Происшествия

В израиле ежегодно высаживают пять миллионов деревьев

0:00 — 19 января 2001 eye 634

Отвоевывая у выжженной солнцем пустыни пядь за пядью, израильтяне пытаются превратить Святую землю в цветущий сад

Министерство туризма Израиля пригласило украинских журналистов посетить Святую землю. В телевизионных репортажах показывали стрельбу, террористические акты, гибель людей… Знакомые отговаривали: не время ехать. Разве что вести репортаж из горячих точек… Но представители министерства утверждали: мы отвечаем за вашу безопасность. Приезжайте и убедитесь: ситуация под контролем.

… Нерукотворным огнем, горящим в Иерусалимском храме Гроба господнего, мы опалили 33 свечи. Говорят, принесенные в дом, эти свечи будут хранить мир и покой в семье. Хочется верить. Но если «дом» -- это страна, кто должен зажечь свечи, чтобы мир и покой воцарились в ней -- будь то Израиль или Украина?

Перед «Эль-Алем» все равны

В аэропорту «Борисполь» нас допрашивали и проверяли вещи. «Это для вашей же безопасности», -- говорили сотрудники службы безопасности авиакомпании «Эль-Аль».

Повторялись одни и те же вопросы: «Когда вы собирали вещи? Кто нес чемодан?» Забегая вперед, скажу, что на обратном пути эта процедура повторилась. Те, кто не был готов к ней, испытали шок. Утешала мысль, что это единственная авиакомпания мира, у которой ни разу не было проблем с угоном самолета. Но если вдуматься, пусть лучше будет так. Показывая персональное приглашение Министерства туризма Израиля, я думала, что у меня-то самая надежная защита от утомительной процедуры. Оказалось -- нет. Перед авиакомпанией все равны. Зато обошлось без терактов.

Наводнение

В Тель-Авив мы прилетели в дождь. Океан накатывал волны на берег, дождь вымыл небоскребы. Деловой центр Израиля жил своей суетной жизнью. Белый шатер, расположившийся в скверике на перекрестке, укрыл нас от дождя. Называют шатер «палаткой мира». Сюда приходят и израильтяне, и палестинцы, люди любой другой национальности и вероисповедания -- поговорить о политике.

Звоним в Киев. О нас беспокоятся: «У вас там еще и наводнение?! Погиб четырехлетний ребенок. Люди -- на крышах» -- «Нет. Просто идет дождь… »

Оказалось, на окраине Тель-Авива есть район трущоб с неисправными ливневыми стоками. Они-то и не выдержали натиск водного потока. Мы же еще раз убедились: в прессу попадают часто самые трагические новости. И по ним принято дорисовывать картину происходящего в стране. А «просто дождь» новостью быть не мог. Нам ли, журналистам, этого не знать?

О том, что время от времени возникают вооруженные конфликты между израильтянами и палестинцами, мы слышали из тех же информационных программ. Но, как ни странно, здесь, в Израиле, никакой паники нет. Сначала нас удивляло то, что на улицах много вооруженных девушек и парней в форме солдат израильской армии. Но, как оказалось, военнообязанные здесь все. Молодежь служит год и восемь месяцев. Это престижно и воспринимается как возможность самоутверждения. Что же они думают о нынешней ситуации? «Мы уже привыкли, что где-то кто-то с кем-то постоянно конфликтует. Вот к тому, что есть раненые и убитые, кем бы они ни были, привыкнуть невозможно. »

Свидетелями перестрелок или конфликтов мы не стали ни разу. Правда, на окраине Иерусалима, в еврейском квартале, нам показали высокий бетонный забор, сооруженный рядом с жилым домом, который расположился на одном из холмов. Сюда якобы долетали пули. Но жители уезжать из квартала не собираются. Такие смелые? Так хорошо защищены?

Гигантский алмаз пилили… два года

В гостинице мне попались на глаза открытки с чудесными рисунками. Этакая еврейская самоирония в исполнении Ф. Мейслера. Слабые не умеют смеяться над собой. На этих рисунках -- ну просто герои анекдотов. Вспоминается один, еще из советских времен и очередной волны еврейской эмиграции. «Увидев двух беседующих евреев на улице Одессы, к ним подходит Рабинович и вступает в разговор: «Я не знаю о чем вы говорите, но ехать надо… » В Одессе поставили памятник «Рабиновичу -- герою анекдотов». Русская речь в Израиле слышна повсюду, так что нашим туристам здесь сложно потеряться. Нашим гидом была Фаня Штруль -- эмигрантка из Прибалтики, она приехала в Израиль еще в 70-е годы. Были и другие встречи с бывшими соотечественниками, работающими в гостиницах, магазинах, в лечебном комплексе на Мертвом море. Бывшая учительница английского языка из Грузии решила осуществить свою мечту и занялась изучением минералов. Теперь она -- эксперт Бриллиантовой биржи.

При покупке алмазов никакие подписи под документами не нужны и услугами юристов здесь не пользуются. Два человека заходят в комнату, обращенную окнами на север (прямых лучей света в помещениях биржи быть не должно, поэтому три огромных корпуса Тель-Авивской биржи сориентированы именно так). Продавец, используя специальное сито с ячейками определенного размера и таблицу стоимости, показывает покупателю товар. Если это то, что нужно, он кладет алмаз в бривку (маленький бумажный конверт) и получает деньги. Затем участники сделки пожимают друг другу руки и произносят «Мазаль убраха» (»На счастье и благоденствие»).

Огранку 60% всех алмазов мира делают в Израиле. Здесь применяются самые современные технологии обработки камня. Добывают алмазы, в основном, в Южной Африке. Четыре года назад был найден камень в 200 карат. Два года у израильских специалистов ушло на то, чтобы распилить камень правильно. В конце концов это было сделано. Не еврейская ли это пословица -- «Семь раз отмерь… »?

Интерес к золоту и бриллиантам, к их огранке и обработке кормит евреев издревле. В момент опасности они брали небольшой скарб и уходили. Драгоценности были этим «скарбом».

Пустыня

Изгнание и тяжелые условия выживания сделали этот народ мудрым и научили «пускать корни» в самых неблагоприятных условиях. И еще -- научили держаться друг за друга. В 1949 году было создано государство Израиль. В свою страну стали возвращаться евреи со всего мира. Они приходили в пустыню, где выпадает меньше 200 мм осадков в год, жили в хибарах. Они строили дома, орошали земли, сажали деревья. В 1964 году был построен национальный водопровод. Через всю пустыню Негев, занимающую больше половины территории страны, пошла вода. Теперь тут рукотворные оазисы, парники с цветами, которые отправляют на выставку в Голландию, пальмовые плантации, с которых собирают огромный урожай фиников. В Израиле выращивают экзотические фрукты, экологически чистые овощи. И делают на этом деньги. Как и на бурно развивающейся электронике. И, конечно, на туризме. На Святую землю ежегодно приезжает от 2,5 до 3 миллионов путешественников и паломников. Чтобы принять всех, гостиниц более чем достаточно. Кстати, Министерство туризма Израиля постоянно контролирует, как обслуживают гостей шоферы такси, работники ресторанов и отелей. Гости должны чувствовать себя комфортно. Это -- важнейшее правило туристического бизнеса.

Черноморские дельфины в Красном море

Дорога, идущая через пустыню, длинна и однообразна. Чтобы водитель не уснул и не попал в аварию, по ее краю проложена желтая предупредительная полоса. Попадая на нее колесом, машина так трясется, что водитель обязательно проснется. Оказавшимся в пустыне впервые дорога не кажется скучной. Только в дороге удается осознать, что эти древние обнаженные горы, этот лунный пейзаж (как со знанием дела говорили о пустыне Негев американские космонавты) -- чудо, которое ты, к счастью, видишь своими глазами. Но вот дорога приводит нас в Эйлат, самый популярный курортный город на Красном море. Погода здесь в течение года практически не меняется: температура моря 25 градусов, воздуха -- от 25 до 35. Что может быть лучше для отдыха?

… Протягиваю руку -- и ощущаю такую гладкую упругую спину дельфина. Это не сон. Предлагая познакомиться с этими удивительными животными, работники дельфинария предупредили: если дельфины будут в настроении. Нам повезло. Может, они почувствовали, что мы земляки? Около десяти лет назад группа израильских биологов решила создать в Эйлате дельфинарий. Дельфинов купили черноморских, несколько пар из нашего бывшего заповедника. В Красном море они прижились. Мало того, в дельфинарии есть выход в открытое море, которым дельфины могут пользоваться. Они так и делают: уходят, иногда на несколько дней, но затем возвращаются. В дельфинарии свой пляж, но главное -- неповторимая атмосфера, которую удалось здесь создать. Если в самом Эйлате, рядом с фешенебельными отелями, находятся благоустроенные пляжи, есть аттракционы на любой вкус, можно развлечься, то в заповеднике отдых спокойный и душевный. Куры, цыплята, кошки, собаки -- все мирно сосуществуют, и никто друг на друга не нападает. А неподалеку -- коралловый риф. Удивительные яркие рыбы, разноцветные кораллы, похожие на цветы… Сказочные картины. Можно любоваться всем этим прямо в море, а для тех, кто нырять не любит, есть замечательная экспозиция аквапарка.

Мертвая вода

В этом море жизни нет, поэтому и носит оно название Мертвое. Но именно оно изменяет к лучшему жизнь многих, чьи проблемы со здоровьем не под силу решить врачам с помощью медикаментов и операций. Здесь -- лучшее место для лечения кожных недугов, в частности псориаза. Вдоль побережья тянутся отели с грязелечебницами. Уникальные по составу грязи помогают вернуть подвижность суставам, оправиться после тяжелых травм. Целительно и купание в Мертвом море. Вода в нем очень соленая. Она выталкивает ваше тело на поверхность и становится ясно, почему утонуть в Мертвом море невозможно. Зато есть другая опасность: неосторожный взмах рукой -- и капля, попавшая на слизистую, жжет так, что приходится скорее бежать под пресный душ.

Мертвое море -- настоящее богатство для Израиля. Фабрики по производству минералов для косметической промышленности расположены именно здесь.

Места эти с древних времен привлекали завоевателей. Стремление владеть соляной горой заставляло бороться за эту пустынную территорию. Грамм золота приравнивался к грамму соли. Только соль позволяла сохранять продукты, а значит, избежать голода. Многое изменилось с тех пор. Лишь притягательность здешней земли осталась прежней.

«Не умру, а выживу»

Эти слова многие годы были девизом для евреев. В Иерусалиме они вспоминаются на каждом шагу.

Туристов немного. И в этом есть свои плюсы. Наш гид удивляется: никогда не приходилось так спокойно вести группу, так внимательно рассматривать святыни. Гефсиманский сад, где Христос провел свою последнюю ночь. Из толстых искореженных стволов олив растут новые ветви. Считается, что эти деревья могли быть свидетелями событий двухтысячелетней давности. Долина страшного суда, древнее еврейское кладбище, на которое не приносят цветов. Пришедший к могиле кладет на нее лишь небольшой камешек. Это означает «помню». Такова традиция. Мы прошли весь путь, по которому шел на Голгофу Иисус, побывали в храме Гроба господнего и у Стены плача. Нельзя рассказать, объяснить в нескольких словах то, что видишь и чувствуешь там. Слова здесь бессильны.

Невозможно передать и то потрясение, которое испытали мы, побывав в Яд Вашеме -- мемориале памяти погибших от рук нацистов во время Катастрофы (Холокоста) шести миллионов евреев. В один из огромных залов, посвященный памяти замученных детей, мы входим, как в ночь. Горит несколько свечей, и их живое пламя тысячекратно отражается во множестве зеркал. Эти мерцающие огоньки во тьме заставляют сжиматься сердце. И ты слышишь, как чей-то голос произносит имя, год и место рождения замученного в концлагере, расстрелянного или сожженного, затем следующего, следующего… Сведения о тысячах детей удалось собрать сотрудникам мемориала. Работа эта не прекращается и сейчас. Списки столь велики, что в следующий раз произнесенное имя повторят лишь через два года.

Я не знаю, как чувствуют себя евреи, приезжающие в Израиль в качестве туристов из многих стран мира. Ощущают ли, попадая в Иерусалим, как оживают корни памяти поколений? Понимают ли, что именно их далекие предки жили и продолжали свой род на этой земле? Завидуют ли они тем, кто сумел вернуться на историческую родину и кого она приняла, как сына? Наверняка слезы закипают у них в душе, когда они попадают в Яд Вашем. Но даже такое недолгое знакомство с Израилем помогло мне, не еврейке, испытать восхищение этим народом, полюбить его и глубже понять. А ведь именно для этого мы и путешествуем -- чтобы научиться понимать и принимать других. Чтобы «возлюбить ближнего своего, как самое себя».

За организацию путешествия редакция «ФАКТОВ» благодарит руководителей отдела Восточной Европы Министерства туризма Израиля, а также атташе по туризму посольства Израиля в России Дану Островскую.