Происшествия

Теодор резвой: «я чертовски устал. Из жаркого барбадоса мне хочется быстрее окунуться в нашу зиму»

0:00 — 21 декабря 2001 eye 346

Отважный путешественник мечтает поскорее вернуться на родину и поехать с семьей в Карпаты

Во вчерашнем номере «ФАКТЫ» сообщали о том, что гражданин Украины -- первыv в странах СНГ и Восточной Европы -- в одиночку на веслах пересек Атлантический океан. Сегодня мы расскажем о подробностях 68-суточного перехода 35-летнего одессита Теодора Резвого на лодке «Одесса».

Мировое достижение украинского гребца признано официально

-- 18 декабря, в 13 часов 59 минут по местному времени, у причала Порт Сэнт Чарльза на острове Барбадос ошвартовалась наша гребная лодка, -- рассказывает «ФАКТАМ» Теодор Резвой. -- Незадолго до этого, обогнув северный мыс, «Одесса» на максимально близком расстоянии (около 1,5 мили) от берега стала продвигаться вдоль западной стороны острова. И вдруг ураганный восточный ветер стал разворачивать марину, унося ее в сторону от Барбадоса. С подоспевшей яхты поддержки Второй Трансатлантической гонки предложили помощь: отбуксировать «Одессу» в порт. Но я решил справиться самостоятельно. Благо, опыта на 5000-километровом переходе я набрался -- погода нынче не совсем обычная для широт, по которым пролегал мой маршрут. Три урагана, пронесшиеся за короткjt время отрезок, диктовали свои условия. В частности, практически исчезли пассаты, благоприятствующие продвижению любой лодки.

Последнюю преграду, а также долготу, на которой находится Барбадос, «Одесса» пересекла без чьей-либо помощи. Покорение Теодором Атлантического океана признали авторитетные эксперты -- достижение нашего соотечественника зафиксировано официально. Он двадцатым в истории мирового мореплавания пересек Атлантику в одиночку, и тринадцатым -- по маршруту «Атлантика с востока на запад».

… В сопровождении почетного эскорта «Одесса» вошла в гавань под ликующие возгласы стоявшей на брекватере толпы. Точно так же -- под аплодисменты собравшихся -- лодка покидала остров Ля Гомера 12 октября. В канун отплытия она преобразилась -- стала ярко-желтой с синим днищем. Выбор цвета -- не случаен: во-первых, это цвета государственного флага Украины, во-вторых, даже маленькую желтую точку легко заметить на океанских просторах любому судну. Когда лодку спустили на воду и поставили в яхт-клубе «Марина де Сан Себастьян», она сразу же привлекла всеобщее внимание. Владельцы яхт подходили, чтобы осмотреть ее и познакомиться с гребцом. В достаточно прагматичной среде «детей ветра свободы» не нашлось таких, кто бы отнесся к проекту равнодушно. Одна американская пара подарила Теду какие-то особенные теплые носки, еще кто-то -- упаковку золотой кураги, растворимые тонизирующие напитки, «энергетические» шоколадные батончики, упаковку отличного местного пива. Опытные яхтсмены, знакомые с океаном не понаслышке, сполна оценили степень риска и отваги того, кто выходит в плавание без паруса и без мотора. Выходит, полагаясь лишь на собственные силы.

«Мне хотелось поскорее увидеть жену, маму и друзей»

Стартовав с острова Ля Гомера, за 68 суток интенсивной гребли на лодке-одиночке Теодор преодолел Атлантику, пройдя около пяти тысячи километров.

По тому же маршруту, пятью днями ранее, отправилась (с соседнего острова Тенерифе) Вторая Трансатлантическая гонка «двоек» -- тридцать шесть команд из четырнадцати государств мира! Наш земляк сумел не только догнать эту флотилию, а и оставить позади более десятка лодок (пока на Барбадос прибыли лишь 24 экипажа. -- Авт. ).

-- Что скрывать, я хотел не только финишировать на острове, когда здесь будут еще находиться команды -- участницы «соседней» гонки, -- продолжает Теодор. -- А и стремился поскорее увидеть жену, маму, друзей, ожидавших меня на «конечной станции».

-- И что почувствовали, оказавшись на твердой земле?

-- Неимоверную усталость! Сделав первые шаги на твердой земле, никак не мог сообразить: что происходит? Абсолютно ровная, поверхность медленно, но уверенно уходила из-под моих ног. Меня качало, как соломинку на ветру. Глаза устали от голубизны, окружавшей меня более двух месяцев -- океан, небо. Поэтому небольшой уютный домик в зеленых зарослях, куда определили меня родные на Барбадосе, кажется просто раем. Слышали анекдот о том, как из последних сил, ползущий по пустыне путник наткнулся на кувшин с джинном, который предложил исполнить любое его желание?

«Хочу домой», -- говорит путник. «Ну, пошли», -- отвечает джинн. «Быстрее хочу!» -- настаивает уставший человек. «Ну, тогда побежали».

-- Так и мне, ничего другого не оставалось, как грести бегом, — улыбается Теодор. -- Помню, в пути я даже составил перечень того, что доставило бы мне самую большую радость по приходу на Барбадос. Пункт первый был неофициальным: «Господи, как я соскучился! Если можно было бы сейчас перенестись, хоть ненадолго оказаться рядом с женой! Ловлю себя на воспоминании аромата духов жены». Страшно тосковал за сынишкой Димочкой, которому скоро исполнится пять лет.

-- Еще при нашей встрече накануне старта, хотел спросить, откуда у вас столь экзотическое имя -- Теодор?

-- Это английский вариант нашего Федора. А фамилия -- от российских предков. Они -- выходцы из Питера, где в свое время даже два острова назывались Резвой и Большой Резвой. Одна из ветвей моей родословной берет начало со времен Екатерины II. Мой предок очень оперативно выполнил поручение императрицы, и она, подойдя к нему на балу, сказала: «О, какой вы резвый!» А с годами это прилагательное трансформировалось в «резвой».

-- Скажите, а какие еще пункты значились в вашей «мини-программе»?

-- Так уж случилось, что я реализовал пункт N 2, не успев еще даже адаптироваться к «наземному» образу жизни -- выпил, уже после швартовки на Барбадосе, пару литров свежеотжатого фруктового сока, съел манго, папайя и апельсины. А вот с шестым пунктом, который предусматривал стоять, не держась ни за что, на твердой земле, пока сложно.

Одна из первоочередных задач -- многоуровневый массаж всего тела. Без него я не скоро смогу сжимать кисти рук в кулаки. Во всяком случае, сейчас они похожи на птичьи лапки. Максимально могу сжать их лишь на ширину рукоятки весла.

-- Значит, не прошла бесследно ограниченность движений, неустроенность быта?

-- Есть немного. Хотя над этим в походе и задумываться было некогда -- подъем в семь утра, позавтракал и -- за весла. Дальше -- грести, грести и снова грести, с короткими, минут на пять, в час перерывами. Разминался регулярно! Днем -- перерыв на обед: приготовить, съесть, вымыть посуду. Хотя посудой мне служила обычная ложка, а пищу заваривал прямо в пакетах, выдерживал минут десять и готова к употреблению. Какое-то время нужно было уделять оборудованию на борту. Например, попытался запустить опреснитель питьевой воды, «наглотавшийся воздуха» -- это вечная проблема всех океанских гребцов. Не работал он довольно-таки долго, но все обошлось -- запаса пресной воды, который служил балластом для самовосстановления лодки если она опрокинется, было почти достаточно. Восьмилитровая канистра рассчитана на три дня. А случаи, когда потребность в обычной воде намного превосходила все «лимиты», не так уж и редки. Бушевавший океан не раз и не два окатывал лодку «с головой». Доставалось, естественно, и мне. Конечно же приятно принять освежающий душ, особенно после духоты крохотной кабины, но после соленой морской воды вещи дубеют. Чтобы смыть соль после такого душа, нужно истратить, как минимум, четырехдневный запас пресной воды. Да и экипировка совершенно не предусматривает нескольких смен одежды-- единственный имеющийся в наличии комплект просыхает при здешней стопроцентной влажности немногим менее вечности.

Отсиживаться в кабине невозможно -- страшная жара и влага, из-за которой образуется плесень. Тем более габариты этой «будочки» явно малы для моего роста, приходилось либо сидеть, согнувшись в три погибели, либо лежать. Мне теперь понятно, почему настаивает на изменении дизайна и высоты кабины россиянин Федор Конюхов, который собирается совершить плавание. Сейчас ему строят лодку в Англии.

Ой, как не хватало в пути-дороге душа, ванной, бассейна! Хотелось понырять, поплавать. Ситуация совершенно парадоксальная: почти семьдесят суток ничего не видеть, кроме воды -- от горизонта до горизонта -- и мечтать окунуться! Еще мечтал о мягкой кровати, о кресле, да чтобы они не качались. А то спать доводилось, будто на спине у необъезженной лошади во время родео: подбрасывало вверх-вниз, назад-вперед, из стороны в сторону…

«Засыпал с китами, а просыпался с черепахами»

-- Атлантика не безмолвна. Это удивительный мир, который редко кому, за исключением профессиональных моряков,удается наблюдать . Думается, мне повезло, -- продолжает путешественник. -- За время плавания удалось познакомиться с многочисленными представителями фауны. Однажды, почти вплотную к борту подошла рыба-меч длиною более двух метров. Отснял ее на фото- и видиокамеры. А вот достаточно большую летучую рыбу запечатлеть не удалось. Зато я ее поймал и приготовил что-то наподобие вяленного одесского бычка. Пиво на «Одессе» уже отсутствовало -- накануне я отмечал встречу с Альфредом, капитаном австрийской яхты «Альфин», которая шла из Адриатики. Случайно повстречавшийся на океанском пути новый знакомый оказался хорошим мужиком. Нас как-то сразу сблизило обстоятельство, что мы оба идем в одиночку. Правда, «Альфин» -- на моторе. Попросив друг у друга прощения за свой неважный английский, мы, тем не менее нашли общий язык Особенно после того, как был опустошен запас пива. А вот особого удовольствия от вяленой «летучки» я не получил. Качественно приготовить рыбу в походных условиях -- дело очень непростое. Я же решился на эксперимент лишь тогда, когда «в гости» залетела довольно крупная особь. Завялил ее, полил лимонным соком, одним словом, сделал съедобной. Вкус -- специфический. На наживку из мелких летучих рыбешек клюнула увесистая рыбина, и я приготовил уху.

В один из дней я познакомился с семейством китов. Громадные и совсем безобидные, они вызывают особые чувства. Так и хочется крикнуть: «Привет!», протянуть им руку.

А кто может похвастать, что рано поутру его будят, стучась о днище лодки, огромные желто-зеленые черепахи?!

… Наверное, один из моментов, ради которых необходимо выходить в океан, -- это закат. Предзакатные облака несравнимы ни с чем. Этот час был для меня временем полного отдыха. Неторопливое приготовление ужина хорошо вписывается в действо проводов солнца. Говорят, если в момент, когда за горизонт прячется последний кусочек светила, подпрыгнуть, то можно еще раз увидеть его… Добавить к этому еще музыку, соответствующую настроению -- и зрелище неповторимое!

Музыка же присутствовала на маршруте всегда, громче, тише -- в зависимости от настроения. И еще новостийные программы Би-Би-Си, русская служба которой также брала у меня интервью по спутниковому телефону…

Теодора переполняют впечатления, новости, эмоции. Причем преобладают положительные. И о переходе он вспоминает больше хорошего, предпочитая забыть о невзгодах.

-- Если честно, я чертовски устал, -- признается напоследок отважный путешественник. -- Здесь очень жарко и, наверное, потому вспоминается наша зима. Когда вернусь, возьму Людмилу и Димку и поедем в Карпаты. Походим на лыжах, покатаемся на санках. Зима, снег -- это очень здорово!

-- Позади -- серьезнейший переход, целая веха в вашей жизни. Ожидаете ли вы каких-либо наград, поощрений?

-- Когда француз Жерар д'Абовиль -- потомок древнего рода, член Европарламента, единственный человек, пересекший в одиночку на веслах Атлантический и Тихий океаны, -- десять лет назад завершил свой переход от Японии к берегам Америки, он получил 40 тысяч писем. Больше всего поразило его не количество сопереживавших, а их слова благодарности за пример мужества, за надежду на осуществление мечты. Ведь даже в самые суровые исторические времена человека никогда не покидали мечта и надежда!

-- И о чем вы сейчас мечтаете?

-- Возможно, пройти этим же маршрутом на «двойке». Не исключено, что от Африки до Северной Америки. Недавно такую попытку предпринял американец Ричард Джонс. Стартовав с Канар, он предполагал миновать Барбадос, выйти через Карибский бассейн до полуострова Флорида. Увы, неудачно: пришлось ему экстренно высаживаться на Багамах. В «двойке» этот маршрут пройти легче: один гребет, другой в это время отдыхает. Правда, расстояние на этом маршруте примерно 7,5 тысячи километров, а в придачу еще оживленное судоходство близ Флориды.

Хочу поблагодарить всех за поддержку и добрые напутствия и поздравить с наступающим Новым годом читателей самой популярной газеты Украины.