Происшествия

Пятые сутки экс-канцлер германии гельмут коль оплакивает в темноте покончившую с собой супругу и не желает видеть даже сыновей

0:00 — 10 июля 2001 eye 1113

Ей многие завидовали. Еще бы! У Ханнелоре Коль была жизнь, о которой большинство может только мечтать. Супруга человека, 25 лет возглавлявшего одну из сильнейших партий Германии. В течение 16 лет -- первая леди развитого европейского государства. Все это означает известность, пышные приемы, лимузины и личные самолеты, красные ковры, путешествия, встречи с сильными мира сего… Сама Ханнелоре считала свою жизнь счастливой, но трудной. Она не раз говорила, что у нее сильное сердце, получившее закалку еще в детстве.

Расположения Ханнелоре Гельмут Коль добивался в течение 12 лет

7 марта 1933 года в семье берлинского инженера Вильгельма Реннера родилась дочь. Ирен Реннер назвала девочку Ханнелоре. В этот год в Германии к власти пришли нацисты. Реннеры переехали в Лейпциг, подальше от столицы и политических интриг. В этом красивом немецком городе и прошло детство Ханнелоре, омраченное Второй мировой войной. Ее отца в армию не призывали -- хороший инженер был нужнее в тылу. Вильгельм Реннер сконструировал противотанковую ракетную установку.

Когда Лейпциг оказался в зоне, контролируемой Красной Армией, Реннеры переселились на запад и обосновались в городе Людвигсхафен. Ханнелоре хорошо училась, особенно ей удавались иностранные языки. Как-то в 1948 году на школьном вечере на 15-летнюю миниатюрную блондинку обратил внимание 18-летний старшеклассник Гельмут Коль. Он был гораздо выше фройляйн Реннер. Парень попытался завоевать ее расположение грубоватыми шутками, но произвел на девушку негативное впечатление. Однако Коль отличался завидным упорством. Узнав, что Ханнелоре посещает уроки танцев, он тоже записался на них. Такая тактика принесла первые положительные результаты. Ханнелоре даже согласилась на парочку свиданий…

Но проблемы оставались: она была протестанткой, он -- католиком. К тому же девушка поехала учиться в Париж. Коль забрасывал ее любовными письмами. Французские подруги завидовали очаровательной немке. Получив диплом переводчика с французского и английского языков, фройляйн Реннер вернулась домой. В ее багаже находилось более 2000 посланий от верного Гельмута. На немой вопрос, сквозивший в его взгляде, Ханнелоре ответила согласием. Они поженились в 1960 году. Коль уже твердо решил посвятить себя большой политике. Он быстро продвигался по партийной лестнице в Христианско-демократическом союзе. А его супруга совмещала работу переводчика с домашними делами. В 1963 году у Колей родился сын Вальтер. Еще через два года появился на свет Петер.

Жена Коля напечатала на своей машинке первый план воссоединения Германии

В 1973 году Гельмут возглавил правительство земли Рейнланд-Пфальц и преподнес жене подарок -- поездку в Лейпциг. Ханнелоре назвала ее путешествием в прошлое. Она встретилась с городом, где прошло ее детство. Уже тогда супруги всерьез задумались о том, что нужно сделать для объединения двух Германий. В 1989 году фрау Коль вспомнила эту поездку и сказала мужу: «Я ошиблась тогда -- это было путешествие в будущее!»

Действительно, за минувшие 16 лет многое изменилось. Выросли сыновья и уехали из родительского дома. Ханнелоре гордилась их успехами, считала своим главным богатством. Гельмут с каждым годом продвигался к вершине власти и… толстел. Он ничего не мог с собой поделать: любил вкусно поесть, выпить пива. Особенно ему нравился зельц, настоящий, какой умеют готовить только рейнландские хозяйки. И Ханнелоре всерьез занялась изучением кулинарных хитростей. Позже она написала и издала несколько книг собственных рецептов, которые очень популярны в Германии. Подписывая их своим друзьям и знакомым, фрау Коль шутила: «Благодарите не меня, а Гельмута!»

В 1982 году Коль победил на выборах и стал канцлером Германии. Государственные дела заставляли его жить большей частью в Бонне, а Ханнелоре нравился их дом в Людвигсхафене. Но она не жаловалась, хотя в тогдашней столице Западной Германии ее многие недолюбливали. Первую леди боннские остряки стали называть Барби из Рейнланда. Действительно, внешне чем-то Ханнелоре походила на модную американскую куклу: яркая блондинка, волосы всегда пышно уложены и изрядно покрыты лаком, блузки и платья с высокими воротничками. Но на этом сходство заканчивалось. Фрау Коль активно занялась благотворительной деятельностью. Она начала сбор денег на строительство специальной клиники для пострадавших в автомобильных авариях. Свои кровные люди присылали со всей Германии. Получилась значительная сумма -- более 35 миллионов марок!

Самыми счастливыми для нее были дни, проводимые каждый год вместе с Гельмутом на австрийском озере Вольфганг-Зе. Там они учили Вальтера и Петера плавать, нежились всей семьей под лучами ласкового солнца, совершали долгие прогулки на лодке. Ханнелоре никогда не тянуло на дорогие заморские курорты, хотя возможностей у них с мужем было предостаточно.

С приходом к власти в СССР Михаила Горбачева у Колей окрепла надежда на объединение двух Германий. Надежда переросла в уверенность после личной встречи с советским руководителем. Горбачевы и Коли стали хорошими друзьями. Когда Михаил Сергеевич подтвердил свое согласие на воссоединение немецкого народа, Гельмут и Ханнелоре всю ночь просидели за составлением плана. Первая леди Германии собственноручно напечатала его на своей машинке.

В 1991 году младший сын Петер, находясь по делам в Италии, попал в аварию. Он долго лежал в больнице. Фрау Коль вздохнула с облегчением, когда Петер наконец-то выписался. Тогда она еще не знала, какая беда ждет ее впереди…

В 1994 году женщина впервые почувствовала сильную боль в жаркий солнечный день. Было ощущение, что у нее ожог! Врачи установили, что Ханнелоре заболела редкой формой аллергии. Выяснили и причину. Незадолго до болезни первой леди Германии сделали несколько уколов пеницилина. То ли превысили дозу, то ли ее организм не принял антибиотик. Как бороться с заболеванием, медики не знали. Их рекомендации были просты -- оберегать кожу от воздействия солнечных лучей! Это означало жизнь в постоянной темноте! Не каждый человек найдет в себе силы выдержать такое.

Из-за аллергии фрау Коль должна была постоянно жить в темноте

Ханнелоре уехала в Людвигсхафен. В немецких газетах даже появились предположения, что канцлер поссорился с женой (о болезни предпочли не распространяться). Ей было очень тяжело. На улицу она могла выходить только с наступлением темноты. Приходилось принимать много лекарств, в том числе и антидепрессантов. Гельмут не мог быть рядом. У сыновей своя жизнь. Вальтер жил и работал во Франкфурте. Женился на банкирше, сам стал брокером. Петер закончил Технологический институт в Бостоне и обосновался в Лондоне. Никто не видел слез первой леди. Даже мужу она старалась не показывать свои страдания. Наоборот, оставшимися силами поддерживала канцлера во всех его начинаниях.

Втайне она надеялась, что Гельмут не станет выдвигать свою кандидатуру на выборах в 1998 году. Но Коль решил попробовать сделать это еще раз. И тогда Ханнелоре, превозмогая боль, активно включилась в предвыборную кампанию мужа. Она ездила с ним по стране, выступала перед избирателями. «Я свой выбор сделала в 1960-м! И не жалею. Если вы выберете Коля, то это надолго!» -- говорила она с трибуны. Но немцы избрали Герхарда Шредера.

Ханнелоре скорее радовалась поражению мужа. Она мечтала, что Гельмут наконец-то будет рядом с ней, и они заживут нормальной жизнью пенсионеров. Но снова ее надежды рухнули. Коля обвинили в нарушении законов, регламентирующих финансирование партий в Германии. Экс-канцлер был вынужден признать, что у ХДС были тайные фонды, и он знал об их существовании. «Войну пережили, переживем и это… » -- сразу сказала Ханнелоре. И громко заявила журналистам: «Я поддерживаю своего мужа!»

Но сил у нее оставалось только на эту поддержку. В последний раз их видели на публике вместе в апреле. Незадолго до этого фрау Коль дала интервью газете «Вельт ам зоннтаг». «Я не знаю, что мне делать с моей аллергией. И врачи тоже не знают… » -- призналась она в бессилии.

А потом они праздновали 41-ю годовщину своей свадьбы. Гельмут пригласил жену в их любимый ресторанчик в Людвигсхафене под названием «Дайдесхаймер хоф». Коль с немногочисленными гостями приехал в 20. 00. Для Ханнелоре было еще слишком светло. Она появилась через два часа. Владелец заведения Манфред Шварц вспоминает, что фрау Коль выглядела в тот вечер очень хорошо. Главным блюдом было филе судака с картофелем и всевозможной зеленью. Пили безалкогольное пиво. На десерт он подал большие порции мороженого…

Семь лет постоянных болей -- это слишком много. Она решилась на самоубийство только тогда, когда узнала, что Гельмут вне опасности. 4 июля экс-канцлер Коль выиграл дело в суде и может уже не бояться за свою репутацию. Поздравив супруга по телефону, Ханнелоре приняла смертельную дозу снотворного. Она сделала это не из-за слабости, а от бессилия. От бессилия сильной женщины. Она больше не хотела мучить любимых ею людей. Об этом фрау Коль написала в своих предсмертных записках. Их полные тексты слишком личного содержания. Ни Гельмут, ни Вальтер и Петер, ни друзья Ханнелоре не стали предавать письма огласке. Они имеют на это право.