Полотно, более полувека считавшееся исчезнувшим, неожиданно объявилось в минувшем году на аукционе Сотбис. Сегодня оно впервые будет показано украинской публике
Демонстрация в Киеве портрета Тараса Шевченко кисти Давида Бурлюка после массированной рекламной подготовки воспринимается многими как событие общенационального масштаба. Бурлюк, действительно, является одним из наиболее известных в мире украинских живописцев. Но какова истинная художественная ценность написанного им портрета Кобзаря, специалистам судить пока трудно, поскольку почти никто из них не видел до сих пор эту картину «живьем».
Художник и поэт Давид Бурлюк, уроженец хутора Семиротовщина Харьковской губернии, стал всемирно известным благодаря своим футуристическим картинам. Его заслуженно причислили к классикам, которых задиры-футуристы призывали сбросить с корабля современности. Эта компания будущих знаменитостей, заводилой в которой был Бурлюк, шокировала обывателей собственными разрисованными, словно у папуасов, лицами, а на свои живописные полотна лепила настоящие шестеренки и куски дерева. Однако в портрете Шевченко, написанном Бурлюком, искать новаторство тщетно. Наоборот, это полотно -- почти «близнец» автопортрета Кобзаря, известного всем по изображению на стогривневой купюре.
-- О том, что подтолкнуло Давида Бурлюка обратиться к образу Шевченко, и о последующей судьбе картины известно очень мало, -- сообщил «ФАКТАМ» один из организаторов показа полотна в Киеве Игорь Дюрич. -- Доподлинно выяснено только, что она была написана в США в начале двадцатых годов, а перед Второй мировой войной исчезла, казалось бы, навсегда. Но год назад портрет неожиданно был кем-то выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Как правило, на нем предлагаются вещи из частных коллекций. Только тогда о существовании картины узнали в Украине. Ее приобрел иностранный коллекционер, в роду которого были украинцы. Нам, художникам из Фонда Мазоха, удалось договориться с ним о демонстрации полотна в Киеве -- при условии, что имя владельца и цена, за которую картина была приобретена, останутся в тайне. Мы обязались застраховать полотно на достойную сумму и соблюдать строжайшие меры безопасности. Скажем, после доставки портрета в Киев о месте, где он хранится, знали только три человека. Демонстрироваться он будет в Центре современного искусства (территория Киево-Могилянской академии) -- под пуленепробиваемым стеклом и круглосуточной охраной.
-- Где находилась картина последние полвека, отчасти проясняет расследование канадского журналиста Кейси Рибока, -- говорит пресс-секретарь Фонда Мазоха Дмитрий Хопта. -- По его сведениям, одна полусектантская организация украинцев США считала этот портрет чуть ли не иконой. Члены организации полагали, что если картина окажется в Украине, то для страны начнется новая эпоха. И в 30-х годах активисты организации якобы предприняли попытку провезти портрет в СССР, но сотрудники НКВД сумели этому помешать. Теперь картина привезена в Киев на два месяца, но Фонд Мазоха прилагает усилия к тому, чтобы состоятельные люди предоставили за это время средства на ее выкуп.
Ошибаются те, кто полагает, что демонстрация портрета Шевченко станет выставкой одной картины. Вместе с ней будут экспонироваться полотна, которые готовили минувшим летом к показу в украинском павильоне на всемирно известном художественном биеннале в Венеции. Но в результате шумного скандала при участии высших госчиновников в Италию повезли другие картины. Теперь художники, которым тогда не повезло, попытаются взять реванш и горды тем, что центральным полотном их выставки станет портрет Кобзаря кисти самого Бурлюка. Это и не удивительно: интерес публики вызывает даже вставной глаз знаменитости, который наряду с его картинами демонстрировался в минувшем году в Москве (собственный глаз Бурлюк потерял еще в детстве). А открывающаяся сегодня выставка получила название «Бренд «Українське». Название со смыслом: организаторы надеются, что бурлюковский портрет Шевченко сможет стать визитной карточкой украинского искусства.
-- Портрет -- не единственная сугубо украинская по тематике картина этого автора. В Третьяковской галерее, например, хранится его замечательное полотно «Казак Мамай», -- говорит сотрудница Национального художественного музея Украины Ирина Горбачева. -- И хотя многое в жизни Бурлюка было связано с Россией и США, он считал себя украинцем. «Україна в моїй особi має найвiрнiшого сина», -- писал он. А в своих обращениях в 1960-е годы к руководству нашего музея, с предложениями организовать его персональную выставку в Киеве, приводил такую аргументацию: «в пику москалям». За свою долгую 85-летнюю жизнь он написал около 15 тысяч полотен, но в украинских музеях находятся только 32 картины. Что же касается реалистичной манеры, в которой он написал портрет Шевченко, то удивляться тут нечему -- Бурлюк пробовал себя в различных направлениях. О художественной ценности портрета можно будет что-то сказать, только увидев его «живьем». Досадно, что выставки далеко не всех замалчиваемых прежде украинских художников рекламируются столь широко. Так, сейчас в нашем музее проходит выставка картин импрессиониста Александра Охрименко, эмигрировавшего после революции и ставшего за границей знаменитостью. Но знают о нем немногие.