Происшествия

Ровенские аферисты ввезли в украину более тысячи контрабандных иномарок на десятки миллионов долларов

0:00 — 26 января 2001 eye 411

Какой уважающий себя предприниматель откажется стать владельцем новенького «Мерседеса» или джипа? Тем более, если есть возможность купить престижный автомобиль по цене на 20 процентов ниже рыночной. Как иллюстрирует хитромудрая афера, изобретенная в Ровенской области, желающих приобрести за счет уклонения от уплаты налогов дешевую иномарку в Украине хоть пруд пруди.

На момент регистрации автомобиль даже не находился на территории Украины

Сотрудников УСБУ в Закарпатской области не мог не заинтересовать тот факт, что на протяжении нескольких месяцев в Украину въехали сотни новеньких «Мерседесов», BMW и джипов различных модификаций (каждая машина -- стоимостью от 40 до 50 тысяч долларов. -- Авт. ), зарегистрированных исключительно на жителей Ровенской области. В Ровно были направлены соответствующие запросы, и выяснилось, что все эти люди стали обладателями престижных иномарок… по решению суда. Когда же оперативники попытались выяснить, кто и где платил за растаможку супердорогих автомобилей, оказалось, что таких документов просто не существует. Было принято решение обратить пристальное внимание на поток новых иномарок, и вскоре появилась «первая ласточка».

В декабре 1999 года на КПП «Ужгород» сотрудники СБУ и Карпатской региональной таможни задержали джип «Toйoтa-Лендкрузер» с ровенскими номерами, за рулем которого находился 34-летний житель Луцка. Он предъявил техпаспорт, доверенность на управление автомобилем и объяснил, что по просьбе знакомого перегоняет джип домой после ремонта в Словакии. Документы были вроде в порядке, но одна деталь в объяснениях водителя показалась странной -- слишком уж новеньким выглядел джип, чтобы его ремонтировать. Когда правоохранители заглянули в салон, все сомнения отпали -- спидометр показывал, что автомобиль проехал всего… 14 километров. Именно на таком расстоянии от границы находится таможенный склад «Avto-motor BH», на котором, как стало известно впоследствии, и была в тот же день куплена «Тойота».

Джип немедленно изъяли, водителя задержали, и за неделю была раскрыта такая афера, что даже бывалые правоохранители схватились за головы. Суть аферы, задуманной для уклонения от растаможки импортируемых в Украину автомобилей, состояла в следующем. Желающий приобрести престижную иномарку отправлялся в один из словацких автосалонов, где выбирал нужную машину. Затем просил владельца придержать ее несколько дней, пока не поступят деньги, а сам записывал номера кузова, двигателя и отправлял своим сообщникам в Ровно. Те составляли фиктивное долговое соглашение: один из них писал расписку, о том, что должен партнеру некую сумму, а тот подавал в суд исковое заявление о взыскании долга. Поскольку должник не имел денег, в качестве компенсации он предлагал кредитору автомобиль (его параметры, переданные из Словакии, значились в предоставленных суду документах). Стороны подписывали мировое соглашение, и суд выносил решение передать машину кредитору и зарегистрировать на его имя в ГАИ. Примечательно, что сумма долга, фигурируемая в документах, часто была в десятки раз ниже стоимости автомобиля. В случае с задержанным джипом, который стоит $52000, она составляла всего… 6 тысяч гривен.

Имея на руках решение суда, аферисты отправлялись в Острожское отделение ГАИ, которое регистрировало автомобиль на нового владельца и выдавало ему все соответствующие документы. Невероятно, но факт -- на момент регистрации автомобиль даже не находился на территории Украины! Надо полагать, что на столь грубое нарушение закона сотрудники ГАИ шли не просто за «спасибо».

После официальной регистрации на счет словацкого автосалона переводились деньги. Новый владелец иномарки подыскивал водителя, вручал ему доверенность на управление машиной, все необходимые документы, номера и отправлял за покупкой. А тот, получив в Словакии автомобиль, сразу перегонял его в Украину. При пересечении границы он предъявлял словацким таможенникам подлинные документы, согласно которым машина ввозилась в Украину в режиме «экспорт». Но попав на нейтральную территорию, каким-то образом умудрялся прикрепить на автомобиле ровенские номера. Совершив столь хитрый трюк, водитель подъезжал к украинским таможенникам и предъявлял им уже фальшивые документы -- техпаспорт и декларацию, согласно которым автомобиль въезжал в Украину в режиме «обратный ввоз». А это значило, что он уже растаможен.

Благодаря этой хитромудрой схеме дельцам удавалось зарабатывать довольно круглые суммы, ведь растаможка престижных иномарок стоит 12--15 тысяч долларов.

Около сотни «нулевых» иномарок оказались зарегистрированы на бомжа, которого так и не удалось найти

Когда сотрудники СБУ отправились в Ровенскую область, выяснилось, что тамошние аферисты поставили ввоз контрабандных машин едва ли не на конвейер. Соответствующие документы зачастую выписывались на подставных лиц, после чего автомобили перепродавались в третьи руки. Около сотни новеньких иномарок оказались зарегистрированы на 20-летнего бомжа, которого так и не удалось найти.

Конечно, подобная схема не могла эффективно действовать без надежной «крыши». Попутчиком задержанного на словацко-украинской границе водителя был… капитан Волынского УМВД, который попытался уладить недоразумения, размахивая своим удостоверением. Сотрудники СБУ передали его в отдел внутренней безопасности УМВД в Закарпатской области. Впоследствии капитана уволили с работы, как и целый ряд руководящих работников ГАИ в Ровенской области, в первую очередь Острожского райотдела. В ГАИ работники СБУ выяснили, что за полтора года по хитроумно разработанной схеме в Украину было ввезено более тысячи контрабандных иномарок -- новеньких «Мерседесов», BMW и джипов, общей стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. Сумма неуплаченных в бюджет таможенных платежей превысила 15 миллионов долларов.

Когда материалы уголовных дел, открытых по факту незаконного ввоза иномарок из Словакии в Украину, дошли до Киева, спецслужбы основательно занялись Ровенской областью. Решения нескольких райсудов, рассматривавших фиктивные долговые соглашения, опротестованы областной прокуратурой. По горячим следам было конфисковано 16 иномарок, ввезенных в Украину в последнее время. Владельцам остальных автомобилей, можно сказать, крупно повезло. Поскольку они оказались третьими или четвертыми покупателями и приобрели иномарки законным путем, суд принял решение не конфисковывать их машины.

В данное время тест на «ровенскую аферу» проходят другие области Украины, в первую очередь западные, где цены на иномарки традиционно низкие.

Конечно, было бы наивно предполагать, что с разоблачением ровенских авантюристов поток контрабандных автомобилей в Украину прекратится. Существуют и другие незаконные способы легализации иномарок. В свое время популярным был так называемый агрегатный способ. Купленную на Западе машину разбирали и ввозили на территорию Украины по частям (таможенные сборы за отдельные агрегаты ниже, чем за целый автомобиль). В 1999 году «ФАКТЫ» рассказывали о легализации иномарок через третью страну. Аферисты регистрировали машины на граждан Молдовы, которые по поддельным документам въезжали в Украину на постоянное место жительства (в таком случае они освобождались от растаможки автомобилей). Наконец, в прошлом, 2000 году, по материалам УСБУ в Закарпатской области были возбуждены около десятка уголовных дел по Чопской таможне, через которую ввозились престижные иномарки -- в документах на них были фальсифицированы типы кузовов.

Нет сомнений в том, что пока в Украине есть спрос на иномарки, будут разрабатываться и новые схемы по их контрабанде. Но на ровенской, позволявшей уклоняться от многомиллионных отчислений в бюджет, уже поставлена точка. 5 января нынешнего года вступил в силу принятый Верховной Радой «Закон о внесении изменений в некоторые государственные акты Украины относительно регулирования рынка автомобилей». Согласно этому документу, продажа автомобилей, ввезенных в Украину, а затем конфискованных, в том числе в счет погашения долга по гражданско-правовым соглашениям, совершается только с начислением всех налогов и сборов, которые уплачиваются при импорте автомобиля. Конечно, если эти налоги и сборы не были уплачены предварительно.

P. S. Ужгородский горсуд признал задержанного на словацко-украинской границе 32-летнего жителя Луцка, который перегонял «Тойоту», виновным в совершении контрабанды и приговорил к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на один год. Изъятый джип стоимостью 52 тысячи долларов конфискован в пользу государства.