Благотворительный концерт, посвященный 15-летию чернобыльской трагедии «Неможливо забути», при участии Владимира Спивакова и Игоря Четуева, симфонического оркестра Национальной оперы Украины (Национальная опера, 25 апреля)
В Киеве Спивакова любят. Любят и других выдающихся музыкантов, но к ним отношение как к гостям, а к Владимиру Теодоровичу, все-таки, как к своему, Нашему. В Киев он пробивался сквозь туманы и метели в памятном 97-м, в 99-м ради киевлян прервал гастрольный график, расписанный на десять лет вперед Не мог он не приехать и в этот раз -- увы, по печальному поводу. Ровно пятнадцать лет назад случилась трагедия, разделившая нашу жизнь надвое -- до Чернобыля и после
На пресс-конференции Спиваков назвал себя «седеющим живчиком». Его творческой активности позавидуют многие поп-исполнители: помимо концертной деятельности, он умудряется еще и заботится о талантливой молодежи. Это отнюдь не поза всемирно известного музыканта: еще в 70-е за первые гонорары Спиваков он купил и подарил рояль интернату Центральной музыкальной школы, для чего пришлось получить «добро» от тогдашнего министра культуры Демичева. Потом, в 80-х, была нашумевшая история с покупкой рояля для Жени Кисина -- 12-летнего лучезарного вундеркинда, чья творческая судьба могла бы не состояться. За семь лет существования Международного благотворительного фонда Спивакова более 1500 талантливых детей в СНГ получили материальную помощь в виде стипендий и грантов. Нынешний концерт Спивакова с лауреатом многочисленных международных конкурсов пианистом Игорем Четуевым -- возможность продемонстрировать широкой публике талант, который уже пользуется популярностью во всем мире.
Под стать виртуозу-пианисту был и репертуар -- Третий концерт С. Рахманинова для фортепиано с оркестром. Великий композитор был не менее выдающимся пианистом и свои произведения писал «себе по руке», поэтому фортепианные сочинения Рахманинова тускнеют в исполнении пианистов, не обладающих полновесными эстрадными данными. Сложный рисунок, кружевная вязь, на фоне которой вырастает мелодия, -- недаром пианисты считают Третий концерт одним из самых сложных произведений фортепианного репертуара. Четуев и Спиваков -- оба поджарые, сухопарые, подтянутые -- вышли в зал под аплодисменты публики. Игорь Четуев с истинно рахманиновской мощью обрушивал каскады и массивы аккордов -- то строго-сосредоточенно, то яростно, то игриво, то патетично. Вся гамма чувств -- от сомнений и горя до веры в грядущий день. Овации вынудили Игоря бисировать сразу после первого отделения -- прозвучала прелюдия из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, нежная и печальная Владимир Теодорович в это время стоял позади и слушал, а затем обнял музыканта.
Во втором отделении концерта в исполнении симфонического оркестра Национальной оперы Украины под управлением Спивакова прозвучала Пятая симфония П. И Чайковского, придав концерту сурово-сосредоточенный, исповедальный характер. На «бис» оркестр исполнил вальс А. Хачатуряна, а затем Спиваков под гром аплодисментов вернулся на сцену со скрипкой. Он сыграл «Молитву» Томмазо Альбинони, посвятив ее всем жертвам Чернобыля. Зал слушал стоя, в оглушающей тишине. После концерта Президент Украины объявил о присвоении Владимиру Спивакову звания народного артиста Украины. Все деньги, вырученные от концерта, будут переданы детям-инвалидам Чернобыля.