Три года продолжалось судебное разбирательство по делу бывшего участкового из села Христиновка Черкасской области, 25-летнего лейтенанта милиции Виктора Шуткевича, который одним из четырех выстрелов в 15-летнего подростка сделал его инвалидом. И вот вынесен приговор: за превышение служебных полномочий и незаконное применение оружия милиционера приговорили к шести годам заключения в колонии усиленного режима.
-- C самого начала прокуратура заняла жесткую и принципиальную позицию -- табельное оружие работником милиции было применено незаконно, -- сказал после вынесения приговора заместитель прокурора Черкасской области по следствию Василий Федоренко. -- Это было сложное дело. Следствие постоянно находилось под моим контролем. Тяжело было смотреть в глаза родителям искалеченного ребенка. Теперь можно сказать, что закон восторжествовал.
Судебная коллегия по уголовным делам Черкасского областного суда поставила точку в Христиновской трагедии, которая потрясла всю Черкасскую область -- милиционер осужден
В селе Верхнячка одиноко старилась 80-летняя бабушка, которую одолевали болезни, и на семейном совете было решено, что Володя переедет к ней из Христиновки и там же будет ходить в школу. В марте бывшие его одноклассники, соскучившись за другом, приехали проведать его на мотоциклах. Вывел из сарая свой мотоцикл и Володя. Он предвкушал, как нагрянет домой и обрадует отца с матерью.
В те дни фонд «Счастливое детство» проводил в Христиновке грандиозное шоу. На фасаде Дома культуры красовались гирлянды разноцветных шариков. Время близилось к двенадцати, когда туда подъехали юные мотоциклисты. Мальчики с любопытством рассматривали диковинные для сельской местности шарики. Кто-то подал идею испытать их на прочность и бросил в гирлянду поднятую c земли щепку. Не успел лопнуть шарик, как из-за соседнего забора выглянул сторож и пригрозил озорникам, что вызовет милицию. Не вступая с ним в полемику, ребята сели на мотоциклы и уехали.
Сторож выполнил свою угрозу -- позвонил в райотдел милиции. Возможно, на его звонок там бы и не среагировали, но в это самое время милиционеров вызвали туда же на семейный скандал.
По дороге на Христиновку выехавший на вызов патруль заметил мотоциклистов и решил их задержать, чтобы проверить, не они ли шалили возле Дома культуры. Ребята не остановились, только мотоцикл 15-летнего Володи занесло на повороте, и он не успел скрыться. И тогда в ночи раздались четыре выстрела.
Володя упал и тут же к нему подбежал милиционер и стал бить беспомощного подростка ногами.
-- Дядя, не убивайте меня, я хочу жить! -- взмолился мальчик.
В больнице, куда доставили Володю Дорошенко, хирург обнаружил, что пуля двигается по столбу позвоночника. Жизнь подростка могла оборваться в любую минуту. Бригада хирургов спасала его несколько часов. За первой операцией последовала вторая, затем третья.
В ту ночь Надежда Богдановна, мать мальчика, от горя поседела. Несчастной женщине самой требовалась медицинская помощь.
Володя Дорошенко прикован к постели. Рядом стоит инвалидная коляска. Он очень мужественный мальчик и самоотверженно борется с недугом. С Володиным диагнозом суметь подняться и хоть минуту посидеть на кровати -- уже подвиг. Но он ежедневно делал физические упражнения и спустя время уже мог сидеть 20 минут. А потом покорил свою первую вершину -- завоевал звание чемпиона по фигурной езде на коляске на областной олимпиаде инвалидов.
Дело рассматривалось в Уманском городском суде. Первое заседание, назначенное на 30 сентября 1998 года, отложили -- адвокат из Христиновки отказался защищать милиционера. 18 ноября заседание все же состоялось. Христиновский райотдел милиции предоставил обвиняемому двух общественных защитников. Еще одного выделило УМВД в Черкасской области. Кроме того, зал суда заполнил в полном составе личный состав Христиновского РОВД во главе с начальником Николаем Алексеенко. Беспомощному мальчику противостояли нешуточные милицейские силы.
1 декабря ответчик в суд не явился. Проигнорировал он и судебное заседание 12 марта 1999 года. У издерганных несчастьем и судебными тяжбами родителей уже сдавали нервы. Володе необходимо было пройти курс лечения в реабилитационном центре Сак. Они наивно верили, что к тому времени суд вынесет решение. Однако судебное заседание в очередной раз отложили -- один из общественных защитников, подполковник милиции отбыл на отдых. Следующее заседание тоже отменили -- подполковник еще не вернулся.
-- Я расцениваю все это как издевательство над моим сыном-инвалидом, -- говорит Надежда Богдановна. -- Не являясь в суд, милиционеры даже не считали нужным предупредить нас об этом заранее. Для того, чтобы привезти лежачего ребенка из Христиновки, отец всякий раз нанимал машину, дорогу Володя переносил тяжело, но и на этом его страдания не кончались. Ему приходилось часами лежать на сквозняке в коридоре, ожидая начала заседания.
-- Сколько же пришлось выстрадать семье Дорошенко из-за бездушия милиционеров! -- сказала в своем выступлении на коллегии Черкасского областного суда адвокат Лариса Нерушак. -- За все это время никто из милицейских чинов не поинтересовался, на какие деньги родители Володи покупают ему лекарства. Создается впечатление, что милиционеры просто вычеркнули из жизни мальчика, который по вине их сотрудника стал инвалидом 1-й группы.
Когда после всех проволочек 1 апреля 1999 года Уманский городской суд возвратил дело на доследование, родители Володи заподозрили, что судья просто не хочет портить отношения с милицией.
Злосчастное дело N11053 кочевало от одного судьи к другому, и каждый из них находил, что сделаны не все экспертизы. Тяжело было смотреть на страдания ребенка и горе его родителей, а правосудие раз за разом спотыкалось о милицейские погоны. Время, отпущенное на лечение Володи Дорошенко, безвозвратно уходило.
Год назад я впервые вошла в квартиру по улице Черняховского,5 в Христиновке. Там допоздна горел свет и пахло свежевыпеченным хлебом. На кровати лежал худенький кареглазый мальчик. Он молчал, а его мама рассказывала о злоключениях семьи. Ее слова жгли душу.
14 сентября 2000 года Володя давал показания в Уманском городском суде. Это было 13-е (!) судебное заседание. Судьбой мальчика заинтересовались черкасские правозащитники. В зале суда появились журналисты.
Лейтенанту милиции Виктору Шуткевичу было 25 лет, когда он стрелял в юного мотоциклиста. От дачи показаний в суде он отказался. Вину свою признал частично и впервые за три года попросил прощения у Володи и его родителей за причиненные боль и страдания.
Из обвинения областной прокуратуры:
«Участковый Шуткевич действовал умышленно, превысив полномочия, незаконно применил табельное оружие по мотоциклисту, который удалялся в сторону вокзала и не представлял угрозы для жизни людей и милиционера. Когда подросток упал, нанес два удара ногой в область грудной клетки, что повлекло телесные повреждения в виде гематомы».
Водитель Петр Король уволился из Христиновского райотдела милиции, работает в частной фирме. Было заметно, что свидетельские показания даются ему с трудом, он делает большие паузы.
-- Когда остановился автомобиль, Шуткевич вышел. Два мотоцикла уехали, а еще один разворачивался, мотоциклист упал Я не слышал выстрелов.
Судья Валентина Бурлака часто прерывает его.
-- Я не понимаю вас. На следствии, в суде вы постоянно меняете показания Скажите, вам по ночам не снятся кошмары все эти три года?
-- Снятся, -- отвечает Король.
-- Так почему же вы не даете правдивые показания?
Свидетель молчит.
Володя Дорошенко рассказал в суде, что когда Шуткевич избивал его ногами -- раненого, истекающего кровью, -- Петр Король подбежал и попытался его поднять. Увидел, что мальчика придавил мотоцикл, осторожно освободил его и взял на руки. Именно Король поехал за скорой помощью. С Володей остался Виктор Шуткевич
В декабре прошлого года Уманский городской суд под председательством судьи Валентины Бурлаки вынес приговор по нашумевшему в области уголовному делу. Виктор Шуткевич признан виновным в превышении служебных полномочий и незаконном применении оружия и осужден на шесть лет заключения в колонии усиленного режима. Судебная коллегия по уголовным делам Черкасского областного суда оставила приговор без изменений.
Закон восторжествовал, но радоваться нечему. С тяжелым сердцем я прощалась в зале Черкасского областного суда с мальчиком в инвалидной коляске, который мечтает вернуть себе здоровье и ежедневно по восемь часов занимается гимнастикой. А в ушах звучали слова, сказанные в суде адвокатом Ларисой Нерушак: «Закончится суд. О ребенке милиция забудет. Как Володе жить в этом мире, прикованному к инвалидной коляске, на пенсию по инвалидности в 46 гривен? Через несколько лет его родители станут пенсионерами. Где они возьмут деньги на лечение сына? Только путевка в санаторий в Саках стоит три тысячи гривен, а на операцию в Германии требуется 30 тысяч долларов »
Надежда Богдановна живет надеждой на чудо. Материнское сердце отказывается верить, что сын останется инвалидом на всю жизнь
И я не хочу ставить точку в трагической истории о Володе Дорошенко. Возможно, найдется фирма, которая сможет оплатить дорогую заграничную операцию. Телефон Дорошенко в Христиновке Черкасской области 92-349, их друзей в Черкассах -- (0472) 47-22-92.