Политика

Во многих парламентах мира депутаты, опасаясь утратить авторитет, установили для себя табу на некоторые слова, жесты и даже интонации

0:00 — 2 августа 2001 eye 213

Возможно, и нашим законодателям пригодился бы опыт зарубежных коллег?

Вот уже несколько десятилетий народные избранники во многих странах мира пытаются выработать универсальные правила приличия для образцового депутата парламента. Ведь не секрет, что порой законодатели подают далеко не лучший пример поведения в обществе: то оттаскают за волосы женщину-коллегу, то отчаянно работают кулаками, то плюются и обзывают друг друга такими словами, от которых «уши вянут» не только у эстетов-филологов… В новейшей истории немало таких примеров. Скажем, однажды депутату югославского парламента, председателю радикальной партии Войславу Шешелю чем-то крайне не понравились высказывания спикера, и он решил выразить свое бурное негодование «тройным плевком» в оппонента и даже попытался заехать ему кулаком в ухо. И, возможно, спикеру таки досталось бы, если бы не вмешательство более крепких в физическом смысле коллег… А не так давно один из чопорных британских парламентариев выказал свое недовольство деятельностью правительства страны таким отборным матом, что его потом пришлось «вырезать» из выпусков новостей во избежание общественного возмущения.

В Кнессете долгое время не считалось грехом употребление таких слов, за которые на улице запросто могли оштрафовать

Свой оригинальный способ спасения ситуации, как недавно сообщали «ФАКТЫ», предложили депутаты израильского парламента -- Кнессета. Напомним, там был введен мораторий не только на использование резких выражений, но и на «обидные и оскорбительные слова и ассоциации». Дело в том, что при ведении дискуссий в Кнессете долгое время не считалось грехом употребление таких словечек, за которые на улице запросто могут оштрафовать и даже посадить за решетку. А теперь в списке запрещенных слов оказались вполне цензурные «болотная муха», «дьявол», «кровопийца», «антисемит», «фашист», «лицемер», «идиот»… Израильтяне вполне справедливо посчитали, что если кто-то оскорбляет такими словами народного избранника -- значит он тем самым оскорбляет народ. Наложено табу и на выражения, которые принято употреблять в переносном смысле. Например, парламентариям запрещено называть друг друга «святым мучеником», «пуделем», «головорезом», «угрозой для государства» и так далее. Надо думать, теперь депутатам Кнессета стало намного труднее выступать с трибуны.

Но гораздо скованнее, очевидно, чувствуют себя парламентарии Индонезии -- для них введен запрет не на слова, а на действия. Категорически не дозволено «показывать коллегам непристойные жесты», язык, размахивать руками перед лицом оппонента и даже… ставить врагам подножки. К примеру, за плевок в коллегу-депутата придется поплатиться месячным жалованием, а если кто-то из индонезийских слуг закона не устоит перед искушением стукнуть недруга, он поплатится штрафом в размере годовой зарплаты. Так что, как правило, самые грязные слова индонезийские парламентарии говорят своим политическим противникам с добродушнейшей улыбкой на лице -- и со стороны, особенно иностранцу, вполне может показаться, что законодатели ведут задушевную, милую беседу.

В шведском парламенте запрещено «петь государственный гимн издевательским тоном»

А вот король Свазиленда Мсвати II в этом отношении сделал шаг назад: он разрешил подданным, недовольным политикой руководства страны,.. публично оголять свои ягодицы.

В шведском парламенте запрещено лишь «петь государственный гимн издевательским тоном». Это было сделано после того, как один из депутатов, которому не нравились слова гимна, переиначил их на свой лад и спел «очень гнусавым голосом». Впрочем, штрафовать остряка-депутата не стали. Зато после столь каверзной выходки его фракция в очередном рейтинге популярности потеряла весьма много голосов.

А в Финляндии парламентарии должны, говоря о пожилых людях, избегать слов «старик» и «старуха»: депутат, у которого они нечаянно сорвутся с уст, заплатит кругленькую сумму… в пенсионный фонд. Кстати, по мнению экспертов, доходы, полученные от излишней «разговорчивости» депутатов, составляют в Стране Суоми солидную часть общегосударственной прибыли.