Надя помнит все, кроме того, как она получила травму
Об этом жутком случае «ФАКТЫ» рассказали 9 февраля: на юную киевлянку с крыши упала глыба льда, которая была больше нее самой. Девочку с открытой проникающей черепно-мозговой травмой доставили в НИИ нейрохирургии. Врачи определили, что у Нади серьезно травмирована правая половина мозга, отвечающая за двигательную активность левой стороны тела и речь. Когда мы пришли в клинику на следующий день после операции, Надежда все еще была без сознания. А через восемь дней в редакцию позвонил заслуженный врач Украины, заведующий отделением интенсивной терапии Института нейрохирургии Ростислав Яроцкий: «Надя заговорила!»
Когда мы вошли в палату, Надя выглядела сонной, но на вопросы отвечала. Сказала, что рана на голове не болит, назвала имена всех своих родных. Хотя видно, что говорить ей пока трудновато.
-- Семь суток после травмы Надя находилась в коме, -- рассказал Ростислав Яроцкий. -- На седьмой день она начала открывать глаза, показывать язык, когда ее об этом просили, пожимала пальцами руку медсестры. На восьмой смогла произносить слова «да» и «нет», а на девятый попросила: «Пить!» Каждое ее движение, каждое слово приносили нам радость. Ведь мы переживали, что девочка уже никогда не заговорит. Кроме того, она могла потерять память, но Надя все помнит: как зовут ее и родителей, где она живет, сколько ей лет Только момент травмы «выпал» -- так бывает практически всегда, когда человек получает ранение головы.
-- Надя гуляла с подружкой на улице. О том, что на нее рухнула «сосулька», мне рассказали соседские дети, видевшие, как дочку увезла «скорая», -- вспоминает отец девочки Александр Григорьевич. -- Для нас с женой это был страшный удар: дочка у нас одна, такая послушная, спокойная, никаких хлопот нам никогда не доставляла. Первые дни после случившеося мы прожили, как в тумане. И несказанно обрадовались известию, что дочь заговорила, все помнит. А работники коммунальных служб, в ведении которых находится дом, возле которого все произошло, ни разу нам не позвонили. О Надином состоянии они узнают у наших соседей.
-- Надя идет на поправку и, думаю, меньше чем через месяц будет дома, -- продолжает Ростислав Яроцкий. -- Правда, движения левых руки и ноги еще не вполне свободны, но главное -- они действуют. Значит, со временем все восстановится.
-- Удалось ли избежать осложнений, о возможности которых вы говорили после операции?
-- Пока воздержусь от ответа. Ведь подобные травмы непредсказуемы. Главное, что не развилось воспаление. Рана заживает хорошо, уже сняты швы. Когда вырастут волосы, шрам даже не будет заметен. А горздрав по сей день снабжает Надю всеми необходимыми лекарствами.