Город Кия, из которого выросла современная столица Украины, был совсем небольшим. Вал, его окружавший, обнаружили в канун празднования полуторатысячелетия Киева, когда приводилась в порядок территория на Старокиевской горе, где располагался главный храм Киевской Руси -- церковь Успения Богородицы (Десятинная).
Сейчас, когда Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ о возрождении Десятинной церкви, разгорелись споры: надо ли это делать вообще, а если делать, то в каком виде -- в виде храма или в виде часовни? На протяжении своей более чем тысячелетней истории этот храм возрождался дважды -- сначала Петром Могилой, а затем архитектором Стасовым. И оба раза вопрос «надо или не надо?» не ставился.
Своим мнением по поводу восстановления исторической части Киева с читателями «ФАКТОВ» поделился академик Национальной Академии наук, член Президиума НАН Украины, директор Института металлофизики НАН Украины Владимир Владимирович НЕМОШКАЛЕНКО.
Десятинная церковь была главным храмом Киевской Руси, символом нашей тысячелетней истории. От нее пошли все каменные строения на Руси. Церковь действительно была сильно разрушена монголами, но сегодня мы достаточно много знаем о ней. Во-первых, кое-что сохранилось в камне.
Как писал известный археолог, академик Национальной Академии наук Украины Петр Толочко, «последующие раскопки Лохвицкого (1824 г. ), Милеева (1908--1914 гг. ), Каргера (1936--1939 гг. ) помогли воссоздать архитектурный облик и богатое внутреннее убранство храма. Во время разборки завалов найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения стен, глазурованной плитки пола, шиферные и мраморные детали -- карнизы, капители, колонны »
В летописях тоже кое-что сказано об убранстве храма. Кроме того, имеются рисунки А. ван Вестерфельда 1651 года, на которых запечатлены руины храма. А самое главное -- есть много хорошо сохранившихся других храмов той поры или очень близких к нему по времени -- это и София Киевская, Борисоглебский и Успенский соборы в Чернигове, и церковь Спаса на Берестове в Киеве. Все они в той или иной степени заимствовали элементы первого каменного храма Руси.
Это позволяет с большой степенью вероятности реконструировать Десятинную церковь, как она выглядела в X веке. Что и сделал Ю. Асеев. Конечно, это будет не стопроцентная по достоверности реконструкция, но очень близкая к ней. А для нас -- потомков древних киевлян -- самым важным является возрождение старинного духа города, олицетворением которого является Десятинная церковь.
Впервые провел раскопки храма и нашел захоронение Владимира Святославича Петр Могила. Часть мощей он передал в Москву. Было бы хорошо найти их и построить раку для хранения -- дань любви и уважения к человеку, коренным образом изменившему мировоззрение своего народа и сделавшему со своим сыном Ярославом Киевскую Русь великим европейским государством того времени.
Конечно, Владимиру хотелось, чтобы его держава имела достойную столицу, главный (метрополичий) храм. Ансамбль дворцов и главную площадь он украсил трофеями своих побед, среди которых упоминается конная квадрига, привезенная из Херсонеса. Почему-то ее в нескольких публикациях по поводу восстановления Десятинной церкви, а также Руслан Кухаренко, начальник столичного управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды, упорно называют мраморной. В летописи же сказано: «После этого взял Владимир и двоих медных идолов и четырех медных коней, которые и до сих пор стоят в Киеве за Десятинной церковью и о которых несведущие люди думают, что они сделаны из мрамора».
А значит, квадригу изготовили из бронзы. Она, видимо, была греческого происхождения -- именно греки всю монументальную скульптуру делали из бронзы. Римские же скульпторы работали с мрамором. В мраморе они делали и копии работ греческих мастеров.
Из-за того, что греки работали в бронзе, их творения сохранились только в римских копиях -- бронзовые произведения переплавляли на другие изделия, а в средние века -- на пушки. Изображение квадриги и надо поискать среди римских копий.
К реконструкции собора -- а именно это слово надо употреблять, так как оно наиболее точно отображает ситуацию и, кстати, принято во всем мире, -- подходить надо осторожно. Известен ряд удачных реконструкций храмов или их элементов в Украине и в России. Принять окончательную концепцию реконструкции должны специалисты -- историки и археологи.
Учитывая историческое значение Десятинной как главной церкви Киевской Руси во времена Владимира Святославича, к реконструкции надо подойти очень осторожно. Тем более, что за прошедшие годы этот район густо застроен домами и рядом находится Андреевская церковь. Правда, оба храма станут располагаться на разных уровнях и, конечно, доминировать здесь будет Десятинная церковь.
Поэтому надо сделать точный план града Владимира и оконтурить его геральдическими львами с его гербом. Нуждаются в реконструкции и главные ворота города -- Софийские (или Батыевы), тем более, что их вид нам хорошо известен по реконструкции Асеева. Они сооружены в конце X века. Их фундаменты обозначены красным кварцитом на углу Большой Житомирской и Владимирской улиц.
Храм надо восстанавливать полностью, а не строить нечто обозначающее место, где он был. Это -- святыня нашей земли и она должна быть возрождена. Реконструкцию следует разбить на два этапа. На первом реконструировать сам храм, а на втором -- воссоздать всю окружающую его площадь. Потребуется решить судьбу дома по улице Владимирской, примыкающего к Десятинной церкви, и Исторического музея.
Попутно надо рассмотреть и возможность реконструкции княжеского дворца, «вытянутого» вдоль улицы Владимирской. Известно, что он был двухэтажным, с башнями. Софийские ворота, дворец и Десятинная церковь образовывали единый ансамбль на том месте, «откуда есть пошла русская земля». Это очень важно для нашего национального самосознания, а Киев стал бы еще более привлекательным для туристов городом.
Указ Президента нуждается во взвешенной научной реализации, а наш мэр Александр Омельченко -- тот человек, которому это тоже все дорого и он сможет все воплотить в жизнь.
И последнее: где взять средства на воссоздание храма? Если объявить всенародную подписку и каждый гражданин Украины даст по одной гривне -- этих денег вполне хватит для возрождения святыни нашего народа.