Женщину-водителя, врезавшуюся в сталинский «Паккард» на небольшом грузовичке, отправили в лагерь на Колыму
Неизвестно, когда Сосо Джугашвили впервые увидел автомобиль. Быть может, это случилось в начале XX века на Кавказе, где многие английские, немецкие и русские предприниматели уже вовсю разъезжали на новомодных роскошных «моторах». Не исключено, что это произошло во время визита молодого революционера в Европу, где он познакомился с Лениным. Ведь после этой поездки у Сталина появилась страсть к дорогим и роскошным лимузинам.
Доподлинно известно, что первым автомобилем, обслуживавшим Сталина -- после Октябрьской революции наркома национальностей, -- был шикарный «Воксхол» 1914 года. Этот огромный автомобиль с заказным закрытым кузовом и декоративными полочками по краям капота еще до революции заказывался в Англии специально для матери Николая II. После Февральской революции лимузин побывал у нескольких владельцев, а позднее достался Сталину. Ему, естественно, понравился автомобиль с роскошным кузовом от ателье «Хупер», но уж слишком медлителен был этот огромный тяжеленный лимузин. Иосифу Виссарионовичу хотелось иметь более быстрое авто.
Вскоре Сталин получил то, что хотел: когда он попал представителем Реввоенсовета на Царицынский фронт, в его распоряжении оказался совершенно другой автомобиль. Это был огромный открытый «Паккард Твин-Сикс», что в переводе означает «двойная шестерка». Именно Y-образный мотор этого гиганта и стал первым в мире многоцилиндровым агрегатом. Появилась такая машина в Америке в 1916 году. Несколько десятков этих автомобилей царское правительство закупило для военного ведомства. Один из них -- темно-зеленый с огромными спицованными колесами и декоративным оформлением радиатора типа «шляпа жандарма» -- и попал к Сталину. Будущий вождь народов так полюбил эту машину, что, вернувшись в Москву, попросил шофера Ильича Н. К. Гиля, занимавшего должность начальника ГОНа (Гаража особого назначения), найти ему такой же в столице, так как предыдущий пришлось оставить на старом месте службы. Это оказалось несложно, поскольку «паккарды» этой модели очень нравились и руководителям ЧК. Там и подыскали автомобиль для Сталина.
Иосиф Виссарионович частенько просил Гиля прокатить его по подмосковным дорогам. Откинув матерчатый тент, включив мощные прожекторы и разогнавшись до максимальной скорости 130 км/час Сталин носился по околицам.
Когда отшумела гражданская война, советские руководители взялись за обустройство своего быта. Из-за постоянно возникающих трудностей с обслуживанием автомобилей разных марок Ленин попросил Чичерина закупить для партийного начальства однотипные машины. В качестве будущего правительственного автомобиля был выбран один из самых дорогих производителей -- «Роллс-Ройс» из английского города Манчестера. Остановились на лучшей модели тех лет «Роллс-Ройсе 40/50 Сильвер Гоуст» (что в переводе означает «Серебряный призрак»), отличавшейся особой надежностью и имевшей 75-сильный мотор. Все автомобили оснащались кузовами, произведенными на заказ. В СССР отправляли, в основном, открытые машины. Всего с 1922 по 1925 (конец производства модели) в Англии купили 73 машины. Чешский писатель Гофмейстер тогда писал: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР » Ответ был предельно прост. Надежность, качество ручной сборки и невероятная прочность конструкции помогли просуществовать отдельным экземплярам до середины 70-х годов.
Но Сталину не очень нравились английские машины, и свой «Роллс-Ройс» он недолюбливал. Поэтому в 1928 году, когда появилась возможность, кремлевский горец распорядился купить в США партию «Паккардов 533». Правда, по мощности это была лишь бедная тень «Твин Сикса», но дизайн этих машин был более современным: дисковые колеса, хромированные бамперы, открытые кузова. Вскоре Сталин снова сидел в любимом «Паккарде».
В начале 30-х годов для нужд правительства за океаном закупили 8-цилиндровые «Бьюики», «Кадиллаки», а для ЦК приобрели десяток лимузинов «Линкольн КБ» с 12-цилиндровым мотором. Но эти автомобили не соответствовали вкусу Сталина, и все ждали новинок от «Паккарда», чей талисман на капоте в виде взлетающего пеликана на долгие годы стал символом великолепных, престижных, элегантных, но невероятно дорогих автомобилей.
И вот в 1932 году распахнул свои двери автосалон в Детройте. Восхищенная публика увидела новый гигантский «Паккард» с 12-цилиндровым мотором, который так и назывался -- «Твелв». Этот автомобиль оснащался двигателем 7,7 литра, развивающем при формированном варианте до 180 сил. Разумеется, правительство большевиков не смогло пройти мимо такого автомобиля, бывшего в те дни самым дорогим серийным средством передвижения. В 1933 году была закуплена партия машин с открытым кузовом фаэтон. Один из них с упрощенным 160-сильным мотором попал к Сталину.
Вождь очень любил пользоваться этим автомобилем в дачных поездках, где его спутниками были Киров и Орджоникидзе, а шофером -- сын Василий, научившийся уже в 12 лет лихо управляться с 12-цилиндровой машиной. Но Сталину, к тому времени ставшему настоящим почитателем американской автомобильной марки, хотелось чего-то еще более изысканного и совершенного.
В то время в США увеличилось количество террористических актов против правительства, и в моду вошли бронированные лимузины. Сам президент Франклин Делано Рузвельт, выезжающий на массовые мероприятия в открытой машине «Паккард Твелв» с кузовом дубль-фаэтон, для повседневных поездок использовал бронированный лимузин той же марки. Вот он и решил подарить своему коллеге Сталину самый роскошный и дорогой лимузин 14-й серии. Это был наиболее совершенный по техническим данным экземпляр с семиместным кузовом, бронированным в ателье «Дэрхем», что в Пассадене. Четырехступенчатая коробка передач за 20 секунд разгоняла семитонный автомобиль до 100 км/час, а максимальной была скорость в 120 км/час. Во всей 14-й серии, выпускавшейся с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936, был лишь один длиннобазный лимузин с бронезащитой. Именно эта машина, покрашенная в белый цвет, была преподнесена Сталину в октябре 1935 года американским послом Аверелом Гаримановым. Иосифу Виссарионовичу машина очень понравилась, однако он приказал в срочном порядке перекрасить белый «Паккард» в государственный черный цвет.
Страна Советов, которая семимильными шагами шла по пути индустриализации, никак не могла освоить производство собственных лимузинов высшего класса. Еще в 1933 в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» была выпущена партия из шести советских «Бьюиков» -- автомобилей «Л-I», но завод перепрофилировали, а работу над советским лимузином передали в Москву на завод имени Сталина. Там решили довести до ума «бьюиковскую» ходовую и двигатель, а значительно устаревший внешний вид осовременить, прибегнув к помощи американских специалистов.
29 апреля 1936 года партия из четырех новых лимузинов «ЗИС 101» -- два черных, один бежевый и один вишневый -- выехала за ворота завода и покатила в сторону Кремля. Члены правительства, осмотрев новую машину, сделали свои замечания. В частности, Сталин приказал поставить за передним сиденьем разделительное стекло (он не терпел лишних свидетелей при разговорах), перенести салонный светильник от заднего сиденья в середину кузова (он не выносил яркого света), заменить фигурку-талисман на капоте на более лаконичную. Естественно, все сталинские поправки были выполнены, а лимузин пошел в серию. Несмотря на все сложности производства, в 1936--1941 годах было выпущено 8752 машины «ЗИС 101». Самый первый серийный экземпляр подарили, естественно, лучшему другу советских автомобилистов -- И. В. Сталину. Глава СССР с пренебрежением отнесся к подарку, ведь его «Паккард Твелв» был и просторней, да и с технической стороны совершенней. К тому же после бронирования этого автомобиля 90-сильный мотор плохо справлялся с его передвижением. Вождь передал машину в распоряжение дочери Светланы: на ней охранник девочки, которого она называла «дядькой», возил ее в школу и к подругам. На этом автомобиле брат Василий научил ее самостоятельно ездить. «ЗИС 101» пробыл в распоряжении Светланы Сталиной до августа 1945 года, когда отец подарил ей «Татру 87».
Поездки Сталина по Москве в конце 30-х годов совершались в режиме большой секретности. На крышах домов располагались снайперы, сотрудники ОРУДа перекрывали движение, а «Паккард» сопровождали четыре машины охраны (сегодня в кортежах президентов стран СНГ их по меньшей мере 10). Впереди шли два фаэтона «Линкольн КБ» с мощным 12-цилиндровым мотором и откидным верхом, который не мешал круговому ведению огня, а сзади ехали два «ЗИС 101» ссотрудниками охраны.
Надо сказать, что в довоенный период лимузин Сталина в аварии не попадал, не считая инцидент, произошедший в 1940 году с машиной охраны. На мокром асфальте при повороте от площади Дзержинского на Кировскую огромный «Линкольн» занесло, и он врезался в стену дома. Окровавленные сотрудники охраны, выскочившие из фаэтона, мигом остановили какую-то «Эмку», выбросили перепуганного водителя и помчались вслед за главной машиной.
Единственная авария с лимузином вождя случилась летом 1946 года, когда Сталин с сопровождающими его членами правительства приехал в Крым. Он, как всегда, путешествовал в поезде, поскольку не терпел перелетов на самолете, а на платформе его спецсостава находился любимый лимузин. Колонна правительственных машин отправилась из Симферополя в Ялту. По дороге на кортеж обрушился жуткий ливень. Когда машины выехали на Ангарский перевал, навстречу показалась колхозная полуторочка. На мокрой скользкой дороге грузовик занесло, и он с ходу врезался в крыло сталинского левиафана. Броневик вождя не пострадал, а вот грузовичок просто рассыпался. Из-под обломков выбралась женщина-водитель лет 45, которую тут же забрали по приказу министра безопасности В. С. Абакумова, ехавшего на своем «Линкольне» в той же колонне. Незадачливого шофера осудили и отправили в трудовой лагерь на Колыму.
Что же касается продолжения работ по отечественным лимузинам, которые вождь недолюбливал, то еще в 1942 году было решено начать разработку нового представительского автомобиля для членов правительства СССР. Тогда из США прибыли машины-прототипы для копирования. Ими оказались два «Кадиллака» моделей «67» и «75», «Крайслер Империал» и три «Паккарда» (два небольших «Клипера» с автоматической трансмиссией и один гигантский «Паккард 180). Все машины были 1941 года. Но выбор сталинского автоэксперта Власика пал на самый устаревший и тяжеловесный лимузин «Паккард 180». Приказ нужно выполнять, и к концу 1945 года на ЗИСе был построен специализированный цех N5, где шла сборка представительского лимузина «ЗИС 110». Под капотом этого усовершенствованного по сравнению с заокеанским аналогом автомобиля находился рядный 140-сильный мотор. «ЗИС 110» был современным по тем временам автомобилем, но Сталину нужна была бронированная версия. В 1947 году в одну ночь все правительственные иномарки заменили «ЗИСами», а бронированной машиной «ЗИС 115» пользовался сам вождь. Естественно, автомобиль весом в 4150 кг был менее скоростным и развивал лишь 100 км/час, а простой «ЗИС 110», весивший 2575 кг, разгонялся до 140 км/час.
Зато «ЗИС 115» был незаменим в целях безопасности. По трем маршрутам одновременно шли колонны из трех одинаковых машин, причем как ехать и куда садиться, Сталин и Власик решали в последнюю минуту.