Выйдя из длительной комы, известный днепродзержинский мастер айкидо валерий зинченко первым делом попросил у жены… Вареников с картошкой

0:00 — 29 декабря 2001 eye 2230

Чудом выживший пациент за шесть лет сумел восстановиться и вернуться к тренерской деятельности

Эта история мало похожа на рождественскую сказку -- слишком много в ней страданий и слез. И все же в предновогодние дни на протяжении нескольких последних лет местные журналисты возвращаются к этой истории, в свое время потрясшей Днепродзержинск. Ибо в ней есть все, что нужно читателю, душа которого жаждет чудес. Деньги и злодейство, бескорыстие и зависть, невероятное воскрешение из мертвых и, конечно, светлая всепобеждающая любовь. Накануне Нового года журналист «ФАКТОВ» встретилась с одним из главных героев этой истории.

Падал мягкий снег. Человек, шедший рядом, рассказывал о пережитом, которое, казалось, не имело к нему никакого отношения. Не верилось, что этому умному собеседнику еще несколько лет назад медики прочили интернат для психохроников и растительное существование бессловесного беспомощного существа. Но обо всем по порядку…

Изуродованного мужа Лена узнала по окровавленному свитеру

В тот вечер, 13 декабря 1995 года, у Валерия Зинченко, руководителя днепродзержинского клуба «Бусидо» было прекрасное настроение. Перед тренировкой спонсоры привезли деньги на развитие айкидо в Днепродзержинске, и он с радостью объявил об этом присутствующим на занятии ученикам. Закончив тренировку около десяти часов вечера, Валерий оделся, положил пачку денег в карман и спокойно отправился домой, ничуть не тревожась за свою безопасность. Обладатель черного пояса айкидо, он спокойно мог справиться с четырьмя-пятью противниками, если бы они встретились у него на пути. По всей вероятности, это знали и преступники, догнавшие известного в городе мастера, когда он переходил железнодорожные пути по дороге к дому. Поэтому и решили напасть на него неожиданно, сзади.

Первый же удар бейсбольной битой, проломивший Валерию череп, свалил его с ног. Тем не менее тяжело раненный спортсмен попытался подняться, но тут же рухнул, сраженный градом новых ударов. Избив Валерия до бесчувственного состояния, преступники для верности стали душить его удавкой. Почувствовав, что тело обмякло, вытащили у него из кармана пачку спонсорских денег, сняли норковую шапку, кожаную куртку и ботинки, решив, что мертвому они все равно не понадобятся.

Шансов выжить у Валерия не было никаких. Брошенный на железнодорожных шпалах в глухом безлюдном месте, он должен был скончаться если не от нанесенных увечий, так от холода или под колесами проходящего поезда. Однако около двенадцати часов ночи в районе железнодорожного полотна появились прохожие, решившие перейти дорогу как раз в том месте, где лежал Валерий. Наткнувшись на бесчувственное тело, путники перетащили его с рельсов на обочину и, добравшись до города, позвонили в «скорую помощь».

Медики, прибывшие к месту происшествия, ужаснулись. Изуродованная голова мужчины от отека увеличилась до огромных размеров, уши почернели, глазные яблоки осмотреть было невозможно, настолько отекло лицо. В реанимационном отделении Днепродзержинской больницы скорой помощи Валерию поставили окончательный диагноз: кома четвертой степени, тяжелейшая черепно-мозговая травма, перелом затылочной кости, ушиб и отек головного мозга, асфиксия.

-- Что и говорить, Валерия привезли практически трупом, -- вспоминает заведующий отделением реанимации Днепродзержинской больницы скорой помощи Павел Новиков. -- От длительного пребывания на морозе он полностью окоченел, но это обстоятельство, тем не менее, сыграло положительную роль в его судьбе: при минусовой температуре головной мозг погибает не так быстро. И все же мозг больного значительно пострадал, никто не думал, что он выживет.

Несколько часов Валерий находился в больнице как неизвестный -- преступники предусмотрительно вытащили у него все документы. Жена Валерия Елена, узнав, что в отделение реанимации поступил в тяжелейшем состоянии неизвестный мужчина, измученная поисками мужа, побежала в больницу. Втайне она надеялась, что несчастье случилось не с Валерием. Но когда ей вынесли одежду пациента, доставленного ночью, женщина испытала шок. Это был свитер ее мужа.

Чтобы пробиться к сознанию безнадежного пациента, врачи посоветовали записать на магнитофонную пленку голоса жены и детей

Валерий, в прошлом профессиональный военный, уволившись в запас, два года служил в милиции. Поэтому днепродзержинские правоохранители, взявшиеся за раскрытие преступления, неоднократно повторяли, что поймать преступников, покушавшихся на жизнь бывшего милиционера -- это дело чести (нападавших, кстати, до сих пор так и не нашли. -- Авт. ). Тем временем по городу, взбудораженному этим жестоким преступлением, ходили самые разные слухи. Одни твердили, что мастера, у которого тренировались несколько сотен учеников самого разного возраста, решили убрать конкуренты, завидующие его популярности и таланту. Другие считали, что нападавшим не было дела до его профессиональной деятельности, их целью была пачка долларов, переданная спонсорами, о чем их кто-то уведомил заранее. Третьи не исключали, что жертва бандитами была выбрана случайно. Через неделю-другую разговоры стали утихать. Приближался Новый год и людям было не до чужого горя.

По улицам спешили оживленные прохожие с елками, в предвкушении каникул веселилась детвора, и только семье Зинченко было не до веселья. Маленькие Аленка и Володя, отказавшись от детских забав, ходили к отцу в больницу и тихо, как мышки, сидели у его изголовья, с надеждой вглядываясь в родное лицо. Однако больной по-прежнему не выходил из комы. Но и не умирал, опровергая все прогнозы врачей.

Сначала они отводили ему срок жизни до утра, потом говорили, что пациент не проживет и недели, потом -- двух недель… Делая все возможное для спасения коллеги, друзья Валерия прислали в Днепропетровск машину за опытным консультантом -- главным внештатным анестезиологом областного управления здравоохранения Днепропетровской облгосадминистрации профессором доктором наук Еленой Клигуненко.

-- Однако на тот момент в моей консультации необходимости не было, -- вспоминает в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» Елена Николаевна. -- Специалисты реанимационного отделения Днепродзержинской больницы сработали на высоком уровне -- взяли больного на аппаратное дыхание, сделали своевременно трахеостому, что было принципиально при таком состоянии. Квалифицированное лечение сыграло немалую роль в «воскрешении» Валерия, который к тому же обладал сильным и выносливым организмом.

Кто-то из докторов посоветовал Елене записать на магнитофонную пленку голоса родных, чтобы пробиться к сознанию мужа, пребывающему в коме. Лена записала несколько песен его любимой группы «Битлз», в паузах между которыми дети говорили отцу самые нежные слова, на какие только были способны их исстрадавшиеся сердца. Голоса жены и детей на магнитофонной пленке, умоляющие папу не умирать, вызывали слезы даже у самых стойких медсестер, ставших невольными свидетелями этих отчаянных заклинаний. Слышал ли он их мольбы? Иногда Лене казалось, что слышал. Но если бы он подал ей хоть какой-то знак, ей стало бы намного легче. Ей так нужна была надежда…

Один Бог знает, как Лена все это вынесла. Если бы не ее мама, приехавшая на помощь из Запорожья, было бы совсем тяжко. В коме Валерий находился больше месяца и только к концу января начал потихоньку приходить в себя. Однако впервые жену и друзей, приехавших его поздравить с праздником, он узнал лишь 23 февраля. Только тогда он почувствовал, как соскучился по своему теплому уютному дому, где всегда так вкусно пахло -- жена Лена изумительно готовила. Первым делом больной, вернувшийся с того света, попросил супругу приготовить его любимые вареники с картошкой.

«Я потерял память разучился ходить, читать и писать»

В начале марта Валерия выписали. Но праздновать победу было рано. Медицина знала множество примеров, когда люди даже после нескольких дней комы оставались инвалидами, не способными мыслить, двигаться, говорить. А Валерий пробыл в коме больше месяца. Это не прошло для него бесследно. 33-летний мужчина, казалось, превратился в беспомощного ребенка. Он не мог двигаться, частично потерял зрение и память, забыв многие эпизоды своей прошлой жизни и людей, с которыми был знаком. Валерий разучился читать и писать. Всему этому нужно было учиться заново. Но каким же тяжелым было возвращение в мир здоровых людей, не понимающих, что с ним происходит!

Увидев шаткую походку Валерия и услышав его бессвязную речь, знакомые спрашивали: «Ты что, напился?». Они даже не понимали, какую боль причиняют ему. Однако он справился с этой бедой -- в результате упорных тренировок речь и походка стали приходить в норму, а через восемь месяцев Валерий, которому дали группу инвалидности, вернулся к тренерской деятельности. Чтобы помочь Зинченко поскорее вернуть былую спортивную форму, с ним все эти годы работали коллеги -- руководитель украинско-японского культурного центра «Сидзен» Александр Лысенко и инструктор клуба «Сидзен» Антон Донцов.

-- Валерий мог остаться инвалидом, если бы смирился со своей физической немощью, -- считает профессор Елена Клигуненко, неоднократно консультировавшая больного. -- Но он очень много работал над собой, боролся за себя. Обсуждая с его женой реабилитацию больного, мы пришли к выводу, что айкидо, которым он, несмотря ни на что, пытался заниматься, благотворно сказывается на его умственной и физической деятельности. Была разработана специальная программа, объединившая айкидо с методами восточной медицины, по которой с Валерием стал заниматься специалист. Когда после этих занятий пациент приехал ко мне, я поразилась пластике его движений. Конечно, незначительные нарушения функции нижних конечностей остались, но благодаря этим упражнениям, он стал ходить и двигаться, как кошка. Я считаю, что Валерию удалось сделать невозможное. За шесть лет упорной работы над собой он в значительной степени восстановил свою нервную систему и психическую деятельность. При таком длительном коматозном состоянии, в котором он находился, это случается крайне редко.

Валерий на себе опробовал, что данная система реабилитации может помочь не только ему, и решил создать в Днепродзержинске реабилитационный центр для инвалидов, где бы консультировали квалифицированные врачи, работали профессиональные массажисты, действовали спортивные группы. Мой собеседник убежден, что искусство айкидо в совокупности с восточной медициной способно творить чудеса и помогать больным с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидам по слуху и зрению, людям, страдающими другими заболеваниями. Этот проект требует помещения, средств и наличия неравнодушных людей, которые могут связаться с Валерием Александровичем через украинско-японский культурный центр «Сидзен» в Днепропетровске по телефону (80562) 771-80-73.

… Сегодня семья Валерия готовится к Новому году. Куплена елка, припасены подарки для жены и детей -- 11-летней Аленки и 17-летнего Владимира. Дети четы Зинченко прекрасно учатся: Алена занимается музыкой, Володя, ученик спортивного колледжа, сегодня уже имеет коричневый пояс с золотой полоской по киокушинкай-каратэ. Жизнь семьи, едва не разбитая вдребезги случившимся несчастьем, потихоньку налаживается. Валерий убежден, что это заслуга его любимой жены Лены. «Я выжил благодаря семье», -- говорит Валерий.

P. S. Автор благодарит председателя совета украинско-японского культурного центра «Сидзен» Александра Лысенко за помощь в подготовке материала.