На очереди -- переделка «неудачного» романа Дюма и учеба в донецком лицее «Интеллект»
Своего второго ребенка Нина Ивановна родила в 35 лет. Роды были стремительными, и врачи диагностировали у появившейся на свет девочки кровоизлияние в мозг и заторможенную координацию движений, парез гортани. Все это свидетельствовало о том, что у ребенка детский церебральный паралич, и его несколько месяцев продержали в специальном отделении по выхаживанию новорожденных. Лечащий врач Леночки -- так назвали малышку -- поражалась: «Какая у этой девочки воля к жизни!» Однако Лена не набирала в весе, и Нина Ивановна решила забрать ее домой. «Она же вас от нас не отличает, -- пугали врачи мать малышки. И советовали: -- Сдайте ее в дом инвалидов, не то вас муж бросит». Но Нина Ивановна не послушалась врачей
Шесть лет медики ставили Леночке Лобановой страшные диагнозы, указывающие на разные степени дебильности, и выносили вердикт: «Обучению не подлежит». Но все это время Нина Ивановна -- мама девочки, учитель математики в донецкой общеобразовательной школе N 70, так не считала:
-- Я думаю, такое мнение складывалось у врачей в основном из-за того, что дочка из-за пареза гортани не могла достаточно ясно выговаривать слова. И сидеть она подолгу не могла, так как плохо держала голову и быстро уставала. А еще у Леночки гиперкинез (непроизвольные движения) рук, поэтому «пользоваться» ими она совершенно не в состоянии. Однако мы не ставили на Леночке крест, занимались ею. И в три года дочка начала говорить, причем речь ее была понятной. К сожалению, я только сейчас выяснила, что если бы Лену еще до трехлетнего возраста взялись лечить, то состояние дочери было бы теперь намного лучше. Но нас убеждали, что ни в какие санатории ей нельзя, да и толку от этого все равно не будет.
Речь у Лены была образная, чего у человека с отставанием в психическом развитии быть не может, и Нина Ивановна решила продолжить обследование. Повезла дочь в специализирующийся на детских патологиях развития институт имени Турнера в Санкт-Петербурге.
-- Тамошние доктора, -- рассказывает женщина, -- вселили в меня надежду. «Перестаньте относиться к своей девочке, как к тяжело больной, -- отругали они меня. -- Психическое развитие у нее нормальное».
Нина Ивановна начала учить Лену чтению, и уже к пяти годам девочка не только знала алфавит, но и правильно складывала из букв слова.
-- С огромным трудом я добилась, чтобы Лену приняли в начальную школу, -- вспоминает женщина. -- Учителя давали ей задания, и я с мамой, тоже учителем, занималась с дочкой дома. Экзаменовку по программе начальной школы Лена прошла, но в медицинской карточке дочери по-прежнему стояла запись: «Обучению не подлежит». Поэтому курс средней школы мы прошли самостоятельно. Лена -- выраженный гуманитарий, тем не менее учила даже химию, хоть я и отговаривала ее: зачем, мол, забивать этим голову
Ежедневные занятия Лены начинались со своеобразных уроков физкультуры. Отец девочки соорудил на кровати приспособления, при помощи которых она могла бы тренировать мышцы и развивать координацию движений.
Заметив, что ноги потихоньку начинают «слушаться» дочку, Нина Ивановна попробовала закрепить у нее между пальцами карандаш -- и Леночка стала ногами рисовать! А вскоре научилась даже использовать кисточку и краски.
-- Однако это занятие ей быстро надоедало, -- говорит Нина Ивановна. -- Другое дело -- чтение. Любимыми книгами Лены стали «Повесть о настоящем человеке» и «Два капитана». Потом вслед за старшим братом она увлеклась немецким языком, и я с ног сбивалась, добывая словари и художественную литературу на немецком для перевода.
Но целыми днями читать, смотреть телевизор или решать кроссворды Лена себе не позволяла, считая это бездельем. Поэтому просила мать и бабушку: «Ну дайте же мне хоть какую-то работу!» И Нина Ивановна, любившая вышивать, отважилась дать дочке пяльцы и иглу. С пяльцами у Лены не сложилось. Но когда отец изготовил специальный валик, на который натягивали ткань, дело хоть медленно, но пошло!
Вышивать пальцами ног -- да мыслимо ли такое?! Но Лена была упорна, и ее работы с каждым днем становились все аккуратнее. Девочка начала щедро раздаривать их родственникам и знакомым.
-- Однажды я пригласила в наш дом народную мастерицу Ларису Кравченко, с которой мы познакомились в женском клубе «Светлица» при областной библиотеке им. Крупской, -- продолжает Нина Ивановна. -- Эта встреча просто окрылила дочку. Лариса взялась представлять ее работы на выставках-ярмарках этнического творчества в Киеве, и перед Леной открылись перспективы.
Нина Ивановна показывает мне многочисленные грамоты, которыми отметили творчество ее дочери. А первая выручка от проданных работ -- 120 гривен -- положила начало собиранию денег на заветный компьютер.
-- В 22 года Лена пришла к выводу, что ей будет легче и удобнее печатать на машинке, чем писать ручкой или карандашом. И она начала осваивать печатную машинку. Пока научилась печатать большим пальцем правой ноги, левой ее поддерживая, на ударном пальчике даже мозоль образовался, -- вздыхает Нина Ивановна.
Печатала Лена сначала медленно -- по одной-две страничке в день. Но это не помешало ей, что называется, с места в карьер приняться за литературное творчество. Первое произведение -- фантастическую повесть «К звездам» -- Лена написала, по сути, в процессе обучения печатанию. Одну главу повести даже напечатали в местной газете.
-- Это, в основном, фантазии, -- говорит Лена о своем литературном первенце. -- Пусть мир для меня пока ограничен стенами квартиры, но я читаю книги, у меня есть любимые артисты, кинофильмы. Правда, сценарии мне не всегда нравятся: на мой взгляд, герои часто ведут себя неправдоподобно.
Вот и Лорена из сериала «Просто Мария» Лене не понравилась. Требовательная зрительница решила, что в реальной жизни просто невозможна такая жестокость. «Должен же такой человек хоть немного осознавать цену своих поступков! И зачем автор сценария обрек ее на смерть? Разве недостаточно было бы раскаяния?» -- рассудила Лена и взялась переписывать сценарий.
В ее 300-страничном (!) римейке «Просто Марии» Виктор более настойчив, каким, по мнению Лены, и должен быть мужчина. А иначе, считает она, одни проблемы и страдания. Да и образы всех остальных героев сериала по сценарию Лены Лобановой стали как-то ярче, их диалоги -- динамичнее. Кстати, Лорена в «ее» версии красть ребенка передумала. И хотя с Марией общего языка она так и не нашла, но свои неблаговидные поступки все же осознала. А главное -- у Лены никто не погиб!
Роман Дюма «Графиня де Монсоро» Лене тоже показался не совсем удачным. И девушка решила написать свой вариант -- «Графиня де Лонсоро». Поскольку произведение еще «не готово», Лена не рассказала мне, как именно она переиначивает сюжет книги и какими будут ее герои. А Нина Ивановна уже снова сбивается с ног, подыскивая литературу с описаниями средневековых замков Франции: Лене хочется насколько возможно точно отразить дух того времени.
Литературная работа у Лены теперь продвигается быстрее, поскольку месяц назад директор Донецкого государственного института искусственного интеллекта Анатолий Шевченко подарил ей компьютер, на котором девушка может печатать до четырех-пяти страниц в день. Клавиатура мягкая, и ошибки исправлять легко. Да и текст, выведенный на бумаге с помощью подаренного этим же институтом принтера, выглядит куда отчетливее отпечатанного на машинке.
-- Когда Лариса Кравченко и журналисты местных изданий, вернувшись с последней выставки в Киеве, где были представлены работы Лены, сказали, что ее ожидает такой подарок, я не поверила, -- делится Нина Ивановна. -- И вдруг у нас в квартире появляется сам Анатолий Иванович -- ректор Донецкого института искусственного интеллекта. Пришел с подарком -- компьютером, а поговорив с Леной, пообещал зачислить дочку в одно из подразделений созданного при институте научно-учебного комплекса «Интеллект».
Радоваться бы Нине Ивановне, а она переживает:
-- У Лены же нет аттестата о среднем образовании. Да и как она будет учиться на стационаре, если даже не может долго сидеть? Компьютер для нее, конечно, большая радость: почти целый день за ним проводит -- работает и отдыхает: печатает тексты и играет в игры, которые ей записали сотрудники института. Теперь Лена на компьютере даже письма пишет: после публикации главы повести в газете у нее появилась подруга -- девушка из Мариуполя, тоже инвалид.
Но дом домом, а в учебном заведении как же? В самом институте в отношении Лены Лобановой настроены более оптимистично.
-- Наверняка Леночке нужен руководитель: а вдруг у нее настоящий литературный талант, и она начнет писать произведения, которые будут публиковаться, а главное -- прочитываться? -- говорит ректор Донецкого государственного института искусственного интеллекта Анатолий Шевченко. -- Специальная комиссия проверит уровень знаний девушки и, если нужно, этот уровень будет повышен. Мы ведь понимаем, что Лена не имела возможности посещать обычную школу. А учиться она, я думаю, будет на гуманитарном отделении в нашем лицее «Интеллект». У нас вообще выбор очень богатый: в научно-учебный комплекс «Интеллект» входят четыре общеобразовательных школы (в Донецке, Артемовске и Шахтерске), ПТУ и два лицея.
А переживать, как Лена приспособится к стационарной учебе, не стоит. Разумеется, задания будут даваться девушке на дом, и раз в месяц преподаватели будут приходить и принимать у нее домашние работы. Уже сейчас у Лены есть кураторы, которые помогают ей дальше осваивать компьютер.
Надеемся, и друзей у Лены прибавится. Кстати, с первого сентября в различные подразделения нашего научно-учебного комплекса впервые будут зачислены 15 инвалидов, трое из которых передвигаются в колясках. Они изъявили желание обучаться, подали документы, будут сдавать вступительные экзамены, а мы подберем удобную для них форму обучения. Не исключено, что для таких абитуриентов разработают специальные учебные программы, в том числе, возможно, и компьютерные: наш институт занимается такими разработками. Так что скоро Лена Лобанова начнет по-настоящему полноценную жизнь. Она этого заслуживает.