На днях стали известны подробности авиаперелета Папы Римского Иоанна Павла II из Киева во Львов и из Львова в Рим, который обеспечивала компания «Международные авиалинии Украины». В Ватикане всеми перемещениями понтифика занимается специальная группа, которая и обратилась к украинской стороне с просьбой организовать перелет. Дело это -- престижное, почетное, но и одновременно очень сложное. По правилам главу Ватикана привозит в принимающую страну национальная авиакомпания Италии «Alitalia», а дальше уже эту миссию должны выполнять хозяева. Основные требования Ватикана касались чуть ли не посекундного соблюдения графика, повышенной безопасности и особенного питания.
Прежде всего, Ватикан поставил условие, чтобы самолет был самым обычным, но его «возраст» не должен быть больше пяти лет. Международные авиалинии Украины выбрали самолет «Боинг-737», называющийся «Маугли» (это забавное имя ему присвоили дети на специальном конкурсе). В самолете три салона: первый — класса VIP (в нем летел Иоанн Павел II и его ближайшее окружение), а второй и третий -- категории бизнес-класса. Во втором пассажирами были кардиналы, епископы и делегация Ватикана, а на участке Львов-Киев там же летели представители украинской делегации, в том числе министр иностранных дел Анатолий Зленко, работники охраны и представители авиакомпании. В третьем же салоне разместились 55 журналистов из разных стран. Кроме украинских. В Ватикане существует традиция, по которой специально аккредитованные представители СМИ сопровождают Папу Римского во всех его официальных визитах. Но вот что интересно: если все остальные пассажиры рейса летели бесплатно, то журналисты за две недели до вылета купили билеты стоимостью 945 долларов (как для наших акул пера, поступок -- запредельный). Причем согласно тарифу — никаких скидок Ватикан не одобрил. Просто магнаты какие-то!
Таким образом, частично рейс был оплачен, хотя вообще статья расходов была велика. Впрочем, представители компании считают, что сумма не превысила 100 тысяч долларов. А от государственных субсидий отказались — мол, честь и престиж компания ценит дороже денег.
Хоть и была просьба ничего особенного в самолете не сооружать, наши специалисты все же увеличили расстояние между креслами в первом салоне. И не зря: духовные лица в длинном церковном облачении чувствовали себя в полете комфортно. А еще ватиканская сторона просила наш экипаж во время полета не делать традиционных объявлений и не перемещаться из салона в салон.
Кроме того, убедительно настаивали на едином питании для всех пассажиров. И как бы нашим ни хотелось подчеркнуть статус высокого гостя, ничего особенного ему готовить было просто нельзя. Папа ел, как народ, а народ — как Папа. К тому же Ватикан запретил подавать крепкие спиртные напитки.
-- Во время перелета из Киева во Львов некоторые церковные работники, служащие и сотрудники охраны спрашивали виски или коньяк, -- рассказывает первый вице-президент компании «Международные авиалинии Украины» Юрий Мирошников. -- Нам, как представителям принимающей стороны, было обидно: подумают, что мы жадные, или у нас нет ничего. Согласовали с Ватиканом, и они разрешили по пути в Рим завезти на борт крепкие напитки. Но уже никто не спрашивал. Первоначально итальянская сторона соглашалась только на легкое вино и спуманте. «Может, шампанское?» -- «Что вы, это очень дорого!» Мы им объяснили, что это совсем не так дорого, как в Европе. А еще просили не давать Папе лед и специи. И поскольку было условие о едином питании, то нельзя было перчить ни одно из блюд.
Украинской команде пришлось тщательно поработать над составлением меню, в связи с эпидемией коровьего бешенства отказываясь от продуктов, производимых из говядины. Меню Иоанна Павла II состояло из рыбных и мясных закусок, котлет по-киевски и жареного лосося. Так называемые «чикен Киев» пользовались у пассажиров грандиозным успехом. И если во время перелета во Львов понтифик съел только пирожные, то по дороге в Рим попробовал наши знаменитые котлетами.
С Папой Римским больше всего «общалась» бортпроводник-инструктор Юлия Машурова. Разговаривать обслуживающему персоналу с Его Святейшеством было запрещено, разрешены были только функциональные вопросы по питанию. Однако даже такое немногословное общение заставило Юлю пережить сильные ощущения: «Понимаете, полет с таким пассажиром воспринимается совсем необычно. Я рада, что смогла хоть каким-то образом быть причастной к такому человеку!».
Юля рассказала, что Папа большую часть перелета молился. Согласно инструктажу, понтифику не следовало ничего предлагать до того момента, пока он не закроет молитвенник. Это и было условным знаком. Спиртных напитков Папа не заказывал, а пил только воду, фруктовый и зеленый чай. Единственное, что он спросил, -- будем ли мы лететь над Польшей? Но самолет пролетал над Словакией и Хорватией. Еще Юля, как и все работники персонала, удостоилась чести пожать Его Святейшеству руку. И помогла пассажиру номер один пристегнуть ремни.
А что же тем временем делали изолированные от католических сановников журналисты? Наверное, предавались разговорам и усиленно атаковали бар? Ничего подобного. Иностранный журналист, аккредитованный при Папе, не теряет морального облика! Все они открыли свои ноутбуки и стали упоенно работать. Их нравы, одним словом.
Сервис в самолете был приближен к обслуживанию на трансконтинентальных рейсах: еда подавалась не на подносах, а на отдельно сервированных столиках. Кроме того, новаторством были льняные подголовники и скатерти. Непосредственно за креслом Папы находилась станция переливания крови. Заботы о самочувствии Иоанна Павла II взяла на себя его помощница -- единственная женщина в делегации, выполнявшая функции врача.
Поскольку самолет до принятия на борт делегации выполнял обычные рейсы, он усиленно охранялся в аэропорту. На случай аварии был предусмотрен резервный — такая же машина с экипажем-дублером на борту. Словом, как при полете в космос. И случись какая поломка -- Папа ничего бы и не заметил. Но все обошлось. Члены экипажа с какой-то мистической интонацией отметили, что за все время полета в небе не было ни единого облачка.
Нынче «папский» самолет снова «в трудах и заботах» — летает на обычных маршрутах. Только на фюзеляже на память о необычайном рейсе красуется герб Ватикана. А цена на билет с местом 2а, где сидел сам Папа Римский, не повысилась. К чему эти дешевые эффекты? Зато, возможно, самолет теперь будет пользоваться повышенным спросом. Может, паломники к нему потянутся -- святые места все-таки.