Происшествия

Залпом из средневековых орудий команда казацкой чайки «пресвятая покрова» приветствовала королеву англии, не предупредив королевскую службу безопасности

0:00 — 30 августа 2001 eye 454

После девяти лет плаваний за рубежом копия исторического корабля вернулась на родину. Деньги на проведение экспедиций экипаж зарабатывает на фермерских полях и на стройках Европы

Возвращение чайки «Пресвятая Покрова» в Киев планировалось в День независимости Украины. Но праздник казакам довелось встретить на переходе между Черкассами и Каневом -- на чайку не были оформлены необходимые судоходные документы, и ее задерживали чуть ли не в каждом украинском порту. Дошло до митинга у стен мэрии Запорожья и самовольного прорыва чайки в камеру шлюза Днепродзержинского водохранилища. Команда провела там ночь. Однако все хорошо, что хорошо кончается: в минувший понедельник «Пресвятая Покрова» пришла в речной порт столицы, поприветствовав публику орудийными залпами.

Участие в морских сражениях для казаков -- любимая забава

Рассказывая о нынешних задержках в продвижении по Днепру, казаки вспоминают свое первое плавание в 1992 году. Тогда они направлялись в известный по кинокомедиям с участием Луи де Фюнеса французский курортный городок Сен-Тропе на фестиваль парусников. По пути хотели зайти в Барселону на открытие Олимпийских игр. Но заманчивый план чуть было не сорвался из-за того, что не были оформлены все необходимые документы, и начинающие путешественники застряли в Херсоне почти на месяц.

С тех пор единственная пока копия казацкой чайки девять лет не была в родных водах. Члены команды (кстати, состоящей в основном из профессиональных художников) стали опытными морскими волками, пережили сильнейшие штормы и обошли чуть ли не все моря, омывающие Западную Европу. Но отечественные административные строгости и теперь оказались для странников в диковинку. Проблемы возникли еще в порту Южном под Одессой: портовые власти обратили внимание на то, что на корабле нет дипломированного капитана. Такового привезли аж из Киева. Однако на этом претензии служб Минтранса не закончились -- обнаружилось, что на борту нет целого ряда обязательных для каждого судна документов.

-- Зато на Западе мы без них запросто обходились, -- заявил нам член экипажа Андрей Винницкий. -- Там нам помогают, а в Украине получить спонсорскую помощь очень сложно, поэтому корабль девять лет не возвращался домой. Во многих приморских городах Европы регулярно организуются фестивали парусников, и мы стали их постоянными участниками. Неоднократно занимали первые места, получали призы зрительских симпатий. На нас даже королева Англии обратила особое внимание. Впрочем, произошло это при несколько курьезных обстоятельствах.

Мы пришли в британский порт Саутгемптон на старт кругосветной регаты яхт. Это соревнования имеют наивысший статус, поэтому в церемонии проводов яхтсменов решила принять участие королева. Был устроен парад -- парусники проходили строем перед судном, с борта которого их приветствовала Елизавета II. Мы выстроились на палубе в казацких костюмах и, проходя мимо королевы, дали орудийный залп. А наутро прочитали в газетах, что украинцы оказались первыми, кто приветствовал Ее Величество огнем из пушек без предварительного согласования со службой безопасности. Но скандала это не вызвало -- история была преподнесена как курьез. Так же восприняли и другой не совсем уместный залп, который мы дали в Сен-Тропе -- на яхтах, участвовавших в соревнованиях, подумали, что это сигнал судьи, и стартовали. Затем пришлось возвращать яхты обратно.

-- Стреляем мы исключительно холостыми зарядами -- порох, пыж из газет, -- говорит член экипажа Игорь Заник. (Залпы, тем не менее, такие, что уши закладывает. А припаркованные на набережной у киевского Речвокзала автомобили ответили на выстрел срабатыванием противоугонных сирен. -- Авт. ) -- Эти пушки являются точными копиями средневековых казацких орудий, хранящихся во Львовском историческом музее. Их отлили на тамошнем предприятии, где еще в XIX веке делали церковные колокола и оружие. Применяем пушки в показательных морских сражениях на фестивалях исторических кораблей, берем условных противников на абордаж -- забава получается превосходная. С берега за ней наблюдают тысячи зрителей. Кстати, в таких боях проявляются отменные качества чайки как боевого корабля. Например, она одинаково хорошо ходит носом и кормой вперед.

-- Идея создать копию чайки возникла еще в 1987 году, -- рассказывает атаман корабля Василий Качмар. -- Нас, львовских художников, задело прочитанное в какой-то газете заявление, будто украинцы никогда не имели своего флота. А когда чайка уже была построена, по российскому телевидению сообщили, что Украина начинает создавать флот с постройки деревянной парусной лодки…

Корабль художники построили своими руками

-- Практических сведений о том, как выглядели казацкие чайки, у нас тогда было крайне мало, -- продолжает Андрей Винницкий. -- Но мы узнали из средневековых источников длину и ширину, основные пропорции корпуса. Все остальное вычислили с помощью компьютера и, как оказалось, достаточно точно: в середине 1990-х в Петербурге нашли старинные чертежи казацкой чайки, они в основном совпали с нашими. Правильность расчетов подтвердило и сравнение с чайкой, найденной на острове Хортица в Запорожье.

Свою чайку мы построили своими руками. Купили огромный дуб, спонсоры напилили из него досок. «Боевое крещение» мы прошли в первом плавании, вскоре после выхода в Черное море. Разыгрался шторм, на борту все были новичками, но корабль и люди выдержали испытание с честью.

Вначале научились ходить по компасу, который, вероятно, грешил -- ориентируясь по нему, километров на семьдесят отклонялись от курса. По звездам плавать удавалось гораздо точнее. Да и сейчас, когда обзавелись спутниковой навигационной системой, я люблю в ночную вахту «поймать» звездочку на кончик мачты и идти по ней.

На сегодняшний день корабль пережил четыре восьмибалльных шторма. А при пяти баллах запросто выходим в море. В любую погоду ночуем на палубе в спальных мешках, разве что в дождь натягиваем тент. При этом никто сильно не заболевает. За девять лет нам лишь однажды понадобился врач -- это было в Греции, когда одного из наших укусила змея. К счастью, среди нас тогда оказался доктор.

В первом плавании экипаж состоял аж из пятидесяти человек. Опытные яхтсмены предрекали, что при такой численности мы обязательно рассоримся. Этого не произошло, но многие ушли из команды, и сейчас нас двенадцать. Самому младшему, юнге Александру Середенко, 14 лет, он сын члена команды Василия Середенко. Самому старшему, Василию Нелупу, 55 лет. Все казаки посвятили себя чайке, а жены (почти у всех членов команды есть семьи) находят в себе силы терпеть долгое отсутствие мужей.

Зарабатывать на жизнь и на ремонт корабля в странах Европы приходится, нанимаясь на стройки, уборку овощей и фруктов, катая туристов. Однажды, впрочем, довелось поработать по основной профессии -- оформили ресторан и офис одной нашей французской почитательнице. Она купила для корабля двигатель, и за это мы отработали. Финансовую помощь также оказывают организаторы морских фестивалей и спонсоры. За их средства, например, установили фабричную мачту -- прежняя была сделана из телеграфного столба времен Австро-Венгерской империи. Из Украины денег почти не поступает. Впрочем, львовские предприятия регулярно снабжают нас продуктами.

Вторым после атамана человеком на корабле команда единодушно называет кока Михаила Хомичака.

-- Уже больше десяти лет в море -- срочную службу проходил на флоте, -- а от морской болезни до сих пор не избавился, -- рассказывает Михаил. -- В качку не ем -- только пробую пищу. Хорошо, хоть ребята едят в любой шторм. А меня спасает то, что плавания без захода в порты больше пяти суток у нас не длятся. Готовлю на газовой плите, так что еда у нас всегда горячая. А вот туалета на корабле нет, по нужде ходим, как в эпоху Средневековья -- с борта или усевшись между двумя веслами. К этому мы давно привыкли, но смущает то, что из-за отсутствия туалета не можем брать в плавание женщин.