Хроника Поплавского: от значка ГТО к олимпийской медали
Спешу разочаровать всех, кто решит, что это заказной материал. Красивый порыв чужой души рождает ответное искреннее чувство в собственной. Журналисты -- они ведь тоже люди. И если клип (концерт, спектакль) хорош, то почему бы и не написать о нем хорошо, с душой и бескорыстно?..
Помните, как в свое время все смеялись: «У него голоса нет!», «он танцевать не умеет», «у него в экран не влезает!!!» Влезла. Нормально. Уместилась. Поначалу это бесило, потом веселило, но предположить такое начало еще было можно -- в конце концов, у нас масса веселых девчонок, которые интенсивно попоют-потрясут кое-чем полгода -- и привет. Теперь никто и не вспомнит. Начало у многих бурное. Никто не мог предположить, КАКОЕ у Поплавского будет продолжение. И если первые его работы напоминали едва набухшие почки на древе масс-искусства, то нынешние можно сравнить с буйным майским цветением. То ли еще будет
В основном это касается, конечно же, клипов. И тут в игру вступает еще одна ключевая фигура -- отец отечественного клипмейкерства Макс Паперник. В первых двух клипах Поплавского сине-желтых разводов, пшеничных полей и дородных жiнок, вяжущих снопы, было так много, что видео скорее походило на социальную рекламу, чем на собственно клип. Но уже тогда, в этом косолапом и неуклюжем «тобi, Україно!» была заметна одна главная черта, основной прием -- китч. Именно бесстыдный китч так легко вязался с образом начинающего петь ректора. И Паперник, нащупав верную тактику, пустил побоку все насмешки и обвинения и продолжал гнуть свое. И пошло-поехало. Смешно сказать, но нет теперь в Украине артиста, про клипы которого можно было сказать сухим языком искусствоведа, что они «развиваются, в основном, по двум тематическим направлениям: национальный колорит в сгущенных тонах, лакировка и приукрашение сельской жизни (»Україна», «Кропива-1», «Цвiте черешня ») и игра с перевоплощением в популярные образы -- киногероев, мачо, новых русских (»Юний орел-2», «Прощання», «Синьоока»)». Вот мы и подошли к последней работе -- «Кропиве-2».
Почему Паперник снимает с Поплавским подлинные образцы клипмейкерского искусства?.. Ответ прост. Эстрадные звезды, приходя к Папернику, мыслят себя уже в бронзе и в шоколаде и просят «сделать, шоб було красиво». Причем, понятие о красоте у них сильно извращено. «Красиво» по-ихнему -- это такими, какими они хотели бы видеть себя, а не такими, какими их видит режиссер. Схема предполагает грусть, негу, слезы, кровь, любовь -- все, что угодно, но все это с таким пафосом, с такой сусальностью и придыханием, что от личности артиста мало что остается. (Да и была ли она? -- задаешься вопросом. -- А. А. ). Поплавский же дает Папернику полную творческую свободу -- делай со мной, что хочешь, лишь бы это был удар, вызов, шок, лишь бы в очередной раз «разорвать» аудиторию. Убить наповал. И они постоянно ДЕЛАЮТ ЭТО. И еще они круто «делают» всех наших звезд, которые и шагу не могут ступить (клип снять), чтобы не задуматься: а поймут ли?.. а не резко ли?.. а не слишком ли? а не потускнеет ли мой светлый образ?.. а видно ли мое новое платье?.. Поплавский же, если ввязался, то всегда идет до конца и попадает в точку. Последняя его работа -- совершенно киношная голливудская драма с завязкой-развязкой, с трагическим финалом и даже лирическим постскриптумом. И стеб -- во всяком движении такой убийственный стеб, такой непрерывный атас, что можно надорваться.
Ведь любой его клип -- это сундук с двойным дном. Все происходящее на экране (танцы с полуголыми девками, взорванные автомобили, сигары, стальные руки-крылья), сопровождай оно видеоряд с любым другим исполнителем, смотрелось бы банально и скучно, но когда в этой роли мы видим Поплавского, возникает как бы второй план: мы понимаем, что это еще и прикол, еще и юмор, что в шутке есть доля шутки. Эффект Чаплина: в каком бы антураже и в какой бы роли он ни снимался, всегда будет смешно, потому что сам герой слишком нетипичен для «серьезных» тем и благодаря этому еще ярче виден на их фоне.
И в этой связи можно было бы говорить только о талантливом клипмейкере Папернике -- дескать, «все дело в том, кто отец ». Но как вырос сам Поплавский! Как он выходит на сцену! А как он несет шубу! А как он «делает крутого»!.. А вот это движение толстыми пальчиками: «Девочки, а ну-ка погуляйте, у меня тут дело » Его пример -- другим наука именно в плане освобождения от ложной национальной стыдливости, каких-то правил «хорошего тона», «приличий», которые достались нам от кодекса чести закомплексованного советского украинского артиста. И еще одно доказал Поплавский самим фактом своего существования: всему можно научиться, если есть основа -- личность. Неотесанная, непричесанная, но личность. Деньги, спецэффекты, длинные ноги, кукольная мордашка для артиста -- дело не последнее, но и не основное. Мне гораздо интереснее смотреть клипы Поплавского, чем всей эстрады нашей -- потому что интересно, потому что в нем есть живина, личность, непрогнозируемость. Потому, что это игра не по правилам, потому, что это без оглядки, потому, что это решительно не соответствует образу жизни и поведению его современников, и в результате именно он, этот Поплавский уже диктует моду, стиль, манеру. Он необычен, и он переступил через стереотипы, и вырвался на абсолютный творческий простор, и фиг вы его теперь остановите. От значка ГТО к олимпийским медалям, как писали в обшарпанных спортзалах моего детства. Он еще всех нас сделает.