Происшествия

«после двух с половиной месяцев голодания я был полон сил и даже сохранил небольшой запас жира»

0:00 — 27 февраля 2001 eye 1103

Чтобы легче переносить длительное воздержание от пищи во время Поста, Александр Обухевич купается в проруби, совершает пробежки и обходится зимой без верхней одежды

О 54-летнем киевлянине Александре Обухевиче мы рассказали год назад, когда он во время рекордного 90-дневного голодания испытывал себя посещениями криосауны -- холодильника с температурой в минус сто градусов. Пребывание на таком морозе в течение двух--пяти минут в одних ботинках, трусах, шапке да рукавицах укрепляет здоровье, уверяют энтузиасты этого вида закаливания. Редакция помогла познакомиться с Александром Борисовичем многим читателям «ФАКТОВ», заинтересовавшимся публикацией о нем, и теперь, с началом Великого поста, Обухевич пошел на длительное голодание уже не в одиночку, а вместе с тридцатью своими последователями из нескольких городов страны. Но предупреждает: голодать нельзя, если… не скопил денег.

От одноразового голодания толку немного

-- Рекорд голодания в девяносто дней я не установил, -- разочаровал Александр Обухевич. -- Остановился после 72 суток, хотя был полон сил и энергии, даже сохранился жировой слой толщиной в один сантиметр. Я его называю амосовским стандартом: Николай Михайлович (он живо интересуется моими экспериментами по голоданию) считает, что для мужчин это оптимальный запас. В достижении 90-дневного результата я перестал видеть смысл -- уже после 58 суток в моем состоянии практически ничего не менялось. Прежде всего прекратилось снижение веса. В начале голодания я терял по 600--900 граммов в день, после десяти суток -- по 50--300, а еще через десять дней -- до 30--50. Затем наступил период, когда вес длительное время вообще не менялся.

На сей раз Александр Обухевич решил голодать обычные для него 40 дней. При этом успевает помогать присоединившимся к нему новичкам из Киева, Львова, Ровно и Винницы. С иногородними он общается по телефону, а киевляне регулярно собираются для консультаций.

-- Основная задача наших встреч -- психологическая поддержка, -- говорит г-н Обухевич. -- Особенно она необходима накануне и в первые три--четыре дня голодания, затем желание есть практически исчезает. Я напоминаю людям о цели -- поправить здоровье (ведь к голоданию, как правило, прибегают те, у кого организм дал сбой) и берусь им помогать только после медицинского обследования в Институте геронтологии Академии медицинских наук Украины: врачи устанавливают, можно ли прибегнуть к голоданию и на какой срок. Но менее чем за три недели лечебного эффекта не достичь. Разовое голодание тоже бессмысленно -- к нему нужно прибегать регулярно, но лишь зная как. Скажем, сначала следует тщательно очистить печень, пищеварительный тракт -- иначе во время голода может наступить серьезное отравление из-за того, что организм начнет потреблять шлаки и другие накопившиеся в нем токсичные вещества. Нужно также знать, как правильно выходить из голодания -- ведь можно заболеть еще сильнее, если сразу начать есть много и все подряд.

Александр Обухевич занимается лечебным голоданием уже более двадцати лет и заявляет, что достиг прекрасных результатов. Это подтверждают и медики: биологический возраст Обухевича они определяют в 28--29 лет.

-- Многие показатели у него, как у здорового двадцатилетнего юноши: идеальное давление -- 120 на 60, пульс 50--60 ударов в минуту, -- сообщил ведущий научный сотрудник Института геронтологии АМН Украины, кандидат медицинских наук Николай Ахаладзе. -- Впрочем, сердечно-сосудистая система и легкие у Обухевича моложе паспортного возраста всего на шесть лет -- они наиболее ранимы.

«Я хотел заболеть, но не берет меня простуда!»

Александр Борисович рассказал нам, что пытался поставить эксперимент по лечению простуды холодом в криосауне. Но для этого следовало заболеть.

-- Я по полчаса не выходил из проруби, мок в одной рубашке под дождем в марте -- не помогло, не берет меня простуда! -- заявил он. -- Ходить зимой без теплой одежды стало привычкой -- в этом году я еще пальто не надевал. Хожу в основном в пиджаке, а когда погода ветреная, поднимается метель, надеваю легкий плащ. И уже с апреля начинаю ходить в одной рубашке. Закаливание и физкультура помогают мне легче переносить длительное голодание. Когда я ем, нередко ленюсь бегать, обхожусь холодным душем. Но как только начинаю голодать -- ежедневно бегаю, купаюсь в проруби, за день прохожу пешком по 10--15 километров, а в выходные, когда сходит снег, проезжаю на велосипеде по 30--40 километров. Живу во время голодания обычной жизнью, работаю -- редактирую педагогический журнал. Заметил, что резко улучшается память, быстрее соображаю, сознание становится особенно ясным. А чтобы полноценно отдохнуть, достаточно 4--5 часов.

Регулярное голодание -- трижды в год во время церковных постов -- стало неотъемлемой частью моей жизни. Кстати, многолетний опыт голодания я обобщил в выходящей ныне книге «Теория и практика голодания ради здоровья и долголетия», которую я написал вместе с профессором генетики Геннадием Бердышевым.

За год я не ем 111 дней. Если суммировать все дни, когда я воздерживался от пищи, получится около четырех лет. Мой организм даже научился готовиться к голоданию -- за несколько дней до Поста начинает интенсивно пополнять жировые запасы, хотя ем как обычно. И даже в первые дни я не чувствую голода.

К сожалению, голодание вовсе не позволяет экономить деньги. При выходе из этого состояния в течение трех недель нужны дорогие продукты: соки, курага, мед, несколько видов орехов, финики, апельсины, бананы…

В периоды между голоданием, как правило, ем один раз в день -- только ужинаю: вечером есть время тщательно приготовить еду и не торопясь поесть. Масса тела, тем не менее, увеличивается, так что мне приходится иметь в гардеробе одежду трех размеров -- 50, 48 и 46-го.

Замечу, что заниматься голоданием следует людям, достигшим как минимум 24--25 лет. А тем, кто не решается попробовать такое лечение, могу порекомендовать очищение организма. Скажем, печень перед голоданием чищу по простому и совершенно безопасному рецепту: в три дня пью яблочный сок, а вечером третьего дня -- 300 граммов смеси лимонного сока с оливковым маслом. Эту смесь выпиваю в несколько приемов в течение двух часов, в это время к печени прикладываю грелку.