соседи и стали его добровольными помощниками на стройке. Витольд Павлович искренне полюбил их за естественность и чистоту -- качества, присущие людям, которые всю жизнь проводят на природе.
Иногда они намекали новоселу: «Наверное, скоро у нас появится асфальтированная дорога». Он и рад был помочь осуществить давнишнюю мечту жителей хуторка, и возможности, конечно, были, но боялся, что в уединенный уголок ворвется гул машин и понаедут туристы. Потому вынужден был огорчить хуторян. Слегка укатали грейдером -- вот и вся дорога
Семья экс-премьер-министра и по сей день довольствовалась бы государственной дачей, если бы не просьба мамы Витольда Павловича Евдокии Дмитриевны, крестьянки по рождению и призванию. «Сынок, хоть на старости найди себе кусочек земли и построй хотя бы маленький домик», -- сказала она незадолго до смерти.
-- Как я мог не выполнить это желание мамы, ведь она беспокоилась, чтобы с ее смертью не исчезла наша наследственная привязанность к земле, -- вспоминает Витольд Павлович. -- Кстати, мама терпеть не могла слово «дача». Оно для нее ассоциировалось с «панами» и «барчуками». Помню, как она говорила своей сестре, муж которой, академик, построил дачу под Москвой: «Люба, что у тебя за жизнь такая: сидишь в лесу, ничего не делаешь? Не представляю, как можно жить без огорода, одичаешь же!»
Витольд Павлович рассказывает, что, оставшись без отца, семья выжила в тяжелые послевоенные годы исключительно благодаря маминому трудолюбию. С ранней весны и до поздней осени трудились Евдокия Дмитриевна и ее двое детей на нескольких огородах -- своих и чужих, работая поденно. Не удивительно, что в саду и в огороде экс-премьер-министр умеет делать все: обрезать и прививать деревья, полоть и окучивать картошку И дом свой Витольд Павлович построил сам, по собственному проекту.
-- Дом получался небольшим. Не потому, что я скромный такой, а просто места было мало, -- улыбается Витольд Павлович. -- Фундамент -- девять на шесть метров. Типового проекта не подобрал, потому однажды вечером пришлось засесть за рабочие чертежи. Дом вышел не слишком удачным, похожим на скворечник -- маленький и высокий. Как-то приехал к нам в гости Валентин Згурский, тогда мэр Киева. Он-то и посоветовал мне возвести вокруг дома террасу.
Я послушал, и, знаете, получилось совсем неплохо. Тогда же Валентин Арсентьевич посоветовал у самой речки выкорчевать дикий кустарник и посадить калину и березы. Деревья за десять лет так вытянулись! Там же, на краю огорода, облюбовала себе место пара белых лебедей. И прилетают теперь к нам каждый год.
Фокины заметили: если сажать картошку, когда лебеди уже прилетели, с урожаем не прогадаешь. А картошка, кстати, у них особенная. Нет, не заморских сортов, а наша украинская, «синеглазка». Жители Драбыны в один голос утверждают, что она идеально подошла к местным условиям: вкусная, рассыпчатая, урожайная.
-- Мой товарищ из Австрии Рихард Эгит -- большой гурман, -- рассказывает Витольд Павлович. -- Приезжая в гости, всегда ест только картошку. Это блюдо он обожает. Отварная, с поджаренным на подсолнечном масле луком, под селедочку, огурчик, ну и
Возможно, так вкусна картошка еще и потому, что хозяева выращивают ее без «химии». В период нашествия колорадского жука супруга Витольда Павловича Тамила Григорьевна собирает «интервентов» вручную.
С другими растениями проблем особых нет. На их огороде растет практически все: и огурцы, и помидоры, и кабачки, и баклажаны. Особое внимание хозяйка уделяет бобовым -- гороху и фасоли. Тамила Григорьевна утверждает, что работая на грядках не чувствует физической усталости, молодеет душой и телом.
Вот и в этом году, едва успел сойти снег, хозяйка уже побывала на усадьбе. Первым делом распланировала огород, присмотрелась и к саду. Сад у Фокиных удивительно богатый. Здесь собраны лучшие сорта яблонь, груш, вишен, абрикосов -- всего около сорока деревьев. Сад хорошо плодоносит, отдельные яблоки тянут почти на полкилограмма! И не удивительно: ведь к их саду «приложил» руку выдающийся селекционер, директор Млиевской станции садоводства Николай Артеменко. В семье бережно хранят память об этом замечательном человеке.
Знаменитый яблочный пирог «аппелпай» Тамила Григорьевна обычно выпекает в пятницу, чтобы в субботу супруг мог угостить своих партнеров по игре в теннис. Государственные и научные мужи в восторге от этого пирога.
-- «Аппелпай» готовится очень просто, -- делится рецептом Тамила Григорьевна. -- Беру три яйца, добавляю стакан сахара и добела растираю все миксером. Затем понемногу высыпаю стакан муки, и опять взбиваю с помощью миксера. В получившееся тесто обязательно кладу корицу и ванилин. Затем на дно формы, смазанной сливочным маслом и посыпанной сухариками, кладу нарезанные дольками яблоки. Сверху заливаю тестом. Когда пирог испечется, его можно украсить тонким слоем шоколадного крема или просто посыпать сахарной пудрой.
Думаю, что Фокины знают и рецепт вечной молодости. Он чрезвычайно прост: нужно приглашать в свой дом друзей. Сегодня весь дружный хуторок Драбына живет, как одна семья. Во двор к Фокиным всегда можно запросто прийти и набрать целебной воды из родника, который бьет прямо во дворе. Как у Булата Окуджавы: «Дверь не забудьте распахнуть, открытой дверь оставьте »