Происшествия

Вернувшиеся после бунта и побега из мариупольской колонии подростки ходят, низко опустив головы, и пытаются наводить порядок в корпусах

0:00 — 16 февраля 2001 eye 977

«Нам здесь жить, и теперь долго» -- говорят провинившиеся

«ФАКТЫ» уже писали о беспрецедентном массовом побеге осужденных из Мариупольской воспитательной колонии для подростков. Как сообщили в Центре общественных связей Мариупольского управления внутренних дел, семеро из 14 сбежавших колонистов задержаны в ночь на четверг.

Таким образом, на свободе остаются еще семь малолетних преступников. В специальной операции по их розыску «Буран» задействованы 830 человек -- весь личный состав и внештатные сотрудники мариупольской милиции, а также представители военного гарнизона.

На утро после ночного побега удалось по крупицам собрать лишь первую, отрывочную и далеко не полную информацию о событиях в колонии. Ровно через сутки о подробностях той ночи «ФАКТАМ» рассказал заместитель прокурора Донецкой области Юрий Ударцов. Во взбунтовавшуюся колонию Юрий Владимирович приехал в час ночи -- через час после того, как в дежурную часть УМВД в Донецкой области поступило первое сообщение о беспорядках в Мариупольской колонии.

«Бей ментов -- свобода рядом!» -- дико орала толпа подростков, прорываясь к железным воротам главного входа в колонию

-- Юрий Владимирович, что послужило искрой, из которой разгорелся бунт в колонии, переросший затем в штурм административного здания штаба и массовый побег колонистов?

-- Вы уже знаете, что ЧП произошло в воспитательной колонии общего режима для несовершеннолетних, находящейся в поселке Каменка, -- это Ильичевский район Мариуполя. До событий той ночи в учреждении находились 431 осужденных. В том числе 80, совершивших повторные преступления.

-- То есть, это уже категория так называемых рецидивистов?

-- Да. Эти заключенные находятся в отдельном здании с дополнительным ограждением и усиленным режимом содержания. Сразу отмечу, что они участия в беспорядках и штурме административных зданий не принимали. Сообщения в прессе о том, что подстрекателями несовершеннолетних колонистов были матерые уголовники, не соответствует действительности.

Как мы установили за первые сутки следствия, хронологически события развивались следующим образом. Примерно в 20 часов вечера, во время вечерней поверки, дежурный по колонии и старшина второго отряда заметили, что трое осужденных находятся в нетрезвом состоянии.

-- Теперь уже можно назвать их фамилии? Ведь по сути, они стали детонатором ЧП.

-- Секрета в этом нет. Пазюк Владимир впервые отбывает наказание в виде шести лет лишения свободы, Ленец Александр за тяжкие преступления тоже приговорен к шести годам. Аналогичные статья и срок у Ляшевского Юрия. Все трое 1983 года рождения. Как и предусмотрено правилами содержания, дежурный по колонии и старшина отряда поместили их в дисциплинарный изолятор.

Примерно в 20 часов 30 минут десять колонистов из второго отряда направились к изолятору, чтобы освободить Пазюка, Ленца и Ляшевского. В изоляторе находился еще один осужденный, но к этим событиям он не был причастен. Старшина и дежурный всячески пытались уладить конфликтную ситуацию, Но безрезультатно. Более того, осужденные второго отряда подняли на ноги колонистов первого отряда, и толпа из более 200 человек, вооружившись трубами, железными прутами, двинулась на штурм изолятора, разгромив перед этим спальные корпуса и учебные классы. Мебель, кровати, окна, решетки на окнах, оборудование столовой, медсанчасти -- все разрушено буквально в щепки.

-- Неужели из-за троих «невинно пострадавших» малолетних заключенных поднялась, по сути, вся колония?

-- Эти трое были «авторитетами», в хорошем смысле слова. Их портреты и имена даже красовались на доске почета, они входили в совет второго отряда, куда избирают самых уважаемых заключенных.

В переговоры с разъяренными бунтовщиками вступил начальник колонии Михаил Евлоев. Он всячески пытался мирно разрешить конфликт и уговаривал подопечных колонистов разойтись по корпусам. Но договориться с ними не удалось. В адрес Евлоева прозвучали угрозы физической расправы, и начальник отдал команду освободить всех четырех узников изолятора. К сожалению, конфликт на этом не был исчерпан. Воодушевленные первой победой, воспитанники колонии, примерно 250 человек, ринулись на штурм первой укрепленной стены наружного ограждения, чтобы прорваться к дверям контрольно-пропускного пункта или ко второму и третьему периметру заграждения, а оттуда -- на свободу. Штурм проходил под призывы: «Воля -- рядом! Бей ментов! Даешь свободу!»

Если бы руководство колонии вовремя сообщило о ЧП в Мариупольское управление МВД, события, возможно, развивались бы по другому сценарию

-- Мы просмотрели служебный видеоматериал, отснятый следственной группой областной прокуратуры. Впечатление такое, будто видишь последствия артобстрела Грозного или на Брестскую крепость после ее героической обороны. Неужели все это разрушено подручными средствами?

-- В трехэтажном административном здании -- штабе колонии -- были массивные железные решетки на окнах, целая система бронированных дверей и металлических запоров -- все это, как вы уже увидели, разрушено до неузнаваемости. Вооруженные ломами, молотками, трубами и другими подручными предметами, осужденные взяли приступом эту тюремную «твердыню» и начали прорываться к КПП. В помещении штаба практически уничтожена вся документация бухгалтерии, обстановка и электронное оборудование кабинетов начальника колонии и других служб, уничтожены личные дела служащих. После варварского дебоша в штабе колонисты подожгли часть его помещений, и все здание практически выгорело -- пожарных вызвали слишком поздно.

-- А личные дела осужденных тоже сгорели?

-- Нет, они находились в другом помещении. К счастью, бунтовщики об этом не знали.

-- Самое главное: удалось ли захватить оружие этой разъяренной и уже никого не боявшейся толпе?

-- При штурме КПП и дежурной части, это уже установлено в ходе первых допросов, осужденные захватили бронежилеты, каски, дубинки и баллончики со слезоточивым газом. Они рвались в дежурную часть, где находилась оружейная комната, но, чтобы не допустить захвата оружия, работники колонии стали стрелять. Но еще раз повторяю: никто целенаправленно в подростков не стрелял. Выстрелы были также произведены по периметру ограждения -- там, где находятся вышки.

-- Сколько человек в это время охраняли колонию?

-- Всего 17, в том числе -- шесть женщин. Кстати, на всех четырех вышках стоят женщины. И когда осужденные начали прорываться на вышки, чтобы завладеть оружием, женщины стреляли вверх. Никто на поражение в детей не стрелял. На допросе одна из охранниц мне рассказывала: орущие юнцы начали взбираться на вышку, бросили в нее лопату и разбили стекла защитной будки. Осколки стекла порезали ей лицо, повредили глаза, и только тогда женщина нажала на курок автомата, чтобы отпугнуть озверевших малолетних преступников.

-- И все же двое колонистов, участвовавших в штурме дежурной части, получили огнестрельные ранения?

-- Мы этого не отрицаем. Более того, я назову вам их фамилии -- это Виктор Лялин, 1984 года рождения, раненный в обе ноги, и Сергей Каратеев, тоже 1984 года рождения, получивший ранение в руку и легкое касательное ранение в шею. Он отделался обычной перевязкой. Лялина прооперировали в одной из горбольниц Мариуполя, и жизни его ничего не угрожает. Если бы не эти выстрелы, предотвратившие захват оружейного арсенала колонии, -- а там оружия более чем достаточно -- ход дальнейших событий был бы непредсказуем. В этой ситуации правомерность применения оружия смогут доказать только следствие и суд, но то, что администрация растерялась и не приняла должных мер по локализации конфликта -- это однозначно. Если бы вовремя проинформировали УВД города и области о том, что творится в колонии, таких бы последствий не было.

-- Итак, первые признаки организованного бунта уже наблюдались в 20 часов 30 минут. А когда же об этом узнала милиция?

-- Только в 22 часа 40 минут руководство колонии приняло решение проинформировать о ЧП Мариупольское городское управление милиции. Через 15 минут спецподразделение «Беркут» уже было на месте событий. И лишь в 24 часа о бунте, пожаре и погромах в мариупольской колонии доложили в УМВД в Донецкой области и Департамент исполнения наказаний. Прибывшее спецподразделение милиции сумело оттеснить осужденных, уже прорвавшихся наружу через КПП и пролом в стене, на территорию колонии, но не всех. Время было упущено.

-- Так сколько колонистов все же сбежало? Киевское телевидение оперирует цифрой «более пятидесяти», в Мариуполе говорят -- больше ста…

-- За территорию колонии сумели вырваться более сотни осужденных. Они выпрыгивали в окна, выбирались через лаз в шлакоблочной стене, некоторые просто перелазили через бетонный забор. Сбежали 78 колонистов. Никаких противоправных действий в отношении жителей соседнего поселка и Мариуполя они не совершали. Это информация на сегодняшний день, 7 беглецов еще находятся в розыске. Все они совершили тяжкие преступления -- разбои, грабежи -- и осуждены на срок от трех до шести лет лишения свободы. За нападение на администрацию и побег им теперь добавят от пяти до восьми лет. Это будет решать суд по каждому конкретному делу. А пока работает следственно-оперативная группа из девяти человек.

-- Рядом с детской колонией находятся Мариупольский следственный изолятор N 7 и женская колония. Не пытались ли вырвавшиеся на свободу подростки вызволять старших «друзей по несчастью»?

-- Нет, никто из осужденных подростков таких действий не предпринимал.

-- Возвращались ли ребята сами обратно в колонию, поняв бессмысленность своего побега?

-- Несколько таких случаев за эти два дня были.

-- Пострадал ли той ночью обслуживающий персонал колонии?

-- Пять человек получили телесные повреждения средней тяжести. Среди них -- две женщины. Одна находилась на вышке, как я уже говорил, она получила ранения лица и повреждения глаза осколками стекла. Кстати, наутро мы разговаривали с воспитательницей из школы, где учатся осужденные второго отряда. Она не могла поверить в случившееся: «Как, мои ребята это сделали!? Они меня так любят и уважают, а тут руку подняли на женщин!»

За доставку водки на территорию образцовой детской колонии виновные будут наказаны строже, чем осужденные за попытку к бегству

-- Естественно, напрашивается вопрос: как могла попасть водка на территорию зоны с тройными бетонными стенами?

-- Все это будет выясняться в ходе следствия. Однозначно, что факт употребления заключенными спиртных напитков имел место. По моему мнению, не только трое колонистов в этот вечер находились в состоянии алкогольного опьянения. Виновные должностные лица понесут строжайшее наказание -- это не вызывает никакого сомнения. Статья 183 со значком 4 говорит о том, что незаконная передача запрещенных правилами предметов карается еще строже, чем побег из воспитательно-трудового учреждения. Мы располагаем информацией, что в колонию передавались и наркотики.

-- Были ли какие-то предпосылки к тому, чтобы в Мариупольской колонии произошло ЧП с такими последствиями?

-- В порядке прокурорского надзора только в прошлом году мы пять раз проверяли это учреждение. Никаких серьезных нарушений не обнаружили. Да, собственно, до 12 февраля Мариупольская колония считалась образцовой и лучшей в Украине. Хотя, как и везде, финансирование ее было и остается недостаточным. Но об этом лучше могут рассказать в Департаменте исполнения наказаний.

-- В Мариуполе усиленно муссируются слухи о том, что пожар в бухгалтерии колонии уничтожил следы финансовых операций ее сотрудников?

-- Сейчас там, над оставшимися и испорченными документами работают ревизоры КРУ.

-- Начальника колонии освободили от занимаемой должности?

-- Нет, ему приказано заниматься своими обязанностями и побыстрее найти оставшихся на свободе беглецов. А дальше его судьбу будут решать следствие и ведомственный Департамент.

-- Ну, а сами подростки, которых уже вернули в колонию, как оценивают случившееся?

-- Чисто по-человечески жаль этих ребят. Опускают головы, суетятся, пытаются побыстрее восстановить все разрушенное и разбитое. Мы их останавливаем -- пока не закончим составление следственного протокола, ничего нельзя трогать. Но они все повторяют: «Нам здесь жить, и теперь -- долго… »