Спорт

Лучший бомбардир минувшего первенства страны андрей воробей: «если играем плохо, наш тренер виктор прокопенко может нам и тумаков надавать»

0:00 — 10 августа 2001 eye 227

Уступив на своем поле немецкой «Боруссии» со счетом 0:2, донецкий «Шахтер», похоже, утратил все шансы пробиться в групповой турнир Лиги чемпионов. Вот если бы лучший бомбардир команды и минувшего чемпионата Украины Андрей Воробей использовал единственный по-настоящему голевой момент у ворот немцев и матч завершился бы вничью, тогда все еще было возможно. Но удача от украинского форварда отвернулась. Так же, как постоянно отворачивается от него, когда тот выступает в составе сборной Украины. Но сам футболист относится к неудачам довольно спокойно: «Все, что у меня сейчас есть, — это футбол. Я играю и останавливаться на достигнутом не собираюсь. Тем более что я еще ничего не достиг. В моем арсенале — лишь Кубок Украины и титул лучшего бомбардира страны. Это неплохо, но этого мало. Мне есть к чему стремиться, и никакие неудачи меня не остановят».

«Испанский и итальянский чемпионаты уступают только одному — украинскому!»

- Андрей, в матче с «Лугано» вы использовали все голевые моменты, а в поединке с «Боруссией» эти самые моменты почти максимально реализовали ваши соперники. Соответственно, у швейцарцев вы выиграли, а немцам проиграли. В чем видишь причину этой метаморфозы?

- «Боруссия» значительно сильнее «Лугано». Немцы более мастеровитые, дисциплинированные, опытные. У нас же опыта явно не хватает. Хотя были моменты, когда игра у нас шла, многое получалось. Но удача была не на нашей стороне. Гол я не забил стопроцентный. Обидно!

- Как считаешь, есть у «Шахтера» шанс отыграться в Германии?

- Шансы есть всегда. Другое дело, сумеем ли мы ими воспользоваться. Впрочем, в Дортмунде нам, думаю, по силам сыграть сильнее, забить голы. Постараемся!

- Сейчас ты самый «забивной» форвард в «Шахтере», лучший бомбардир минувшего национального первенства. В чем видишь причину того, что пока не можешь забить в составе сборной Украины?

- Сам понять не могу! Ведь моментов у меня в каждой игре хватает. Наверное, просто не везет. Но я уверен, что это лишь вопрос времени. Возможно, причина в том, что сборная Украины проводит слишком мало товарищеских матчей, поэтому команда у нас недостаточно сыгранная.

- Груз ответственности давит, когда вам постоянно твердят, что вы должны непременно побеждать?

- Еще как! Тренеры давят, журналисты… И болельщики тоже давят! Вы думаете, очень приятно покидать поле, когда тебе вслед кричат: «Ганьба!»? Впрочем, это не настоящие болельщики кричат. Вот наши, донецкие, любители футбола все понимают и по одной-двум неудачным играм выводов не делают. И вообще, болельщикам «Шахтера» я хочу сказать огромное спасибо за то, что они — благодарные зрители, и за то, что наш стадион на любом матче всегда переполнен.

- Можешь ли ты позволить себе просто пройтись по Донецку? Узнают ли тебя на улицах?

- Узнают. У нас город маленький, тут практически все друг друга знают, тем более что в последнее время вокруг футбола такой ажиотаж… Конечно, приятно, что для кого-то я являюсь кумиром.

- А у тебя самого есть образец для подражания среди футболистов мировой величины? Ну, чей, скажем, плакат висит на стене у тебя в комнате?

- У меня в комнате висит только мой плакат! (Смеется. ) А вообще, много высококлассных нападающих сейчас в мире. Я наблюдаю за их игрой, в чем-то стараюсь подражать, но кому-то одному предпочтения не даю. С детства я болел только за «Шахтер», а любимым футболистом был Олег Блохин. Не Пеле, заметьте, а Блохин.

- А чемпионаты каких стран вызывают у тебя наибольший интерес?

- Испанский и итальянский. Они уступают только одному чемпионату — украинскому. (Смеется. ) Если бы мне сделали два равноценных предложения клубы Италии и Испании, я бы долго голову ломал.

- До недавнего времени команду возглавлял Анатолий Бышовец — специалист, не требующий рекомендаций. Но результаты команды были невысокими. Пришел Виктор Прокопенко — дело пошло. В чем тут секрет?

- Каждый тренер по-своему очень хороший. И Анатолий Федорович, и Виктор Евгеньевич — высококвалифицированные специалисты, тренеры очень высокого класса. Но команда у нас такая, не каждый может в ней прижиться. Нужно влиться в коллектив, проникнуться настоящим шахтерским духом. У Бышовца это не получилось. А вот Прокопенко проникся, сумел найти подход к игрокам.

- В прошлом сезоне «Шахтер» просто обязан был выигрывать «золото» чемпионата Украины. Но не сложилось. «Разбор полетов» у вас был по этому поводу?

- Конечно. И неприятный осадок остался. Но горевать некогда было, тренеры настраивали нас на следующий сезон. Перерыв-то между чемпионатами был маленький — меньше двух недель.

- Неудачная игра тебя надолго из колеи выбивает?

- До следующего матча стараюсь все забыть. Выхожу на поле с целью реабилитироваться в глазах болельщиков. Если получается, то все неудачи забываются сразу.

- А Виктор Прокопенко разве не подбадривает? К примеру, что он обычно говорит вам в раздевалке в перерыве матчей?

- Смотря, как игра складывается. Если в нашу пользу — это одно, а если нет — может и тумаков надавать!

- А какое внимание уделяют психологическим моментам в сборной Украины?

- Признаться, меньше, чем в «Шахтере». Тренеры сборной больше надеются на наш профессионализм. Впрочем, подстегивать футболистов они тоже умеют. Я раньше думал, что Валерий Лобановский из молчунов. Но должен признать, что это далеко не так. Он может здорово покричать, если мы плохо играем.

- Сейчас в «Шахтере» появились новые ребята, так называемое «черное золото». Прижились они у вас?

- Игроки они квалифицированные, и общий язык для нас не проблема. В смысле, не английский или русский, а футбольный. Во всяком случае по играм претензий к ним нет.

- На каком языке, кроме футбольного, вы между собой общаетесь?

- Окоронкво хорошо знает русский. Он раньше в Молдавии играл и у нас уже два года. А вот Агахова практически ничего по-русски не понимает. Так, некоторые слова. Я тоже всего пару иностранных слов знаю, в английском — дуб дубом.

- Как тебе играется в паре с Джулиусом Агаховой?

- В игре мы себя чувствуем нормально. Конечно, у меня с ним пока нет такого взаимопонимания, как с Сергеем Ателькиным или Алексеем Беликом. Но, думаю, со временем все станет на свои места. У нас сейчас такая конкуренция, что играют только лучшие. Так что тут с любым сыграешься.

«Школу я закончил хорошистом. Если не считать трех троек»

- Ты помнишь, когда впервые в жизни ударил по футбольному мячу?

- В детском садике. Мне это понравилось. Наверное, потому я и стал футболистом. Вот как начал там играть в футбол, так до сих пор и играю.

- У тебя в роду были футболисты?

- Нет. Даже если проследить дедушкину линию и дальше — не было.

- Родители с самого начала одобряли твое увлечение?

- Я живу на окраине Донецка, в отдаленном тихом райончике. Однажды туда приехал тренер и, посмотрев как мы играем, пригласил меня и еще двух ребят тренироваться в СДЮШОР на стадионе «Шахтер». Но родители меня не отпустили: мне тогда было десять лет, а «Шахтер» находился очень далеко. И я остался гонять мяч на дворовой площадке. Через полгода тренер за мной вернулся, поговорил с моими родителями. Сказал, что у меня есть талант. Как он их уговорил, не знаю, но с тех пор я тренировался на «Шахтере». И дела мои резко пошли в гору. Вообще, тренер давно хотел взять меня к себе. Он знал, на что я способен, так что повода комплексовать у меня не было. Я сразу влился в коллектив и вскоре стал одним из лучших. Потом меня забрали в «Шахтер-2». Там ребята были постарше, и без их помощи у меня бы ничего не получилось. Но в меня поверили, ставили в основной состав, хотя я еще того не заслуживал. Это заставляло работать с полной отдачей.

- Наверное, тебе на роду было написано стать футболистом.

- Наверное, да. Во всяком случае, не представляю, чем бы я по жизни занимался, если бы не футбол. Меня в школе не тянуло ни к одному предмету, кроме физкультуры. Я вообще не любил учиться, хотя школу закончил хорошистом, не считая трех троек. (Улыбается. ) А в младших классах вообще был отличником. По мере того, как меня поглощал футбол, скатывался в учебе. Сначала учителя кричали на меня, заставляли учиться. Потом бросили это неблагодарное дело. А теперь они считают меня гордостью школы! (Смеется. ) Я часто вижу свою учительницу, так она мне последние школьные новости рассказывает. Говорит: «Раньше мы тебя гоняли, а теперь все футболом заболели, и мы гордимся тем, что ты в нашей школе учился!»

- Последние школьные годы ты на футбольном поле провел, а одноклассники твои — за партами. Как у тебя с ними отношения складывались? Они тебя звездой не считали?

- Я вам больше скажу: они смеялись надо мной! Я мало с кем общался, замкнутым был. А вообще, класс был хороший.

«Дома я всегда сам жарю семечки. А борщ сварить — это для меня слишком сложная математика!»

- После тяжелого напряженного матча ты…

- Иду куда-то ужинать с друзьями, а потом ложусь спать. Режим у нас такой сейчас. После одиннадцати — отбой. Да я и не любитель шумных ежедневных вечеринок.

- А если ты хочешь расслабиться и отдохнуть?

- Как только свободный день выпадает и если погода хорошая, еду с друзьями на море или на озеро. А если плохая, то могу и телевизор дома посмотреть. Прямо как в том анекдоте: « — Как ты расслабляешься? — Да я и не напрягаюсь!»

- А как насчет приготовить что-нибудь вкусненькое или в квартире убрать?

- Могу. Но не люблю. Хотя готовлю я неплохо, могу пожарить картофель, макароны отварить. Салатик сделаю запросто. А суп сварить или борщ — это для меня слишком сложная математика. (Смеется. ) Единственное, что я всегда делаю сам — жарю семечки. Я их очень люблю.

- У тебя наверняка есть дома компьютер и ты в свободное время общаешься с миром, узнаешь новости…

- Да, в Интернет даже выход есть, но, если честно, я в нем ничего не понимаю. Не знаю даже, как послать кому-то сообщение. Думаю, со временем научусь. А пока пользуюсь общедоступными источниками информации: читаю газеты и журналы.

- И какое мнение у тебя сложилось об украинской прессе?

- Я читаю, в основном, спортивные газеты. И до профессионального уровня им, надо сказать, еще далеко. Но если что-то глупое напишут, я выброшу газету и тут же забуду. Нет такого, чтобы я дулся, обижался. Теперь вот почаще буду читать газету «ФАКТЫ». Я просто политику не люблю. Могу только спортивную рубрику почитать и криминал.

- Криминал, говоришь? Уж не потому ли ты на футбольном поле часто разборки устраиваешь?

- Намекаете на матч с «Лугано»? Что ж, бывает. Но первым я никогда не начинаю. Швейцарец меня часто исподтишка бил, вот я и не выдержал, дал ему сдачи. Вообще, я не злой. И на поле, и в жизни. Правда как-то, было дело, прицепились на улице алкаши, пришлось выяснить с ними отношения. Но стараюсь таких моментов избегать.

- У футболистов есть хобби: привозить из-за границы сувениры…

- Я тоже привожу. Когда ракушку куплю, когда брелок какой-то. Сейчас хочу коллекционировать чашки и бокалы.

- А как обстоят дела на личном фронте?

- Помню свою первую любовь. Ее звали Катя. Мы в садике были вместе. Тогда я сильно влюбился, года два бегал за ней везде, с мальчишками из-за нее дрался. С тех пор такого больше и не было. Сейчас Катя переехала, и я не знаю, где она живет. Так что пока любимой девушки у меня нет. Хочется встретить девушку красивую, женственную, чтобы понимала, любила. Не не за то, что я футболист, и не за мой карман…