Происшествия

Из крышек и старых бритвенных станков житель стаханова создает… Автомобили будущего

0:00 — 11 июля 2001 eye 335

В другой стране Алексей Ведин мог бы сделать карьеру автомобильного дизайнера или художника-авангардиста. В СССР он считался тунеядцем, сегодня -- безработный

Из старого полиэтиленового пакета Алексей вываливает на стол кучу каких-то крышек, пробок, обломков пластмассовых бритвенных станков, железок, стекляшек. За минуту весь этот хлам он превратил в макет автомобиля весьма оригинальной стремительной формы. Так же быстро все разобрал и собрал уже совсем иную конструкцию. Это напоминало детскую игру в кубики.

-- Мусородизайн! Нет, мусорокузовофутуродизайн, -- уточнил Алексей. -- В этом я, правда, не пионер. Мусородизайн на Западе существует давно и занял свое место в современном искусстве. Но в кузовном дизайне я, пожалуй, первопроходец. К сожалению, у нас это никого не интересует.

В свое время Алексей Ведин даже написал письмо «американским друзьям», надеясь их заинтересовать своими работами, правда, так и не отправил его по назначению. Не знал куда, да и некогда было. Так и лежат два листика из школьной тетрадки в потрепанной папке вместе с эскизами автомобильных кузовов.

Алексею Ведину уже за пятьдесят, но семьи он так и не создал. Всю жизнь забрал кузовофутуродизайн, или, как Алексей сам называет свое занятие, «ЦЕРЕТТО», с двумя «т» -- для удобства произношения на итальянский манер. Мастер расшифровывает это сокращение как «Цепная Реакция Творчества».

По словам Алексея, его увлечение началось с интереса к западной цивилизации, музыке, живописи, литературе. В начале 1970-х годов, бывая в Москве и Ленинграде, он у подъездов посольств и гостиниц видел иностранные автомобили, которые поражали воображение формами, отделкой, цветом. Добывал, где придется, иностранные журналы и восхищался кузовными фантазиями дизайнеров. В 25 лет Алексей впервые в жизни попробовал сам набросать эскизы автомобильных кузовов.

Однако в советские времена несмелые попытки Алексея Ведина пробиться куда-то со своими проектами так и не увенчались успехом. Да и, собственно, занятие, ради которого он бросил и работу, и институт, квалифицировалось советским законодательством как тунеядство. Спасал и поддерживал его только отец -- известный в свое время в Стаханове парикмахер, стричься и бриться к которому ходили «большие люди».

На каком-то этапе творчества Алексея перестали удовлетворять только эскизы автомобильных кузовов. Рисунки отнимали много времени и не давали объема. Вот здесь и пришел на помощь мастеру мусородизайн. Абсолютно бесплатного материала оказалось предостаточно на городских свалках. Пробки, крышки, старые бытовые приборы, всякий домашний хлам превращался в руках мастера в удивительные кузовные фантазии.

Необычные проекты, которых накопилось несколько тысяч, оказались никому не нужными и в наши дни. Одинокий дизайнер из провинции перебивается с хлеба на воду, изредка подрабатывая ремонтом часов.

Двор дома, где живет Алексей, подобен мусорной свалке, по которой бродят в философской задумчивости упитанный кот и худющий пес -- все семейство мастера. Тесные каморки и чердак жилища тоже завалены хламом. В своих мечтах Алексей Ведин видит огромный и светлый ангар тысячи на полторы квадратных метров: «В нем бы я уж по-настоящему развернулся!.. »