Происшествия

Посчитав скульптуру эрнста неизвестного грудой бесформенного металла, работник харьковского театра вывез ее на свалку

0:00 — 18 января 2001 eye 750

Любой город мира считает великой честью иметь у себя хотя бы одно произведение скульптора Эрнста Неизвестного, работы которого стоят десятки, а то и сотни тысяч долларов. За право возвести его «Древо жизни» сегодня состязаются Москва и Нью-Йорк. Харьков был единственным в Украине городом, в котором находилась работа выдающегося мастера. Увы, некоторое время назад скульптура «Мыслитель, или Голова Сахарова» при загадочных обстоятельствах исчезла из Театра украинской драмы имени Шевченко…

«Нам предлагали поставить скульптуру в гараж»

Когда в 1990 году возникла идея создания первой в Украине выставки работ Эрнста Неизвестного, его друг предоставил организаторам хранившиеся у него гипсовые работы скульптора. Впоследствии фирма «Прогресс» отлила скульптуры в бронзе. А в 1991 году в Харькове состоялась выставка, директором которой стала Валентина Михайловна Щерецкая. Среди картин и скульптур Эрнста Неизвестного центральное место заняла работа «Мыслитель, или Голова Сахарова» -- высотой чуть больше метра и весом около полутонны.

-- С выставкой мы побывали в Киеве, Ростове, Краснодаре, Одессе, Днепропетровске, -- рассказывает Валентина Щерецкая. -- Экспозицию закрыли в 1993 году, и нужно было найти место для хранения «Мыслителя», оставшегося в Харькове из-за внушительного веса. Нам предлагали поставить скульптуру в гараж, но ведь он не охраняется… Договорившись с предыдущим директором Театра имени Шевченко, где проходила последняя выставка, В. А. Цигулевым, мы оставили ее там. В театре все охраняется, все под сигнализацией -- словом, самый лучший и безопасный вариант. Я никогда не думала, что «Мыслитель» может исчезнуть, семь лет там простоял. Когда же руководство театра сменилось, я поинтересовалась у замдиректора Тамары Ивановны Поповой, знает ли новый директор о том, что у них находится скульптура Эрнста Неизвестного, меня заверили, что она в курсе.

И вот летом прошлого года, когда весь театр находился в отпуске и даже актеры могли зайти в здание только с разрешения директора, скульптура исчезла.

… Готовя театрализованное представление ко Дню города, Валентина Михайловна Щерецкая обратилась в театр за костюмами. Тогда-то она узнала, что скульптура исчезла. Валентина Михайловна неоднократно пыталась поговорить с новым директором театра Верой Александровной Погореловой, но это оказалось делом непростым. Когда встреча все-таки состоялась, директор заявила, что никаких доказательств существования скульптуры не имеет и просит оставить ее в покое. В связи с этим Щерецкая вынуждена была подать заявление в прокуратуру Дзержинского района г. Харькова.

Следственные органы работали оперативно. Любопытно, что вскоре ответственность за содеянное взял на себя начальник инженерно-технической службы театра А. Н. Челомбитько.

«Главный бухгалтер театра сказала, что скульптура бесхозная»

-- Когда я пришел на работу в театр, мне очень хотелось проявить себя, -- рассказывает А. Н. Челомбитько. -- Завал был страшный -- много мусора, металлолома. Вера Александровна поручила мне обойти все помещения и выбросить на свалку все ненужное. В один из обходов я обратил внимание на эту фигуру, поинтересовался о ней у сотрудников, но никто ничего не знал. Только когда в газете появилась публикация, я узнал, что она из себя представляет.

На скульптуре висела табличка, на которой были написаны имя автора и название. Но никто не придавал этому значения. Что подозрительно, скульптура стояла не в фойе, а в закутке. Возник вопрос: что с ней делать? И я обратился в бухгалтерию. Главный бухгалтер сказала мне, что она бесхозная.

Тогда я решил поехать я на завод, где раньше работал, сказал, мол, у нас есть бронза. Но «голову» отказались взять, потому что не могли ни распилить ее, ни разрезать, и в печь она не влезала. В «Укрчермете» поинтересовались, какую организацию я представляю. Я сказал: «Театр. У нас есть ненужная бронза, мы хотим ее сдать». Однако там тоже отказали.

-- Кто определил, что это ненужная скульптура?

-- Это просто глупейшее стечение обстоятельств. Конечно, я не могу судить о художественных ценностях. Но, вы знаете, эта скульптура вызывала у меня какую-то неприязнь -- какая-то бесформенная груда металла, отрубленная голова.

Как утверждает Челомбитько, поскольку никто не хотел принимать у него скульптуру Неизвестного, он «подарил» ее первому попавшемуся водителю грузовика. Кстати, документы на вывоз этому водителю так и не дали, хотя он и просил. Похоже, Челомбитько так мешала вызывающая у него негативные эмоции скульптура Неизвестного, стоимость которой колеблется от 30 до 100 тысяч долларов, что он решил избавиться от нее любым способом.

Но не настолько же глуп этот человек, чтобы по собственной инициативе и без ведома руководства избавиться от скульптуры только потому, что она ему не нравится?

Не украли ли из театра картину Рембрандта?

Сама же директор В. А. Погорелова заявляет, что скульптуры Неизвестного никогда в театре не было, а утверждать, что ее украли, -- это все равно, что говорить, будто похитили из театра картину Рембрандта. Отвечать на мои вопросы Вере Александровне было некогда, поэтому она предложила мне ознакомиться с ее статьями: «В последнее время в средствах массовой информации нашего города, -- пишет Погорелова, -- освещалась тема якобы исчезновения из Театра им. Т. Г. Шевченко скульптуры Эрнста Неизвестного. Да-да, не больше и не меньше -- похищения шедевра».

Вере Александровне, закончившей библиотечный факультет Харьковского института культуры и занимающей в прошлом высокую «культурную» должность в городе (до назначения на должность директора театра В. А. Погорелова была начальником управления по гуманитарным вопросам при горисполкоме), конечно, лучше знать, был ли это шедевр или груда металлолома.

«Во время наведения порядка в театре, -- утверждает В. А. Погорелова, -- из него был выброшен, после проверки соответствующей документации, ряд вещей, в том числе некая фигура, причем абсолютно открыто, в дневное время (в выпуске телевизионных харьковских новостей говорилось, что грузили скульптуру ночью, с помощью подъемного крана), которая по оценкам грузивших мусор людей, весила около 150 килограммов. Ее легко положили в кузов грузовика четыре человека, которые даже не занимались тяжелой атлетикой! Так кто же может утверждать, что это и есть скульптура Э. Неизвестного весом 500-700 кг!? Скандал вокруг скульптуры сопровождается навязыванием общественности ложной информации о разворовывании имущества театра -- якобы исчез рояль, музейные картины, антикварная мебель. Не слишком ли много украдено из театра?

На самом деле вышеуказанные вещи никуда не исчезали, они находятся на соответствующем учете, а если, например, передаются в аренду или на реставрацию, -- с оформлением необходимых документов».

Все правильно, Вера Александровна, нет бумажки, нет и шедевра.

«Что же на самом деле происходит в театре? -- вопрошает директор. -- Идут кадровые перестановки (уволен главный режиссер А. Я. Литко, но продолжает работать «искусствовед» А. Н. Челомбитько. -- Авт. ), наводится порядок (выбрасывается скульптура автора с мировым именем. -- Авт. ), и это не нравится отдельным лицам. Наверное, именно поэтому кто-то начал кампанию по дискредитации руководства театра, забыв при этом об ответственности за распространение ложной информации».

«По поводу «бюста» Андрея Сахарова работы Эрнста Неизвестного мнения разделились, -- считает В. А. Погорелова. -- Одни очевидцы говорят, что это был бюст, другие -- статуя (сама Вера Александровна за несколько лет работы в театре скульптуру так и не увидела, хоть стояла она у входа в кабинет ее заместителя. Конечно, ей трудно судить, был ли это бюст или же статуя. -- Авт. ). Но практически все (?) сходятся в одном -- нельзя однозначно ответить, кто был увековечен в предмете споров, тем более что работа выполнена Эрнстом Неизвестным. Никаких бумаг на бюст нет и никогда не было. Изначально никому не ясно, откуда взялся «бюст», кто автор и кто хозяин».

В настоящее время Эрнст Неизвестный работает над завершением памятника жертвам репрессий в Магадане. Друзья скульптора режиссер Анатолий Стародуб и журналист Аркадий Филатов сообщили ему по телефону об исчезновении «Мыслителя». Эрнст Иосифович пообещал, что после завершения работы в России приедет в Харьков, чтобы выяснить судьбу своего пропавшего произведения.

Быть может, исчезнувшую скульптуру все-таки удастся вернуть. Если, конечно, еще не поздно и она не переплавлена. А пока творческая интеллигенция города подготовила письмо-обращение к губернатору Харьковской области с просьбой разобраться в ситуации. В прокуратуру Дзержинского района Харькова направлено письмо с просьбой на основании статьи 47 Закона «Об информации» дать ответ о результатах дознания по поводу исчезновения скульптуры.