Налоговый кодекс -- один из самых важных законопроектов, находящихся на рассмотрении в Верховной Раде. Этот документ призван установить такие правила игры в украинской экономике, которые стимулировали бы производство, позволили производителям выйти из тени и привлекли наконец в Украину столь необходимые инвестиции.
За последние пять лет поступления в госбюджет от акциза на табачные изделия увеличились более чем в десять раз
Похоже, что Верховная Рада сегодня довольно близко подошла к решению этой задачи: Налоговый кодекс принят во втором чтении, и в ближайшее время должно состояться третье -- последнее.
Однако даже после второго чтения депутаты не пришли к консенсусу по многим принципиальным вопросам будущего налогообложения. А между тем, любая ошибка может привести к очень серьезным проблемам в целых отраслях экономики.
Один из таких вопросов, по которому депутаты до сих пор не пришли к единому мнению, -- взимание акциза с табачных изделий. Все знают, что табачная отрасль в нашей стране развита хорошо. На нашем рынке работают крупнейшие мировые производители, а наши фабрики производят большой ассортимент сигарет -- от простейших без фильтра до элитных марок, известных во всем мире.
Во всем мире с сигарет, так же, как с алкогольных изделий, кроме всех положенных налогов, взимают акцизный сбор.
Считается, что раз многие люди все равно пьют и курят, а запреты приводят только к мощному развитию «черного» рынка (тут за примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить лигачевскую борьбу с пьянством), то пусть люди, приверженные к вредным привычкам, делают дополнительный вклад в бюджет. Это и государству идет на пользу, позволяя за счет этих денег осуществлять дополнительные социальные программы, и самим курильщикам и пьяницам, так как из-за повышения цен табак и алкоголь становятся менее доступными.
Однако взимание акциза требует взвешенности и государственной мудрости. Ведь если сделать его слишком низким, бюджет недосчитается больших денег, а если слишком высоким -- это приведет к свертыванию внутреннего производства и росту контрабанды.
Существуют три способа взимания акциза на сигареты.
Первый -- специфический акциз. Это означает, что на определенное количество выпущенных сигарет насчитывается фиксированный налог.
Второй -- адвалорный акциз. Он представляет собой определенный процент от стоимости произведенных сигарет. То есть за дешевые сигареты взимается меньше денег, чем за дорогие.
Третий -- смешанный. Сочетает в себе два предыдущих. То есть фиксированная часть акциза взимается с количества выпущенных сигарет, а другая -- насчитывается на их стоимость.
В настоящее время в Украине действуют специфические ставки акцизного сбора. С каждой тысячи сигарет с фильтром в государственный бюджет поступает 10 гривен, а с тысячи сигарет без фильтра -- 5 гривен. Эта система имеет ряд существенных преимуществ перед другими. Главное -- то, что специфический акциз очень легко начислить. Достаточно точно подсчитать количество выпущенных табачной фабрикой сигарет. Сегодня налоговые инспекции довольно хорошо научились контролировать производителей табака и средства от акциза поступают в бюджет неукоснительно. Причем за последние пять лет поступления в государственный бюджет от акцизных сборов на табачные изделия увеличились более чем в десять раз: если в 1996 году было получено 54 млн. грн. , то в нынешнем году планируется собрать 571 млн. грн. Это весьма существенная сумма для украинского бюджета.
В то же время адвалорный акциз исчислять гораздо сложнее. Ведь для того, чтобы правильно его рассчитать, нужно знать реальную стоимость произведенной продукции. О том, какая это проблема, может рассказать любой налоговый инспектор. Ведь каждое предприятие стремится к тому, чтобы платить поменьше налогов. Что же помешает табачной фабрике продавать сигареты по дешевке одному из своих дочерних предприятий (при этом акциз составит минимальную сумму), а затем уже с данного предприятия торговать ими по нормальной рыночной цене. При этом, кстати, заодно уменьшатся и другие налоги -- НДС, пенсионный сбор и др.
Производство сигарет выросло с 45 миллиардов штук в 1996 году до 57,8 в 2000-м
Впрочем, практически никто не предлагает ввести в Украине адвалорный акциз на табачные изделия. Зато довольно часто звучат предложения перейти на смешанную систему. А поскольку в составе смешанного акциза присутствует адвалорная составляющая, то он обладает практически теми же недостатками.
Другое преимущество специфического акциза в том, что он позволяет развивать производство. Ведь при одинаковом акцизе предприятию выгодно вложить средства в реконструкцию и выпускать более качественные изделия. За годы действия специфического акциза в табачную отрасль было вложено около 250 миллионов долларов инвестиций. Производство сигарет выросло с 45 млрд. штук в 1996 году до 57,8 млрд. в 2000 году. И если пять лет назад сигареты с фильтром составляли только 10% от общего производства, то сегодня их удельный вес увеличился до 77%.
Возможно, некоторых борцов с курением эти цифры и огорчат. Но следует заметить, что курильщики все равно бы выкуривали это жуткое количество сигарет. С тем лишь отличием, что тогда табак пришлось бы завозить из-за границы. Соответственно, налоги, акцизы и рабочие места достались бы другим государствам, а кашляющие курильщики -- Украине. В настоящее же время, заместив импортные (преимущественно контрабандные) сигареты отечественными, Украина хотя бы получила дополнительные поступления в бюджет. Их можно использовать, например, на медицину или на пропаганду здорового образа жизни.
В то же время смешанная система стимулирует производителя к тому, чтобы уменьшить акциз путем выпуска дешевых сигарет. Поэтому в случае ее введения украинским курильщикам, привыкшим к более качественным изделиям, возможно, придется вновь привыкать к сигаретам без фильтра.
Сторонники смешанной системы взимания акцизов обосновывают свою позицию тем, что она более социально справедлива. Богатый, покупая дорогие сигареты платит больше, чем бедный, курящий сигареты без фильтра. Однако это не совсем верно. Дело в том, что акциз вообще не является средством установления социальной справедливости. Ведь коварный капиталист для того, чтобы избежать кары за свое богатство, может вообще бросить курить. И тогда с него ничего получить не удастся.
Поэтому для перераспределения благ внутри общества придуманы налоги, которые обязаны платить все, независимо от наличия вредных привычек. И, естественно, богатые платят больше. А акциз является лишь гарантированной и совсем не лишней прибавкой к государственному бюджету. Будем надеяться, что в будущем она будет уменьшаться только за счет снижения спроса на сигареты, а не за счет снижения их качества.