Свято-Успенская Киево-Печерская лавра -- в праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечает свое 950-летие. Но этот юбилей условен, так как в летописи первое упоминание о монастыре датируется 1051 годом. Когда же именно была основана Лавра, пока не известно.
На благоустроенном Днепровском спуске пахнет свежим цементом, а в монастырских двориках, как и много веков назад, -- спелыми яблоками. В небольшой комнатке на втором этаже лаврской постройки XIX века, куда ведет скрипучая деревянная лестница, на полочке выстроились миниатюрные пузырьки и флакончики.
-- Вот этот, с надписями на церковнославянском «преп. Антоний» и «преп. Феодосий», мне подарили лет десять тому назад, -- рассказывает заведующий отделом истории Киево-Печерской лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Роман Качан. -- Раньше в таких бутылочках монахи продавали святую воду. Некоторые экспонаты этой коллекции найдены на отвалах земли при восстановлении колодца Антония и Феодосия. Судя по многочисленным находкам оплавленных кусочков стекла и бракованных бутылочек, на Ближних пещерах, видимо, работала стекольная мастерская.
-- В беседе о древней Лавре невозможно избежать расспросов о ее тайнах. Роман Иванович, вспомните, с вами на работе не происходило ничего необычного?
-- Когда пещеры принадлежали музею (в ознаменование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году постановлением Совмина УССР территория Дальних пещер была передана церкви), все гробницы обязательно опечатывались, но пломбы с них постоянно исчезали. После полудня пещеры закрывали на обед. За это время проверялось наличие пломб и при необходимости ставились новые. Бывало, спускаешься в пещеры, запираешь за собой дверь на ключ, как вдруг возникает ощущение чьего-то незримого присутствия. Пещеры расположены своеобразным кругом: иногда, работая с одной стороны, я слышал, как с другой доносились какие-то шаги. Оборачиваешься -- никого. Однажды за моей спиной послышался звук падающей спички, но, тщательно обыскав чугунные плиты, которыми вымощен пол в пещерах, я так ничего и не обнаружил.
Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре работали многочисленные съемочные группы, для которых выделялись сопровождающие в лице сотрудников музея. В пещерах очень часто не срабатывали вспышки, «заедали» камеры, а отснятая пленка проявлялась с дефектами.
-- А рассказы о подземных ходах под Днепром или находках имеют под собой основания?
-- Случалось, к сотрудникам пещер подходили старички со словами: «А я до войны проходил тайным ходом под Днепром». У нас даже был один смотритель, утверждавший, что до войны он ходил из Дальних пещер на маленький островок (сегодня на нем стоит одна из опор моста Патона). Как-то неудобно говорить пожилым людям «Не рассказывайте сказки!», поэтому приходилось спускаться с ними в пещеры. Но сколько мы ни бродили по лабиринтам, ничего путного не находили. Старики не помнили, где был ход.
Если учитывать, что высота Ближних пещер над уровнем Днепра -- 90 метров (Дальние расположены еще выше), а глубина реки пять метров, то для хода под ней следует прокопать вглубь 100-метровый вертикальный лаз, а с наклоном и того более. Спрашивается: для чего, когда можно спокойно спуститься к Днепру и переправиться на другой берег на лодке? Если же такой ход был рассчитан для поспешного бегства из монастыря во времена Киевской Руси, то в ту пору его окружал дремучий лес. Достаточно было перелезть через ограду, пробежать пару метров и скрыться в непролазной чаще.
Что касается таинственных находок, то однажды в Лавру пришло письмо с примерно таким содержанием: над входом в келью монаха Ксавелия хранится древняя летопись, которая, возможно, заинтересует академика Лихачева. Если хотите, найдите ее и передайте академику.
В письме отсутствовал обратный адрес, поэтому нельзя было уточнить у его автора, где находилась указанная келья -- в пещерах или над землей. А ведь большинство из 100 лаврских корпусов -- бывшие кельи, в которых до революции проживали около 1700 человек. Словом, так Лихачев об этой бесценной летописи ничего и не узнал.
-- Что же представляют собой знаменитые лаврские пещеры и как они возникли?
-- Это сложная система подземных коридоров и помещений. Пока остается не уточненной их общая протяженность. Предположительно, Ближние достигают 400 метров, Дальние -- 500. Кроме экскурсионного маршрута, существуют закрытые для массового посещения участки, сохранившие свой первозданный вид с настенными надписями, в основном XVII века: и тогда были люди, желавшие засвидетельствовать свое посещение. Но содержание древних текстов существенно отличается от современного «Здесь был Вася». Надписи «Был здесь многогрешный раб Божий Герасим Шурыпа» или «Бозе помози рабу своему », а также короткие тексты на армянском и польском языках сосредоточены в двух местах -- в так называемом ходе Нестора в Ближних пещерах и в наиболее древней части Дальних -- Варяжской пещере.
Основателями монастыря считаются два монаха -- преподобные Антоний и Феодосий. Главными источниками информации по этому вопросу служат летопись «Повесть временных лет» и «Киево-Печерский патерик». В летописи говорится, что первым сюда пришел Антоний и поселился в пещере, выкопанной священником церкви Святых Апостолов в селе Берестове Илларионом. После того как Илларион стал митрополитом, Антоний занял его пещеру. Патерик свидетельствует, что Антоний поселился в пещере, которую выкопали варяги. В летописи также написано, что вокруг него стала собираться братия «и выкопали они пещеру великую». Когда число монахов достигло 12, Антоний удалился на соседний холм, где основал Ближние пещеры, ибо не терпел суеты и любил уединение.
-- Какая участь ожидала обитель, возникшую на киевских склонах?
-- Понятно, что монахи не все время проводили в пещерах, а только молились там и ночевали. Хозяйственной деятельностью они занимались на поверхности. Считается, что где-то в начале 60-х годов XI века монахи переселились из пещер. В эти же годы начинается строительство деревянных наземных келий, церкви и трапезной. А пещеры становятся подземным кладбищем -- наподобие римских катакомб, в которых первые христиане предавали земле своих умерших. В лаврских пещерах хоронили двумя способами: в локуле (толще стены) и под полом в дубовых колодах. Возможно, известное выражение «дать (врезать) дуба» пошло от этого способа захоронения.
На примере Киево-Печерской лавры можно проследить, как повторяется история. Здесь монастырь открывался трижды. Первым его основателем в XI веке был Антоний Печерский. Впервые обитель закрыли в 1930 году с существовавшей тогда формулировкой «по многочисленным просьбам трудящихся». В 1942 году оставшиеся в Киеве монахи, возглавляемые схимоархиепископом Антонием (в миру князем Абашидзе), вновь начали проводить в лавре богослужения, но во время очередных гонений на церковь в 1961 году монастырь опять закрыли. При передаче пещер церкви в 1988 году первый постриженик обители получил имя Антоний.