Кристиан барнард: «полагаю, что и пересаженное сердце способно любить»

0:00 — 10 августа 2001 eye 1705

Известнейший кардиохирург, 34 года назад впервые пересадивший сердце пациенту, после презентации своей новой книги дал интервью корреспонденту «ФАКТОВ»

Имя Кристиана Барнарда известно во всем мире. Некогда этот кардиохирург из ЮАР бросил вызов традиционной морали, проведя в кейптаунском госпитале «Гроте схорт» первую в мире хирургическую операцию по пересадке сердца. Теперь он -- почетный гражданин многих стран, профессор многих университетов. Все его титулы не вмещаются на двух страницах печатного текста. Удостоен высших наград двадцати государств, Золотого скальпеля и золотых медалей. Автор 15 книг и почти 250 научных публикаций, а заодно изредка «балуется» литературными изысками. Люди старшего поколения, вероятно, помнят увлекательный роман антирасистской направленности «Нежелательные элементы», который медик написал в соавторстве с Зигфридом Стандером в 1974 году, используя автобиографические факты.

И вот -- новая книга «50 путей к здоровому сердцу», впервые увидевшая свет в Украине. Ее презентация недавно состоялась в Одессе, с участием автора.

«Моей старшей дочери 49 лет, а младшей нет и пяти»

-- Нередко можно услышать: «Барнард -- баловень судьбы». Так ли это? -- интересуюсь у мэтра.

-- Возможно, в чем-то и так, -- улыбается мой собеседник. -- Ведь на каждую жизненную ситуацию можно взглянуть по-разному.

Родился я под знаком Скорпиона в бедной семье. Мать -- француженка, отец -- немец. Я -- старший из пятерых детей. Рано начал работать, чтобы иметь возможность учиться. Окончил Кейптаунский университет. Все, чего достиг, -- исключительно благодаря труду.

На вопрос, правда ли, что ему скоро «стукнет» 79 лет, почетный гость ответил с присущими ему чувством юмора и мудрой философией (не зря он носит звание доктора философии, наряду со степенью доктора медицины):

-- Я никогда не сообщаю о своем возрасте, а лишь даю информацию к размышлению: моей старшей дочери -- 49 лет, а младшей нет еще и пяти.

… Да, Барнард был трижды женат, имеет четверых детей. Восторженно отзывается обо всех своих спутницах жизни, в которых, по его словам, все еще влюблен.

Его сын от первого брака покончил с собой: он очень просил отца помочь другу, которому нужна была пересадка сердца. Барнард операцию сделал, а сердце запустить не удалось…

Всемирное признание заслуг Барнарда не изменило резко негативного отношения к хирургу со стороны правящей в ЮАР Националистической партии. Ученый не разделял взглядов своих белых соплеменников, заявляя, что ему стыдно жить в стране, где царит расовое неравенство. А 13 декабря 1972 года он и его жена стали жертвами умышленного автомобильного наезда, когда вышли из ресторана в Кейптауне. Перелом четырех ребер и ключицы у Барнарда, у жены -- сломанная ключица, ушиб позвоночника, рана на ноге, повреждение плеча. Благо, доктор успел в последнее мгновение среагировать на внезапно выскочивший на тротуар грузовик, а то бы…

Впоследствии выяснилось: это дело рук расистов из Бофорт-Уэста, родного города Барнарда, решивших отомстить «за предательство».

-- Господин Барнард, изменилась ли за минувшие годы техника проведения операции по пересадке сердца?

-- Уверен, что выполненная мной операция не явилась выдающимся научным открытием. Это была просто новая хирургическая техника. С тех пор кардинальных изменений не произошло, разве что появились более эффективные лекарства, препятствующие отторжению чужого органа. Ныне трансплантацией сердца занимаются 230 кардиохирургических центров мира. Я считаю, что за нее может браться хирург и небольшой больницы, если есть аппаратура, позволяющая контролировать процесс отторжения тканей, и подавляющие его препараты.

Однако долгие годы научные медицинские исследования большей частью были посвящены «ремонту» человека, а не профилактике заболеваний. Вот почему я взялся за написание книги «50 путей к здоровому сердцу». В ней даны советы: как можно оставаться здоровым в течение десятилетий, как управлять собой, делать правильный выбор, ценить в жизни главное.

«От диет люди толстеют, болеют и впадают в депрессию»

-- Не могли бы вы вкратце рассказать нашим читателям о главном в книге?

-- Для этого даже объем книги маловат. (Смеется. ) Что ж, постараюсь. Самый важный фактор в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний -- питание. Потому глава «Питание» начинается вроде бы с парадокса: «Плохая новость: от диет толстеют, заболевают, впадают в депрессию. Хорошая новость: для того, чтобы похудеть, вам не нужна диета». Я, например, никогда не понуждал себя к здоровому питанию. Ем все, что хочется. Но при этом всегда помню слова своей матери: «Прекращай есть, когда ты еще голоден». Полагаю, для правильного питания это наиболее дельный совет. (Максимальный вес, который когда-либо имел Барнард, -- 85 килограммов при росте 185 см. -- Авт. )

-- Вы -- противник диеты?

-- Еще ни разу не встречал человека, который хотел бы похудеть, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник, сердце. Все стремятся сбросить вес, дабы быть привлекательнее внешне. В реальности все обстоит иначе: никогда в развитых странах не было так много полных людей, как сейчас. Например, каждый третий американец имеет лишний вес, каждый пятый -- ожирение. Именно ожирение -- одна из серьезнейших проблем медицины XXI века. А ведь лучший способ обрести здоровый вид -- занятия спортом, в процессе которых организм «сжигает» жир и укрепляется мускулатура.

О себе нужно заботиться не тогда, когда стареешь, а с юных лет: завтрашние цветы -- это семена, посеянные сегодня. Однако долгая жизнь хороша только тогда, когда она -- качественная. Вполне жизненно и нормально -- алкоголь и секс. Раньше я любил белое вино (правда, баловался нечасто), но затем оно плохо сказывалось на моем артрите. Нынче пью красное -- также нечасто. Хотя доказано: кто ежедневно употребляет бокал-другой, снижает риск инфарктов и инсультов… А что до секса, то, согласно последним исследованиям, сексуально активные люди живут дольше. У того, кто творчески подходит к сексу, жизнь и в других сферах интереснее.

-- Есть расхожее мнение о том, что секс умиротворяет, снимает стресс…

-- Это так. Стресс же чаще всего мы создаем сами, в большинстве случаев -- из ничего. Впрочем, такого рода перегрузка для многих не враг, а союзник: ее охотно используют как отговорку. Лично я не думаю, что без стресса стал бы хорошим врачом: стресс был мотором, стимулирующим мое движение вперед.

-- Что вас может вывести из равновесия?

-- Я несколько раз в жизни переживал сильнейший стресс, и это всегда было связано с близкими людьми. В частности, с разводом: расставание с человеком может вызвать больший стресс, чем его смерть.

Однажды в нью-йоркском отеле грабители потребовали у Софи Лорен все драгоценности, угрожая в случае отказа убить ее детей. Она открыла сейф и все отдала. Комментируя свое поведение, Софи сказала мне: «В жизни я руководствуюсь девизом: никогда не плачь о вещах, которые не могут плакать о тебе». По-моему, довольно разумное решение, чтобы не нервничать лишний раз.

«Я чувствую себя спокойнее среди животных»

-- Господин Барнард, способно ли пересаженное сердце любить?

-- Полагаю, способно: мы любим ведь не только сердцем. Так же, как причиняем боль ближнему, подчас нехотя, не только разумом… Кстати, убежден: когда Бог смотрит на Землю, наверняка думает, что единственная ошибка, которую он совершил, -- это сотворение человека. Лично я чувствую себя спокойнее среди животных.

-- «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки»?..

-- Мне нравятся животные вообще. Они понимают: главное -- выжить, и не портят то место, где живут. Человеку для жизни нужно совсем немного: еда, воздух, вода и кров над головой сообразно климату. Что же делает человек? Загрязняет землю, реки, воздух, выжигает леса -- убивает то, что нужно ему для выживания.

… На ферме в местности Киру, что в 680 километрах от Кейптауна, Кристиан Барнард содержит диких животных. Он хочет защитить их от истребления. Поначалу здесь было 40 особей трех видов, сейчас -- тысячи божьих тварей тридцати двух видов. Побывав в заповеднике Аскания-Нова, профессор захотел пополнить свою коллекцию, договорился с украинскими коллегами, но… Чиновники из ЮАР запретили ввозить животных.

С 1999 года существует фонд, организованный и финансируемый Барнардом (за счет производства экологически чистых пищевых продуктов, написания книг). Он помогает детям с врожденной болезнью сердца, а также тем, чьи родители умерли от СПИДа. Одной из первых гуманитарных акций фонда была материальная поддержка детской клиники Института онкологии в Минске, для пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Совсем недавно Кристиан Барнард организовал новый фонд «Сердце мира», основная цель которого -- помочь детям и матерям из стран с низким жизненным уровнем.

К Одессе у Кристиана Барнарда особое отношение. Не только потому, что это был первый из немногочисленных украинских городов, которые он посетил и в котором побывал уже трижды. (В 1997 и в 1998 годах профессор встречался со студентами и преподавателями местного медуниверситета. ) В Одессе мировой знаменитости вручили орден Николая Чудотворца -- «За приумножение добра на земле». Отсюда начиналось его мировое турне, посвященное 30-летию трансплантации человеческого сердца. И здесь, в «юморной» Одессе, тогда не обошлось без курьезов: Кристиан Нитлинг Барнард жил в номере «люкс» знаменитой гостиницы «Лондонская», с видом на море, и по утрам вынужденно извинялся перед переводчицей за то, что не совсем гладко выбрит. Ибо в номере отсутствовали горячее водоснабжение и электричество…

Именно здесь у Барнарда зародилась идея создать на базе Одесского медуниверситета Центр трансплантации, где будут проводить пересадки сердца и других органов человека. Планируется строительство в Южной Пальмире кардиологической клиники с использованием современных технологий. Для этой цели Кристиан Барнард готов выложить 200 миллионов долларов: Одесса занимает важное географическое положение по соседству с Румынией, Турцией, Болгарией, Грецией и другими странами, в которых кардиология пока недостаточно развита.

Профессор Барнард сегодня -- человек богатый, но, как и в прошлые годы, лишен тщеславия. К сожалению, не совсем здоров -- хронический артрит, воспаление коленных суставов. В свои 79 лет он все равно потрясающе элегантен и даже красив. Не перевелись у него и завистники. Хотя чему дивиться? Большая хирургия так же, как и большое искусство, творится Личностями. Ведь еще великий Гете заметил: если хочешь что-либо создать, ты должен быть кем-то. Секрет Барнарда таится в его феноменальной работоспособности: ежесуточная работа по 15--18 часов.

Человек-легенда, человек тысячелетия, как называют его во всех уголках планеты. Правда, сам Барнард думает о себе иначе: «Я не страдаю манией величия и никогда не заблуждался на свой счет. Хочу, чтобы люди вспоминали обо мне как о самом обыкновенном представителе человеческого рода».

-- Жить для меня -- значит функционировать, что-то производить, -- повторяет он. -- Перестал производить -- значит, перестал жить…