Разработанный в Украине самолет оснащен лыжами с подогревом. Воздушную экспедицию в Антарктиду возглавил заместитель председателя Госдумы России Артур Чилингаров
Многие помнят, как без малого два года назад группа украинских парламентариев организовала парашютный десант на Северный полюс. И вот теперь гражданин Украины получил возможность побывать и на Южном полюсе в составе воздушной антарктической экспедиции, которую возглавил вице-спикер Госдумы России Артур Чилингаров. Проект затеян ради демонстрации возможностей нового «кукурузника» Ан-3. Разработанный в киевском Авиационном научно-техническом комплексе им. Антонова и построенный на омском ПО «Полет», самолет должен пролететь над Южным полюсом и побывать в гостях на 5--6 антарктических станциях разных стран. Для этого на самолете Ил-76 «аннушку» отправили в разобранном виде на ледяной аэродром в Антарктиду. Совершить полет Ан-3 запланировано до 31 декабря и посвятить его наступлению Нового года.
Полет Ан-3 через Южный полюс организуют россияне. Но поскольку он связан с особыми сложностью и риском, понадобился лучший пилот усовершенствованной «аннушки». Им оказался киевлянин, летчик-испытатель АНТК им. Антонова Сергей Тарасюк. Он возглавит экипаж, в состав которого войдут также российские штурман и радист.
-- Когда омские коллеги обратились к нам с просьбой порекомендовать пилота, которому можно было бы доверить перелет через полюс, мы сразу назвали Тарасюка, ведь никто лучше него Ан-3 не освоил. Кстати, именно Сергей в прошлом году пилотировал эту машину во время ее испытаний низкими температурами в Сибири, -- рассказывает непосредственный руководитель Сергея Тарасюка, заместитель начальника летно-испытательной службы АНТК им. Антонова Александр Шулещенко. -- Поставлена задача свести риск перелета над Антарктидой до минимума, ведь там, по сути, ледяная пустыня -- оказание помощи весьма затруднительно. Хотя в Антарктиде сейчас полярное лето, температуры вдали от берегов низкие. Да и «аннушка» -- машина сложная: двигатель-то у нее только один, поэтому его отказа допускать нельзя.
Для полетов над Антарктидой «аннушку» оснастили специальными лыжами с подогревом. Горячий воздух на них направляется от двигателя, чтобы предотвратить налипание снега и обледенение лыж. Южный полюс поднят на уровнем моря более чем на 2800 метров. А это важно, поскольку Ан-3, в отличие от своего предшественника Ан-2, не рассчитан на высотные полеты: 3900 метров для нового «кукурузника» -- потолок.
-- Через Москву мы получаем информацию о ходе экспедиции. Пока из-за непогоды она задержалась в Чили, но сегодня-завтра обещают улучшение метеообстановки. Тогда Ил-76 незамедлительно вылетит в Антарктиду, -- продолжает Александр Шулещенко. -- Затем примерно за сутки будет произведена сборка «аннушки». Работа эта не очень сложная: крылья и хвостовое оперение монтируются с помощью болтов. Организаторы экспедиции планировали совершить перелет через полюс до Нового года. Возможно, удастся уложиться в этот срок. А если нет -- не беда. Главное ведь -- еще раз испытать машину, продемонстрировать ее возможности. В Сибири она опробована при температуре минус тридцать шесть. А в Антарктиде ей придется работать при более сильных морозах. После облета нескольких антарктических станций экспедиция пробудет на шестом континенте еще 8--10 дней, за это время «аннушку» разберут и отправят домой.
Базовым для проведения экспедиции аэродромом выбрана взлетно-посадочная полоса американской антарктической станции Пэтриот-Хилс, расположенной примерно в 1000 километрах от полюса. Руководитель экспедиции Герой Советского Союза, прославленный полярник, вице-спикер Госдумы России Артур Чилингаров заявил, что полет Ан-3 будет посвящен первой воздушной доставке грузов на советскую станцию «Мирный», состоявшейся 40 лет назад, сообщает интернет-газета region. ru. Советский Союз, к слову, довольно поздно начал освоение Антарктиды -- первая экспедиция состоялась в 1956 году, тогда как, скажем, первый авиационный перелет через Южный полюс был осуществлен еще в 1929 году англичанином Ричардом Бердом.
Серийный выпуск Ан-3 начат в минувшем году в Омске, хотя машина была задумана еще двадцать лет назад. Заказы на нее поступают в основном с Севера и Сибири, так что нынешние испытания на морозостойкость будут весьма кстати.