Таким бизнесом в Новороссийске нынче занимаются предприимчивые аквалангисты
Вечером 31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» был единственным судном, выходившим из Новороссийского порта, а океанский балкер «Петр Васев» -- единственным, в него входившим. Суда должны были разойтись на подходе к акватории порта. Море было спокойным, видимость стопроцентная. Судоводители дважды оговорили по радиотелефону условия расхождения -- никаких проблем не возникало. Кто бы мог подумать, что через 42 минуты их суда столкнутся, не сумев разойтись в районе Дообского маяка, а спустя еще 7-8 минут девятипалубный гигант затонет.
Подводная часть носа «Петра Васева» -- от грузовой ватерлинии до днища -- представляла собой мощный многометровый таран. Именно носовой бульб, как полагают специалисты, сыграл роковую роль в гибели «Нахимова». Движения в инерции балкера водоизмещением в 40 тысяч тонн оказалось достаточно, чтобы пробить борт пассажирского судна, образовав в последнем пробоину более 80 метров. В момент столкновения «Нахимов» двигался со скоростью 10 узлов, то есть примерно 5 метров в секунду. Бульб, воткнувшись в борт, стал взрезать его, как консервный нож металлическую банку. Сквозь образовавшееся «отверстие» начала поступать вода, которая заполнила один отсек, второй, третий
15-й причал Новороссийского морского порта до сих пор именуют похоронным. Именно здесь в сентябрьские дни 1986-го установили пять железнодорожных рефрижераторных вагонов. Сюда доставляли обнаруженные в море тела, круглосуточно приходили родственники, близкие, друзья погибших.
-- Днем 1 сентября на Новороссийский судоремонтный завод поступил спецзаказ на изготовление полутора сотен металлических гробов, -- вспоминает Олег Медведев, в прошлом -- мэр Новороссийска и председатель комиссии по ликвидации последствий катастрофы. -- К тому времени официальное число жертв было значительно меньше: за первые сутки после кораблекрушения у береговой черты подобрали 79 тел. Остальных предстояло найти в помещениях огромного затопленного судна.
-- После вечернего обследования рейда наш погранкатер N 624 встал на базу в боевой готовности, -- рассказывает мичман Александр Гусев, который первым прибыл на место гибели «Нахимова» и спас 146 человек (хотя по инструкции на борт катера типа «Гриф» не положено принимать более 12 человек). -- В 23. 15 к нам в кубрик прибежал оперативный дежурный и закричал: «Нахимов» подает «SOS!» Боевая тревога!» Вместо положенных на сборы десяти минут команда катера снялась за семь. На полном ходу мы выскочили на рейд и буквально за 15 минут дошли до траверза Дооба. Включили два прожектора: повсюду в воде были видны человеческие головы и мигающие лампочки на спасательных жилетах Поначалу, опасаясь задеть их корабельными винтами, боялись близко подойти, а потом
Когда подняли первых пятерых, катер дал крен. Тогда скомандовал рулевому перевести их на левый борт». Затем стали поднимать всех, кто к нам подплывал: загрузились до предела, палуба сравнялась с поверхностью моря. На скорости около 8 узлов кое-как дошли до морвокзала. Не дотянула до берега лишь одна старушка Когда пришли на место во второй раз, на поверхности моря спиной кверху плавали лишь утопленники. Здесь же «Кометы» проносились. Я живых искал, а их, оказалось, буксиры подобрали.
Еще один катер, под командованием мичмана Михаила Леденева, принял на борт более 90 человек. Больше взять не мог: «лишнее» место на корабле занимали пушка и резервный генератор. Профессиональные спасатели прибыли на место катастрофы спустя четыре часа, но истинные моряки ожидать их не стали. На свой страх и риск вышли в море и курсанты Новороссийского высшего инженерного морского училища (НВИМУ).
-- Курсанты стали выкрикивать, что они сейчас выйдут на берег и вплавь доберутся до «Нахимова», -- вспоминает Борис Свиркунов, в тот период замначальника НВИМУ. -- Затем сели на небольшие весельные лодки и устремились к месту ЧП. Быстро добрались туда, стали помогать людям.
Вся операция по спасению длилась 80 минут. За это время удалось спасти 800 человек. Судно ушло под воду с креном в 50 градусов, погребя под собой тех, кто не отплыл от лайнера, не успел выбраться из многочисленных проходов и кают. Когда спасать было уже некого, за работу принялись водолазы. Проникая в коридоры судна, которые после наклона корпуса парохода превратились в узкие тоннели, водолазы проползали по ним десятки метров, тащили на себе кабели, светильники и инструменты. Они находили и поднимали тела погибших.
Через 18 суток поиска число жертв, которых смерть настигла на пароходе, достигло уже 280 человек. Надо ли говорить о том, какие нагрузки испытывали водолазы, работавшие круглосуточно?
-- За каждую ходку мы находили 13-15 тел, -- рассказал «ФАКТАМ» водолаз третьего класса Анатолий Литовских. -- Больше всего тел мы находили в коридорах, у выходов на палубу: кому-то, чтобы спастись, оставалось лишь дверь толкнуть и выскочить, но Мы открывали дверь, ведущую на главную палубу, а там по 15-20 бесчувственных тел перед каждой дверью.
На берегу тела фотографировали, фиксировали украшения, которые в подобной ситуации служили опознавательными знаками. Мародерства не было. Если же чего-то все-таки недоставало, ущерб возмещался автоматически -- так распорядилось могущественное Политбюро ЦК КПСС и откомандированный им на место ЧП Гейдар Алиев.
Водолазы, поднимавшие на поверхность тела с «Нахимова», считают, что прошли все круги ада. Нервы у всех были уже на пределе. Рассказывают, что во время обследования под водой каюты один из водолазов увидел, как из иллюминатора выглядывает матрос: видимо, спасаясь, он зацепился за что-то и застрял. Глаза его так и остались открытыми, а руки -- то поднимались, то опускались, «дирижируемые» подводным течением. «Это напоминало движения живого человека, жесты которого означали: «Уходите!» -- вспоминает тот случай Анатолий Литовских.
И действительно, на девятнадцатые сутки после кораблекрушения все водолазные работы были свернуты. Согласно официальной версии, работы прекратили, поскольку затонувшее судно «ушло» в грунт на полтора метра: все помещения по правому борту заполнились илом и стали недоступны. По неофициальной, больше не выдерживала уже психика водолазов. Во время поисковых работ на «Нахимове» погибли мичманы Юрий Полищук и Сергей Шардаков, и после этого водолазы Черноморского флота отказались рисковать своими жизнями ради тех, кого спасать было уже бесполезно.
На дне моря, в помещениях «Адмирала Нахимова» так и остались навечно десятки пассажиров и членов экипажа, которых не обнаружили ни среди погибших, ни среди уцелевших. Потому точное количество жертв катастрофы до сих пор не известно.
-- Мой Юра с отличием окончил специальное морское ПТУ и попал на «Нахимов» кондитером, -- вспоминает Маргарита Ставрова, возглавляющая сегодня благотворительный фонд «Матери моря». -- После трагедии я слышала множество версий о том, что он жив, что его спасли. Воспроизводили даже «картинку»: будто подняли его, седого, с полной потерей памяти, но живого. Я никогда не верила в чудеса, но здесь Я верю и жду Юрку. Бывая в Новороссийске, непременно посещаю психиатрическую лечебницу, другие медстационары.
-- В ту страшную ночь моя дочь отдала свой спасательный жилет одной из пассажирок, -- говорит мать бортпроводницы Веры Федорчук. -- Мне рассказали, что дочь бросилась вглубь тонувшего судна, спасая людей. Лишь на пятые сутки водолазы подняли ее тело -- в руках она держала ключи от рабочего помещения Ей всегда будет только 28 лет, и спасшиеся люди всегда будут помнить ее последние слова: «Я еще принесу жилеты, я успею »
-- О повседневных нуждах и проблемах родственников тех, кто погиб и без вести пропал на «Нахимове», чиновники позабыли, похоже, на следующий день после формальных траурных мероприятий 1986 года, -- с горечью констатирует Маргарита Ставрова. -- Им нет дела до того, что совсем старенький, 1914 года рождения, Павел Масловец сам воспитывал двоих внуков -- детей сына, погибшего на «Нахимове». Другой старичок, Андрей Гаврютин, остался одиноким и прозябает в нищете. У него мошенническим путем отобрали квартиру, сейчас и отыскать беднягу невозможно
Материалы следствия по гибели парохода «Адмирал Нахимов» составили почти шестьдесят томов, было допрошено 1200 потерпевших, изучены сотни различных документов. Виновность капитанов В. Маркова и В. Ткаченко была доказана. Однако в ходе следствия возникали и сложности.
-- Председатель правительственной комиссии, член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, не дожидаясь окончания следствия, объявил, что как минимум один из капитанов будет расстрелян, -- вспоминал старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Советского Союза, государственный советник юстиции 3-го класса Борис Уваров, который вел данное уголовное дело (Борис Иванович -- весьма заметная фигура в прокурорском мире того времени. Именно он принял к производству громкое дело об убийстве популярного телеведущего, впоследствии директора ОРТ Влада Листьева. За год до этого резонансного преступления, от расследования которого неудобного следователя в дальнейшем все же отстранили, рабочая группа Уварова раскрыла убийство депутата российской Госдумы Андрея Айздердзиса. Борис Иванович принимал участие в расследовании причин аварии на Чернобыльской АЭС). -- Вот после этого я и ощутил на себе давление со стороны власти. Прокурорское начальство стало мне настоятельно «советовать», чтобы я вменил капитанам статью 102 УК -- смертная казнь. Но совершенные капитанами нарушения «вписывались» лишь в статью 85 УК, предусматривавшую срок за преступную халатность, а не смерть.
Главной причиной катастрофы, по мнению Бориса Уварова, стало нарушение правил эксплуатации судна. В частности, выход парохода в рейс с незадраенными клинкерными дверями водонепроницаемых перегородок. Экспертиза доказала, что в противном случае «Нахимов» тонул бы не менее нескольких часов и большинство пассажиров удалось бы спасти.
Ежегодно 31 августа в Одессу и Новороссийск со всех концов бывшего СССР приезжают родные и близкие тех, кто погиб на пароходе «Адмирал Нахимов». Поистине в истории все происходит дважды -- сначала в виде трагедии, затем -- в виде фарса. Сегодня любой желающий может за 140 долларов заказать у предприимчивых аквалангистов подводную экскурсию к затонувшему «Нахимову».