Огромные суммы денег махинаторы возили в хозяйственных сумках в общественном транспорте
Луганский областной суд наконец-то поставил точку в одном из самых резонансных в Украине уголовных дел в финансово-банковской сфере. Следствие по нему велось сотрудниками местного управления СБУ около четырех лет. О размахе деятельности преступников говорит тот факт, что в их аферы было вовлечено около семисот организаций, среди которых десятки бюджетных.
-- Отцом-основателем всей этой аферы стал некий Семен Альтман (имя и фамилия изменены. -- Авт. ), -- рассказывает сотрудник УСБУ в Луганской области Юлия Еременко. -- В свое время он выехал в Израиль, не закончив институт. Помытарившись на чужбине, недоучившийся врач-логопед решил вернуться в Украину. Теперь он приехал в Луганск уже как гражданин Израиля. К тому времени очень многие украинские предприниматели и хозяйственники искали способ обналичить средства своих предприятий, которые потом использовали в личных целях. Вот и решил Альтман им помочь.
Для начала он пригласил на роль зиц-председателя некоего Куркова, у которого не было жилья, зато был паспорт. «Фирма» была открыта на имя Куркова, а его личная подпись впоследствии подделывалась под всеми документами.
-- Клиентов Альтману подыскивали работники коммерческих банков, -- продолжает Юлия Еременко. -- «Процесс» пошел успешно, и вскоре на «фирму Куркова» трудилось около пяти десятков фирм: собирали информацию, оговаривали с Альтманом и его помощниками суммы и курс конвертации. После этого будущие клиенты на счет фирмы перечисляли средства, якобы для осуществления контрактов. Далее через прибалтийские банки деньги поступали на валютный счет Альтмана как иностранного гражданина. Его преимущество перед нашими соотечественниками заключалось в том, что, в отличие от граждан Украины, Альтман мог не декларировать свои валютные поступления. Так он каждый день получал в банке по нескольку сотен тысяч долларов, с каждой сотни тысяч одна доставалась ему «за труды».
Другая схема была еще проще: клиенты перечисляли на «фирму Куркова» средства за свою же продукцию, но по завышенным ценам, а сами под этим прикрытием реализовывали контрабандный или краденый товар. Так, клиентом Альтмана стала кладовщица одной из шахт города Стаханов, которая в течение долгого времени не выдавала шахтерам мыло, а накопив излишки, это же мыло якобы закупила для своей шахты у «фирмы Куркова».
По словам Юлии Еременко, в 1994 году сотрудники Луганского управления СБУ, анализируя финансовые потоки в банках области, пришли к выводу: в регионе действует какая-та группа, специализирующаяся на переводе значительных сумм в теневой оборот.
-- В то время правоохранительные органы еще не имели дела с подобными преступлениями, -- рассказывает начальник подразделения УСБУ в Луганской области Игорь Хорунжий. -- Нам пришлось столкнуться и с противодействием со стороны сотрудников банковских учреждений, вовлеченных в махинации. Нацбанк по материалам УСБУ провел проверку банка, который использовался аферистами. В результате к этому банку были применены штрафные санкции в сумме 2,5 миллионов долларов. Однако сами «конвертаторы» оставались безнаказанными -- не было соответствующего закона. И лишь в 1996 году, когда Уголовный кодекс Украины пополнился рядом статей, началась активная борьба с теневиками.
Аферистов арестовали в тот момент, когда они получили в банке наличность для выдачи клиентам. У Альтмана было разложено по карманам около 17 тысяч долларов, у его напарников в карманах и на счетах оказалась 101 тысяча. Еще 215 тысяч гривен находились на банковском счете, готовые к конвертации. Но все это было мелочью по сравнению с тем, какие суммы уже прошли на тот момент через их руки: по сведениям оперативников, около семи миллионов долларов! При этом сам Альтман и его двое напарников формально считались безработными.
Они возили такие крупные суммы денег в простых дипломатах и даже хозяйственных сумках в обычном городском транспорте. Поразителен и тот факт, что аферистов не подмяла под себя ни одна преступная группировка. Правда, ходили слухи, что Альтмана на аферу «благословил» самый крупный в начале 90-х луганский «авторитет» по кличке Доброслав.
-- Возбуждено еще 45 уголовных дел в отношении многочисленных клиентов Альтмана, -- говорит Игорь Хорунжий. -- В качестве заказчиков наличных денег известны 688 предприятий Луганской области и других регионов Украины, среди которых 37 бюджетных.
В отношении многих заказчиков прекращены уголовные дела: их действия квалифицировались как незаконные валютные операции, статья о которых в прошлом году отменена. Нотариус, составлявший документы на фиктивные фирмы, а также банкиры, способствовавшие Альтману, также отделались легким испугом. Альтмана и его помощников суд приговорил к трем годам лишения свободы. Но поскольку к моменту вынесения приговора они уже отсидели этот срок в следственном изоляторе, то сразу же после суда были освобождены из-под стражи. В пользу предприятий и банков, которым был нанесен ущерб, с мошенников было взыскано почти 180 тысяч гривен, а также 40 тысяч долларов. А средства со счетов Альтмана конфискованы в пользу государства.