Происшествия

«проплыв» по сточным водам более километра и пробыв несколько часов в грязном канализационном коллекторе, восьмилетняя аня клеманова осталась жива и в понедельник собирается идти в школу

0:00 — 31 января 2001 eye 288

Краткое сообщение об этой жуткой истории появилось вчера в «ФАКТАХ». Сегодня мы публикуем подробности спасения девочки

Крышку люка на проезжей части дороги украли более года назад

Аня Клеманова учится во втором классе, ее брат Алеша -- в седьмом. В пятницу ребята вместе с соседом Сережкой возвращались из школы домой. Мальчишки обсуждали свои проблемы. Аня, слушая серьезные речи, молча лузгала семечки. «Дай и мне», -- попросил Сережа. Они свернули с Совхозной улицы на Степную. Дома здесь одноэтажные, частные. Что может быть привычнее улицы, по которой каждый день ходишь в школу? Девочка набрала горсть семян, обернулась… Перехватить протянутую к нему ладошку Сергей не успел. Там, где только что шла Аня, в асфальте зияла дыра. Местные жители говорят, что в этом месте больше года уже открыт люк канализационного колодца. Вот и случилось то, что не могло не случиться: ребенок упал в яму.

-- Я возился на улице с машиной, когда подбежали плачущие дети: «Дядя, отвези нас домой, мы скажем маме, что в канализацию упала сестра», -- вспоминает пенсионер Владимир Рослик, первым поднявший тревогу. -- Мальчики указали мне на люк. Я им сразу поверил. Мы пошли в дом, и я позвонил в милицию. Там ответили, что по такому вопросу нужно звонить в службу спасения 0-77.

Служба спасения -- военизированное специальное подразделение «Спасатель», действует в Запорожье с 1996 года. За это время его бойцы 1800 раз выезжали по тревоге, выручая людей, попадавших в экстремальные ситуации. Сигнал о том, что девочка упала в колодец, поступил в 14. 50. К месту происшествия сразу выехали спасатели. Одетый в прорезиненный костюм, привязанный для страховки к альпинистской веревке, в люк глубиной три метра спустился Александр Захарченко. «В том месте, где это произошло, проходит центральный коллектор, идущий к очистным сооружениям горводоканала, -- говорит Александр. -- Скорость течения стоков достигает 10 метров в секунду -- настоящий горный поток! Без веревки не удержаться. Зловоние было страшное, от теплой воды шел туман. Диаметр коллектора 1,4 метра, а глубина потока была до колена и выше. В некоторых местах коллектор сужался так, что приходилось передвигаться на корточках».

Захарченко шел с фонарем по трубе -- от колодца к колодцу. Наверху его страховали Сергей Ващенко, Игорь Михайлик, Эдуард Нехорошев: по пути следования они на поверхности открывали колодцы, вытягивали веревку, снова спускали ее. Когда в узком месте сила потока сбила спасателя с ног, было решено как-то ослабить напор воды. К этому времени они прошли уже метров 500.

-- Мы съездили на очистные сооружения, -- говорит командир группы спасателей Сергей Ващенко. -- Договорились с главным инженером об отключении двух насосов. Подняли сетки, чтобы посмотреть, не вынесло ли тело в отстойники. В то, что ребенок может остаться живым, практически никто не верил.

… Тела не было, нужно было продолжать его поиск в коллекторе. Но двинуться по трубе дальше спасатели смогли лишь через два часа, когда напор стоков ослаб. Рядом все время находилась машина скорой помощи, толпа любопытных. К восьми вечера спасатели подняли крышку шестнадцатого(!) по счету колодца. До очистных сооружений водоканала, где сливаются все сточные воды города, образуя юурные водовороты, оставалось совсем немного.

Аня лежала в нише, куда ее занесло течением

В семье Клемановых, кроме Ани, еще четверо детей. Старшие дочери уже замужем, старший сын служит в армии. С родителями сейчас живут лишь Алеша и Аня.

В ту злополучную пятницу Валентина Клеманова, Анина мама, водила внука в больницу. Возвращаясь, увидела возле своего дома дочь Лену, сына Алешу и сразу почувствовала тревогу. Дети бросились к матери: «Аня упала в канализацию. Но ты не волнуйся». Валентина помнит, что сердце у нее сжалось. После этого она потеряла сознание. Соседи привели женщину в чувство, начали ее успокаивать. Валя молила Бога, чтобы не отнимал у нее младшую дочку. Шел час за часом, где-то под землей незнакомые люди искали тело ее ребенка. Около восьми вечера Валю неодолимо потянуло на улицу. Туда, где за углом, на Степной живет родственница Нина Ромащенко, для Анечки -- баба Нина. Но Валю удержали, не пустили на улицу.

«До сих пор не отойду от этого ужаса, -- рассказывает соседка Нина Ромащенко. -- Было восемь часов, как раз «Поле чудес» кончилось. Вышла со двора, а у люка, что возле моего дома, собрались люди. Ко мне подбегает женщина, говорит: ваша внучка упала. Люк открыт, в него спускается мужчина с веревкой, а через две минуты кричит оттуда: «Здесь она». Потом выносит на руках Аню, она мокрая, лицо белое, как в известке. И одежда такая же. Положили в «скорую», сделали укол. И вдруг девочка пошевелила руками… Тут прибежала Валя, обняла Аню и снова потеряла сознание. Ее потом нашатырем обтирали».

Больше пяти часов Аня находилась в нише, куда ее занесло течением, в абсолютной темноте, в мокрой одежде, в исходящих от сточных вод испарениях. Это было в 1200 метрах от места падения в глубину открытого люка. Спасатели считают: девочка осталась жива благодаря теплому пальто и ранцу с учебниками, который сыграл роль воздушной подушки.

-- Невозможно передать наше состояние, когда мы нашли девочку, -- говорит Александр Захарченко. -- Она молча смотрела на меня, была в шоке. Никаких видимых повреждений не теле не оказалось. Я взял ее за руку и повел. Поднял по лестнице и передал врачам.

«Скорая» повезла спасенную девочку в больницу, где врачи установили диагноз: тупая травма живота и переохлаждение. Мама не захотела оставлять дочь в больнице, и к ночи Аню привезли домой.

«Я испугалась, но не плакала. Только звала маму и брата»

Когда вместе с фотокорреспондентом мы приехали в понедельник к Клемановым, дома их не оказалось: мама повела Аню в больницу. В ожидании маленькой героини заглянули в по-прежнему открытый колодец, из которого спасатели ее вытащили. По дну узкой бетонной горловины стремительно несся грязно-вонючий поток. Даже страшно представить себя, находящимся в этой смертельно опасной речке. Каково же было ребенку?

Удивительно, подземный поток принес девочку к дому «бабы Нины», у которой Аня проводит все свободное время. Отсюда до двора Клемановых не более двухсот метров.

-- В выходные Анечка была со мной, чувствовала себя неважно, -- сообщила нам Нина Ромащенко. -- Плохо спила, несколько раз рвала, у нее поднимался жар. Руки холодные, а вся горячая. Она ведь инвалид детства, страдает астмой. Вообще-то Аня шустрая и подвижная, все время спрашивает, чем в доме помочь.

Валентина Клеманова работает дояркой на опытной сельхозстанции, ее муж Василий -- слесарем в жэке. Семья живет небогато, однако дети присмотрены. Какое счастье, говорили соседи, что Аню спасли, Валентина и так болеет, недавно у нее случился инсульт.

Сейчас Анечке необходимо усиленное питание, для устранения последствий нервного стресса врач посоветовал маме проконсультировать девочку у психолога. Когда же за денежной поддержкой Валентина обратилась в Коммунарский райисполком, глава районной администрацией Валерий Расторгуев сказал: «Пишите заявление, гривен 20--30 выделим. «А нам ведь сейчас и одеть нечего, -- сокрушается Валентина Клеманова. -- Сапожки, пальто, которые были на Анечке, пришли в негодность, все пропитано аммиаком. Хорошо, что потеплело на улице, можно носить осеннее». Но главное, что Аня жива. Валя говорит, что до конца в это верила.

А что же главное действующее лицо истории? Аня разговорчива и удивительно непосредственна, в этой девчушке чувствуется характер. Когда упала в колодец, конечно же, испугалась. «Там было много воды, я чуть не захлебнулась, -- говорит девочка. -- Потом увидела прут, зацепилась за него, потом легла на трубу и начала отдыхать. Слышала, как надо мной стучат, а потом вижу: засветился фонарик. Дядя подошел и стал говорить, что все нормально. Он меня взял на руки и вынес, а я ему сказала спасибо. Я не плакала, только плыла на спине, кричала маме и брату. И еще звала маму, когда сильно проголодалась». Сейчас девочка отдыхает, а в понедельник опять пойдет в школу. Плавать, как оказалось, она совсем не умеет. Надо же!

День спасения своей дочери Валентина Клеманова считает вторым днем рождения, а Сашу Захарченко -- крестным отцом девочки. Четверых парней, спасших Анечку, руководство спецотряда «Спасатель» обещает премировать и представить к награде. О них говорит сегодня весь город. Молодцы, заслужили…

А люк на колодце, в который упала девочка, все-таки появился на положенном ему месте к концу того злополучного дня.