А американец Олдрич Эймс стал работать на КГБ из-за банальной алчности
Громкий скандал вокруг уже бывшего агента ФБР Роберта Филиппа Ханссена, почти 15 лет работавшего сначала на КГБ, а затем на ФСБ, заставил вспомнить о других громких предательствах, совершенных в разное время агентами спецслужб различных стран. Мистер Ханссен получил за свою шпионскую деятельность 1,4 миллиона долларов, которые держал в швейцарских банках. Теперь он предстанет перед федеральным судом США. Еще Платон утверждал, что всех предателей можно разделить на три категории -- корыстолюбцев, честолюбцев и философов. То, что случилось с героями этого материала, как нельзя лучше доказывает правоту великого мыслителя древности
С советских времен повелось агентов наших спецслужб называть волнующим гордым словом разведчик. Фильмы и книги об их подвигах всегда пользовались успехом. Они становились народными героями. А вот их западных коллег мы с презрением привыкли называть шпионами. Хотя разведслужбы всего мира действуют в большинстве своем одинаковыми методами. Между прочим, подобное разделение на разведку и шпионаж присуще и американцам, и британцам, и немцам, и французам.
Но есть и другая, еще более презрительная классификация. Людей, работающих на территории собственной страны, но в пользу иностранной разведслужбы, называют кротами. А тех, кто сбежал за границу, и там выдает бывших товарищей -- крысами. Если имена последних становятся известны сразу после факта предательства, то первые успевают порой изрядно навредить, прежде чем будут разоблачены.
80-е годы XX века оказались самыми урожайными на крыс и кротов. Причем, как с советской стороны, так и со стороны Запада. Сотрудничать с американской и британской разведками согласились около 30 сотрудников КГБ и ГРУ!
Еще до начала такого массового бегства «отличился» советский разведчик Виктор Резун. Он представлял ГРУ в Женеве. В 1978 году сбежал в Лондон. По идейным соображениям. Рассказав все, что знал, британским спецслужбам, принялся писать книги под псевдонимом Виктор Суворов. Сначала поведал о себе и своей службе в советской военной разведке, а потом принялся за исторические романы, в которых давал свою скандальную версию громких событий XX века. Резуна отличает то, что он не лезет в нынешнюю политику, зарабатывая себе на хлеб спекуляциями на новейшей истории. Он -- предатель-философ. И продолжает вести борьбу с неприемлемой им идеологией. Чего нельзя сказать о тех, кто бежал на Запад чуть позже.
В 1985 году через границу с Финляндией пустился в бега офицер КГБ Олег Гордиевский. Это стало полной неожиданностью для его бывших коллег. Конечно, высшее руководство подозревало, что Гордиевский стал двойным агентом. Чтобы окончательно в этом убедиться, его и вызвали из Лондона в Москву. Олег был уверен, что едет за повышением. У него были блестящие послужной список и анкета. Отец и старший брат тоже проработали в органах. 60--70-е годы Гордиевский провел в Копенгагене в качестве советского резидента. Затем его перебросили в Великобританию.
Непосредственным начальником Олега в Лондоне был Михаил Любимов (ныне полковник разведки КГБ в отставке). Он вспоминает, что Гордиевский был всегда крайне предупредителен, увлекался классической литературой и музыкой. Не пил, в отличие от многих других людей его профессии. Но вел двойную, а точнее, тройную жизнь! Сначала он попытался заигрывать с американцами, критиковал советский строй, рассказывал анекдоты о Брежневе. Но с ЦРУ не получилось. А вот в контакт с британской MI6 Гордиевский вступил. МИД Великобритании доступными ему средствами принялся всячески способствовать продвижению двойного советского агента по служебной лестнице в КГБ. Под разными предлогами коллег Гордиевского высылали из страны, а новым отказывали в выдаче виз. Возможно, это и вызвало первые подозрения в Москве.
Сначала на родину вызвали Любимова. А затем получил приказ и Гордиевский. В московском аэропорту он уже осознал, что что-то не так. После короткого визита на Лубянку примчался домой к начальнику. Михаил вспоминает, как у Олега дрожали руки. Гордиевский попросил водки, пил прямо из бутылки. В Лондон его уже не пустили. Но по Москве он передвигался достаточно свободно. Крот стал искать контакты с британскими хозяевами. Он пытался сообщить им о возможности провала.
Сам Гордиевский рассказывает, что по полученным еще в Лондоне инструкциям должен был в определенное время наведываться к собору Василия Блаженного. Причем обязательно в кепке, несмотря на теплую солнечную погоду. Этакий условный знак. Наконец встреча с британским резидентом состоялась. После нее Олег отправился в плацкартном вагоне в Ленинград. Оттуда -- в пограничную зону, где его у какого-то особенного камня подобрала машина. Британцы уложили Гордиевского в багажник и вывезли в Финляндию, откуда он прибыл в Лондон.
Однако, по мнению Любимова, в этой истории несколько слабых мест. Во-первых, в те времена пограничная зона отличалась жестким контролем. И трудно представить себе Гордиевского, мирно сидящего на камне в ожидании помощи. У него сразу проверили бы документы. Во-вторых, езда в багажнике через границу -- занятие крайне неблагодарное. Сам Любимов путешествовал подобным образом по Лондону пару раз, когда по вине того же Гордиевского, выдавшего своих бывших товарищей, приходилось обманывать наружную слежку. Но эти вояжи длились не более 10-15 минут! Михаил считает, что, скорее, всего британцы вывезли Олега по поддельному паспорту как гражданина одной из восточно-европейских стран, вызывавших наибольшее доверие у советских пограничников.
Гордиевский выдал не только Любимова. Пострадали 20 видных представителей лейбористской партии в Британии, сотрудничавшие с КГБ. Англичанин Майкл Бетони сел в тюрьму на 14 лет, норвежец Арни Трехольд -- на 9 лет. Но многие из британских граждан, обвиненных кротом, превратившимся в крысу, подали в суд на обидчика. И выиграли дела. Гордиевский чуть было не лишился своей пенсии -- 40 тысяч фунтов стерлингов в год, которую он получает как бывший агент MI6. Не успокоился он до сих пор. Поливает грязью нынешнее российское руководство, критикует по чем зря жизнь в бывших советских республиках, считая, что там все осталось по-прежнему. Включился активно в травлю Ричарда Томлинсона, британского разведчика, выдавшего секреты MI6 и недавно издавшего в России скандальную книгу «Большой прорыв». Договорился даже до того, что обвинил руководство газеты «Санди таймс», напечатавшей несколько глав из книги британца, в сотрудничестве с ФСБ России! А Томлинсона -- в полном отсутствии идейных убеждений.
Бывшие коллеги Гордиевского уверены, что таким способом он отрабатывает свой хлеб. Нельзя воспринимать серьезно обвинения в адрес одного предателя, звучащие из уст другого. Да и самого Гордиевского вряд ли можно считать изменником по идейным убеждениям. Оказывается, британцы завербовали его, воспользовавшись почти патологической слабостью Олега к женщинам! Генерал-майор Службы внешней разведки России Юрий Кобаладзе утверждает, что один из английских журналистов, писавших о Гордиевском, рассказал ему о целом досье с компрометирующими снимками Олега в обществе красоток, подосланных MI6.
Из западных перебежчиков того времени больше всех запомнился американец Олдрич Эймс. Работая в ЦРУ, он имел доступ к различным секретным документам и охотно согласился поделиться ими с КГБ. Произошло это в апреле 1985 года. За первую «посылку» Эймс запросил 50 тысяч долларов. В дальнейшей работе на советскую разведку Олдричу активно помогала его жена. Эта парочка кротов выдала КГБ 30 двойных агентов. 10 из них в Москве казнили. Советская пресса представила Эймса как героя, борца за истинную демократию, действовавшего по идеологическим убеждениям. Но они принесли Олдричу 2,5 миллиона долларов дополнительного заработка, полученного от Москвы. Еще 1. 5 миллиона американский крот получить не успел. В 1994 году его разоблачили и арестовали. Эймса приговорили к пожизненному заключению. Он сам признал впоследствии, что на предательство его подтолкнула банальная алчность. Так что перед нами типичный корыстолюбец по Платону.
А вот Олега Калугина в Америке считают диссидентом от КГБ. Он начал с критики, порой обоснованной, действий руководителей советской спецслужбы. Однако, по мнению бывших сослуживцев (полковник разведки КГБ Олег Нечипоренко, генерал-майор Юрий Кобаладзе, бывший начальник Первого Главного управления КГБ СССР Леонид Шебаршин), Калугин всячески стремился продвинуться как можно выше по служебной лестнице. Ему удалось дослужиться до генерал-майора, но затем его блестящая карьера затормозилась. Будучи очень высокого мнения о собственных способностях, Олег не смог с этим смириться. А когда его перевели из Москвы в Ленинград, не выдержал. Его критика становилась все более грубой. Вскоре он ушел в отставку и занялся политикой. Некоторое время был даже депутатом Госдумы. И американским агентом. Калугин выдавал ЦРУ государственные секреты, а это уже нельзя назвать обычной критикой начальства. Он уехал в США и заявляет, что ему «плевать на бывших коллег». И тут же добавляет, что боролся с империей зла. Калугин в настоящее время читает лекции в университетах по истории России, пишет статьи для журналов. А еще подвизается в качестве экскурсовода в Вашингтоне. Вместе с бывшим агентом ФБР водит туристов по шпионским местам американской столицы! И пугает их уже российскими резидентами, которыми, по его словам, Вашингтон просто кишит. Не забывает время от времени критиковать Москву за ее внешнюю политику. Хвастается тем, что все, чем он занимается, приносит прибыль. И ему верят, потому что он -- бывший профессиональный разведчик. Твердя о необходимости изменить жизнь в России к лучшему, на родину возвращаться не собирается. Хотя ему ничего не грозит: диссидентов новая власть к уголовной ответственности не привлекает. Разве только, по словам Леонида Шебаршина, ветераны КГБ сами ни устроят Калугину «темную»!
Выделяется на общем фоне история полковника КГБ Виталия Юрченко. Он работал в Италии, в Риме. Летом 1985 года перешел к американцам. Оказалось, в ЦРУ ему пообещали помочь на любовном фронте. Юрченко души не чаял в Валентине Ересковской, жене советского дипломата, служившего в Монреале (Канада). За свидание с ней Виталий выдал американцам двух кротов: Эдварда Ли Ховарда и Рональда Пелтона. Но женщина не рискнула ради Юрченко бросать мужа и тем более родину. Валентина ответила отказом. Полковник сник. Неожиданно для всех 2 ноября 1985 года он явился в посольство СССР в Вашингтоне и попросился домой. По официальной версии, агенты ЦРУ одурманили Юрченко специальными препаратами, пытали, держали в камере, принуждая к предательству. Но ему чудом удалось обмануть бдительность американцев и вырваться на свободу. В Москве его встречали как героя. Даже присвоили знак «Почетный сотрудник Госбезопасности». Но многие его коллеги знали правду. К 90-м годам его тихо отправили в отставку.
Чаще всего кротами и крысами становятся корыстолюбцы. Еще в 1964 году сотрудник советского посольства в Женеве (и по совместительству, конечно, разведчик) Юрий Носенко растратил 300 долларов из казенных денег. За эту анекдотическую сумму он согласился работать на американцев.
В 1991 году из Норвегии в Великобританию сбежал советский разведчик Михаил Бутков, проигрался в казино. Когда из него в Лондоне выжали все, что он знал, интерес к его персоне пропал. Бутков занялся частным бизнесом и был осужден за финансовые махинации. Делового человека из него не получилось. В 1995 году в Финляндии прогорела фирма Вячеслава Антонова, бывшего российского разведчика, перешедшего на сторону британской разведки. Чтобы избежать суда, он скрылся в Лондоне, получив защиту MI6. В том же году Россию покинул подполковник внешней разведки Олег Морозов. Оказалось, что он купил себе квартиру в Москве, заняв для этого деньги. Не сумев вернуть 100 тысяч долларов, Морозов предпочел стать предателем.
Теперь многое изменилось. Вряд ли кротами и крысами становятся философы -- идеология-то у всех одинаковая! Бывшие враги, стоявшие по разные стороны невидимого фронта, делятся опытом и вспоминают былые «тихие» сражения. Но разведслужбы, конечно, остались и работают весьма активно. Остаются и предатели. Вот только в бывших советских республиках их уже не называют изменниками Родины. Они предают теперь государство. Во всяком случае, так гласит закон. И наказания нынче другие: крысам и кротам смертная казнь не грозит. Например, бывший полковник ГРУ Вячеслав Баранов, пытавшийся в 1992 году сбежать в Австрию, получил лишь шесть лет тюрьмы, так как причиненный им ущерб государству оказался не так уж велик. Впрочем, крыс, сбежавших в советские времена, тоже не убивали. И Гордиевский, и Резун лишь зарабатывали себе славу, рассказывая о якобы существующей для них смертельной опасности со стороны КГБ. На территории чужой страны никто бы не стал приводить смертный приговор в исполнение -- слишком хлопотно, да и политический скандал возник бы нешуточный.
А вот Ричарду Томлинсону есть чего опасаться. Если он вернется в Великобританию, то получит большой срок и вряд ли уже выйдет на свободу. Поэтому он предпочитает менять место жительства почаще. В настоящее время обосновался в Италии на горном курорте. Учит туристов кататься на лыжах. Но Лондон требует от Рима высылки крота. И, скорее всего, Томлинсону придется искать новое убежище.
Смертная казнь грозит и недавно раскрытому спецслужбами США Роберту Филиппу Ханссену. Директор ФБР Луис Фри, подчиненным которого являлся новоявленный крот, утверждает, что этот двойной агент превзошел самого Олдрича Эймса. Ханссен так законспирировался, что даже в Москве не знали его настоящего имени и занимаемой им должности. Всю информацию агент Рамон (конспиративное имя Роберта) оставлял в тайнике, расположенном в заброшенном уголке заповедника в штате Вирджиния. Там же забирал вознаграждение из Москвы. Имея почти полтора миллиона долларов в швейцарских банках, Ханссен ютился в небольшом домике в пригороде Вашингтона с женой и шестью детьми. Его арест стал полной неожиданностью для соседей, которые были весьма высокого мнения об этом скромняге.