Политика

Шпионившего за президентом украины майора мельниченко в сша представят борцом с коррупцией?

0:00 — 19 апреля 2001 eye 274

По крайней мере, украинский экс-офицер -- не первый выходец из бывшего СССР, сбежавший в Америку от уголовной ответственности

Посол США в Украине Карлос Паскуаль вот уже который день отказывается комментировать украинским журналистам причины, побудившие власти этой страны укрыть у себя от украинского правосудия майора Мельниченко, которого обвиняют в прослушивании кабинета Президента. Дипломат лишь дает понять, что, мол, каждый человек имеет право обратиться с просьбой о предоставлении политического убежища. А вот ответ на просьбу зависит исключительно от обстоятельств дела.

Чтобы получить политубежище в США, можно и границу этой страны пересечь нелегально

В этой связи уместно будет вспомнить, что с подобным ходатайством примерно два года назад к властям США обратился еще один наш известный соотечественник -- экс-премьер Павел Лазаренко. В отношении этого кандидата на получение вида на жительство в одном из самых демократических государств мира власти США до сих пор не высказались однозначно. Единственным конкретным ответом на просьбу экс-премьера стало предъявление ему обвинения в отмывании через банковские структуры США около 114 млн. долларов. То же обстоятельство, что против П. Лазаренко в Украине ведется уголовное расследование по обвинению в коррупции, для американских юристов, рассматривающих вопрос о предоставлении ему политического убежища, очевидно, не является определяющим. Мол, это не наши проблемы. Что же касается майора Мельниченко, то бывший офицер президентской охраны, видимо, ничем перед властями США не провинился. А значит, заслужил покровительство этой страны?

Вообще, что касается самого процесса получения убежища, то он, на первый взгляд, не представляет из себя никакой секретности. И в этом отношении молчание американских дипломатов трудно понять. Поэтому попытаемся самостоятельно определить степень сложности процедуры получения вида на жительство в США, пройденной майором Мельниченко. Если он, конечно, прошел этот путь самостоятельно, а не без помощи высокопоставленных американских друзей, на что намекают некоторые народные депутаты.

Для потенциальных эмигрантов процедуру получения пристанища в США прекрасно описывает ряд российских интернет-изданий. Политическое убежище предоставляется в США лицам, которые доказали обоснованность опасения преследований, угрожавших в прошлом или грозящих теперь их жизни и свободе -- по причине национальной, расовой, религиозной принадлежности, политической деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и пр.

По приезде в США любым путем (единственный случай, когда на эмигранта не распространяются никакие санкции за нелегальный переход границы, обман иммиграционных властей, фальшивые документы и т. д. , -- это если он бежал, спасая свою жизнь или свободу) соискатель убежища в течение одного года пребывания в стране подает -- самостоятельно или через адвоката -- прошение. Сопровождает его (или нет -- ваше дело и возможности) подкрепляющими документами о фактических или возможных преследованиях. Через некоторое время (в зависимости от места проживания в США) получает вызов на интервью. Проходит интервью — получает убежище. Не проходит, не убедил офицера иммиграционной службы — дело передается в суд, и начинается следующий этап длительностью (по обстоятельствам) от 1,5 до 5 лет (напомним, дело Лазаренко слушается в суде Сан-Франциско уже второй год). Если же в убежище не отказано, то политэмигрант может рассчитывать и на скорейшее получение «грин-карды», и на воссоединение со своей семьей.

Вероятно, последнее обстоятельство для майора Мельниченко не актуально, поскольку Украину в ноябре 2000 года он покинул (судя по информации чешских властей, подтвердивших выдачу консульством этой страны виз на имя майора, его супруги и ребенка) вместе с семьей.

Два года назад США укрыли у себя российского экс-банкира, обвиняемого в хищении миллионов долларов

Впрочем, случай с Мельниченко не является прецедентом предоставления США убежища человеку, против которого на его родине проводится расследование. Скорее всего, это еще раз подтверждает применение властями этой страны принципов двойных стандартов. Так, совсем недавно, в 1999 году, в Штатах нашел убежище основатель всероссийского биржевого банка Александр Конаныхин, которого в России в свое время депутаты Госдумы обвинили в похищении около 300 млн. долларов. Впервые в истории постсоветской России Соединенные Штаты укрыли у себя ее гражданина не из-за гонений на веру, проблем из-за «пятого пункта» или сложностей ввиду сексуальной ориентации. Российские власти упорно добивались выдачи Конаныхина, считая его причастным к крупной краже из основанного им самим банка. В Америке же сочли, что экс-банкир в случае возвращения в Россию имеет все основания опасаться преследования за… политические взгляды.

Сам Конаныхин объяснял американцам свои злоключения гонениями чиновников, мафии и КГБ в отместку за разоблачение коррупции. Кого именно он разоблачал, так и осталось загадкой. Но доподлинно известно, что в России он был вполне благополучным предпринимателем. Начав в 25 лет с создания строительного кооператива, Конаныхин вскоре контролировал бизнес с многомиллионными оборотами. По информации газеты «Рабочая трибуна», он переселился на бывшую дачу Горбачева и именовал себя «одним из наиболее влиятельных людей страны».

В Америку Конаныхин прибыл в сентябре 1992 года, сбежав из Будапешта, где скрывался от грянувших финансовых неприятностей. В Венгрии он был схвачен бывшими коллегами по бизнесу и некими бандитами, которые требовали от него денег, угрожая при этом утюгом. Он отдал им паспорт, но сумел воспользоваться запасным, в котором стояла американская виза.

Однако 27 июня 1996 года в его квартиру, находящуюся в пригороде Вашингтона, явились сотрудники службы иммиграции и натурализации и препроводили бывшего банкира в тюрьму. Основываясь на материалах расследования дела Конаныхина, российская военная прокуратура документально обвинила его в хищении, правда, уже не трехсот, а «лишь» 8 миллионов долларов. А поскольку соглашения о выдаче подозреваемых в совершении преступлений между Россией и Штатами нет (как, кстати, нет его и у Украины с США), ФБР задалось целью добиться его депортации за нарушение иммиграционных законов.

Первое слушание в суде не принесло российскому банкиру долгожданного результата: просьбу Александра Конаныхина и его жены Елены Грачевой о предоставлении им политического убежища в США отклонили. Конаныхина продержали за решеткой 13 месяцев. Потом выпустили с браслетом на ноге, который позволяет отслеживать местонахождение его владельца. Российские власти, поспешившие поначалу назвать решение суда «крупной победой в борьбе с международной преступностью», понемногу теряли терпение и устами генерального прокурора Скуратова корили американцев за «беспрецедентные задержки».

А экс-банкир вместе со своими адвокатами тем временем готовился к повторному слушанию, главным аргументом в котором уже служили козни давно не существующего КГБ. Но кто на это обратит внимание -- мол, мы-то понимаем, о какой конторе идет речь. А аббревиатура «КГБ» как-то даже привычнее американскому уху. Поэтому и сошлись на том, что на примере Конаныхина «КГБ хочет отбить у других охоту выступать против коррупции и за демократию». Но главные доводы все же были «пострашнее». А именно. По возвращении в Россию Конаныхина ждут нечеловеческие условия заключения, переполненные камеры СИЗО, в которых свирепствует туберкулез. У него мало шансов добиться оправдательного приговора, но, даже если это и произойдет, он все равно отсидит в тюрьме около трех лет. Наконец, его могут просто убить — список расстрелянных по заказу российских предпринимателей в Америке хорошо известен.

Впечатленный услышанным, американский суд, перечеркивая свое прежнее решение, полностью согласился с экс-банкиром в том, что жизни в России ему не будет, и оставил на ПМЖ в США. Кстати, поговаривают, что именно исход дела Конаныхина вдохновил на бегство в Америку бывшего украинского экс-премьера Павла Лазаренко. Пока он идет по пути Конаныхина: попросил политического убежища, твердит, что боится политических преследований и опасается за жизнь. А посему вполне возможно, что и экс-премьер, которого дома обвиняют в присвоении бюджетных средств, и шпионивший за Президентом Украины майор Мельниченко предстанут в глазах Америки новоявленными борцами с коррупцией?