В ноябре нынешнего года может зародиться первый клонированный человек?

0:00 — 11 августа 2001 eye 291

Запрет на подобные исследования, принятый во многих странах мира, вряд ли имеет смысл -- ученые считают, что в секретных лабораториях такой клон уже выращен

Заявление итальянского ученого Северино Антинори о его готовности уже в ноябре нынешнего года приступить к осуществлению программы клонирования человека, прозвучавшее 5 августа, вызвало острую дискуссию во всем мире. Человечество оказалось на распутье, как уже бывало не раз: либо науке двигаться дальше, либо пришла пора остановиться. Ведь речь идет о том, как будет продолжаться род человеческий!

«Представьте, что вы бесплодны -- и поймете, что клонирование дает вам единственный шанс»

Северино Антинори во вторник выступил в Вашингтоне на заседании американской Национальной ассоциации наук. Время и место было выбрано им не случайно: в Конгрессе США, в Палате представителей, проголосовали за то, чтобы объявить клонирование человека федеральным преступлением, теперь дело за Сенатом. Антинори со своими единомышленниками пытается помешать этому. Ведь Соединенные Штаты оказались чуть ли не единственным высокоразвитым государством, где отношение к клонированию человека все еще не регламентировано законами. В Старом Свете руководители 24 государств из 43, входящих в Совет Европы, поставили свои подписи под Протоколом о запрете клонирования человеческих существ. Оно запрещено внутренними законами Германии, Франции, Италии, Великобритании, Израиля. В июле нынешнего года и Россия приняла мораторий на любые исследования в этой области сроком на пять лет.

Однако в ряде стран разрешается проводить опыты с так называемой терапевтической целью: ученые могут «выращивать» отдельные человеческие органы, чтобы использовать их затем при лечении различных тяжелых заболеваний, для трансплантации, снимая проблему острой нехватки доноров.

Антинори и его сторонники не понимают, почему общество относится к клонированию с такой опаской, и утверждают, что дарят надежду тысячам людей во всем мире. Мол, представьте себе: вы бесплодны и не хотите обращаться к помощи суррогатных матерей, или прибегать к искусственному оплодотворению, воспользовавшись спермой неизвестного вам человека. Тогда клонирование не покажется вам чем-то страшным -- это шанс родить ребенка. Своего ребенка во всех отношениях.

Так же считают и гомосексуальные пары. Кстати, они, по статистике, наиболее активно поддерживают идею клонирования как способ продолжения рода, не желая зависеть от противоположного пола в этом вопросе.

«Клонированные животные -- все с отклонениями. И мы хотим применить эту методику на людях?!»

Есть и другие сторонники клонирования. Это люди, потерявшие детей. Для них жизнь лишилась всякого смысла. Однако с помощью клонирования они могут вернуть своего ребенка -- то есть, очень похожего, с такими же природными задатками. Останется только воспитать его так, чтобы он как можно больше напоминал того, кто покинул этот мир.

Среди сторонников Северино Антинори -- американский ученый Панос Завос и научный директор компании «Клонэйд» (США) Брижитт Буасселье. «Клонэйд», кстати, была создана на деньги обезумевшей от горя американской супружеской пары, потерявшей маленького ребенка и желающей во что бы то ни стало вернуть его.

Но противников клонирования человека все же больше. Все мировые религии категорически против любых опытов с человеческими эмбрионами. Особенно непримиримы католики. Для них аборт уже является убийством и преступлением против Бога, так как они верят, что душа даруется человеку в момент его зачатия. А тут ученые, возомнив себя богами, собираются сознательно рисковать жизнью тысяч человеческих эмбрионов! Таких жертв требует существующая на сегодняшний день техника клонирования: из большого количества эмбрионов выживают единицы. С точки зрения католической церкви это не просто убийство -- массовая бойня.

По мнению большинства социологов и философов, появление первого же человеческого клона поставит массу проблем этического и морального плана. Если можно получить один клон одного индивидуума, то почему бы не произвести десять, сто таких же, «тиражируя» в том числе тиранов и убийц?

Если клонирование станет популярным, то люди, безусловно, захотят улучшать свое потомство, внося «поправки» в гены. А это нарушит ход естественной эволюции человека, кроме того, сегодня никто не уверен в безопасности генетических экспериментов.

Как будут складываться отношения в семьях, где появятся клоны? Предположим, женщина «заказала» клон своего мужа, а потом брак между супругами рушится -- она ненавидит мужчину, ее предавшего, но каждый день видит перед собой его точную копию!..

Против планов Антинори и Завоса выступают также многие их коллеги. Они считают, что наука не гарантирует успешное клонирование человека. И предупреждают: опыты с животными давали один удачный результат из ста, а это слишком низкий процент, чтобы переходить к опытам с человеком. В любой другой области медицины подобный риск не допускается. Доктор Арт Каплан из Центра биоэтики при университете Пенсильвании подчеркивает: «Даже в тех случаях, когда клоны животных появлялись на свет нормальными, их дальнейшее развитие всегда выявляло какие-то серьезные отклонения. Мы же пытаемся применить те же технологии к людям!»

«Отец» знаменитой овцы Долли британский ученый Уилмут тоже категорически против клонирования человека. Он предупреждает, что даже сейчас, четыре года спустя после рождения Долли, клоны животных появляются на свет вдвое крупнее своих собратьев, зачатых естественным путем. «Родители, пытаясь получить копию умершего ребенка, почти со стопроцентной вероятностью получат другого мертвого ребенка или урода!» -- утверждает Уилмут.

«Двадцать лет назад искусственное оплодотворение тоже вызывало бурные протесты»

Тем не менее, Северино Антинори заверяет, что может гарантировать успешный исход затеянного им эксперимента: «Я буду производить на свет не монстров, а нормальных людей! Что касается игры в Бога, то это полная чушь. С таким же успехом можно обвинять кардиолога, делающего пациенту массаж сердца. Он хочет сохранить человеку жизнь -- разве это не богоугодное дело?! Клонируя человека, я лишь буду использовать материалы и возможности, которые предоставил нам Господь».

Доктор Завос и Брижитт Буасселье подчеркивают: все, кто согласился участвовать в рискованном эксперименте, делают это добровольно. Например, американец Дуг Дорнер. Ему 35 лет. В детстве перенес лимфому. Врачи спасли ему жизнь, но теперь он не может иметь детей -- бесплодие стало ценой выздоровления. А Дуг женат и мечтает о детях: «Я не боюсь новых технологий. Двадцать лет назад наука сохранила мне жизнь. Уверен, что сегодня она в состоянии даровать мне ребенка».

Еще более решительны в своем стремлении Кристин де Шазо и Мишель Томас из штата Флорида: «Нам терять нечего. Общество и так относится к нам как к людям второго сорта, потому что мы лесбиянки. Зато теперь сможем завести собственного ребенка. Даже если он родится зеленого цвета, мы будем любить его. Мы бы называли его «наш маленький инопланетянин»!»

Убежденный холостяк Джек Баркер из Миннеаполиса в свои 36 лет считает, что доволен жизнью, но ребенка воспитывать не отказался бы. И его собственный клон ему бы подошел как нельзя лучше: «Я бы точно знал, что получу. Ведь генетически мы были бы идентичны. Но я бы воспитал его не так, как это сделали мои родители».

Самое интересное: многие ученые уверены, что споры вокруг клонирования человека уже не имеют значения. Где-нибудь в секретной лаборатории наверняка уже живет такой клон. Слишком уж много ученых занимаются подобными исследованиями, слишком проста технология клонирования… Только создатели клона не торопятся сообщать об этом миру, чтобы не навлечь на себя больших проблем.

Всего лишь двадцать лет назад подобные горячие дискуссии вызывала идея искусственного оплодотворения. Теперь все знают, что дети, зачатые «in vitro», здоровы и ничем не отличаются от тех, кто был зачат естественным путем.

«Бог клонировал Еву из ребра Адама?»

Ученый, который более десяти лет назад стал «отцом» первого в Украине «пробирочного» ребенка, директор киевского Института репродуктивной медицины профессор Федор Дахно не раз лично обсуждал проблему клонирования с Северино Антинори и не видит ни одного аргумента против этого научного направления.

-- Недавно я услышал интереснейшее суждение: мол, Библию можно считать «дневником ученого». Бог создал Еву из ребра Адама, то есть из соматической, а не половой клетки, по сути дела, клонировал. А затем еще более чем в тридцати поколениях ведется скрупулезное наблюдение за генетическим развитием людей: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил… » До того, как в научном мире возникла идея клонирования, Библию все читали, не задумываясь о нестандартном методе воспроизводства человеческих особей. Так было лишь несколько лет тому назад. Но в научном мире представления меняются стремительно. То, что Антинори заявил о возможности клонировать человека в ближайшее время, думаю, имеет под собой основания. И он, и Завос -- ученые высочайшего уровня. Очевидно, они очень близки к реализации идеи. И никакие запреты не помогут остановить развитие клонирования, так как это величайший научный прогресс. Другое дело, что сконцентрировать усилия надо было бы сначала на терапевтическом клонировании -- «копировании» клеток организма, которые помогали бы лечить тяжелые недуги того же организма. А репродуктивное клонирование -- дело будущего, если речь идет о его массовом применении при лечении бесплодия.

Очень важно разрешить работы по клонированию и поставить их под контроль, иначе и серьезных ученых, и тех, кто хотел бы делать бизнес на этой идее, заставят уйти в подполье. Вот что действительно опасно.