Происшествия

Корифей отечественной хирургии академик александр шалимов: «ни разу в жизни я не лежал в гамаке. Однажды попробовал -- неинтересно, куда приятней траву косить»

0:00 — 14 июля 2001 eye 965

На золотые руки академика Национальной академии наук Украины, Академии медицинских наук Украины, Нью-Йоркской и Германской академий наук Александра Шалимова люди молятся по сей день: 83-летний хирург систематически бывает в своей клинике, продолжает оперировать. О шалимовском трудолюбии ходят легенды: после тяжелой операции он мог подремать в кресле минут пятнадцать-двадцать и опять брал в руки скальпель. Даже на своей даче Александр Алексеевич не позволяет себе расслабляться.

«Человек обязательно должен бывать на свежем воздухе и уметь переносить стрессы»

-- Александр Алексеевич ни одной строчки в своей жизни не прочитал лежа, -- рассказывает жена прославленного хирурга Сусанна Николаевна. -- На даче принимал истинно шалимовскую позу -- подперев правую щеку рукой -- и читает. Сейчас, правда, ему не до чтения, -- мы обживаем новую дачу.

… Обстоятельства вынудили Шалимовых сменить самый обычный -- в шесть соток -- участок на Русановских садах. Увы, прекрасный вид на озеро с веранды их домика заслонил своим гаражом сосед. При этом он выкорчевал виноград, якобы мешающий ему построить сауну.

Теперь у Шалимовых новый дом с прекрасным садом. У самой веранды растет симпатичная старая груша, густо увешанная зелеными плодами. В глубине сада пристроился великолепный канадский клен. Удивил он Шалимовых ранней весной, когда раньше всех остальных деревьев покрылся лиловыми цветами. Тропинки сада обсажены темно-зелеными кустами самшита. Во дворе красная роза на фоне зеленого ковра травы выглядит настоящей королевой.

… Мы стали свидетелями того, как разволновалась Сусанна Николаевна, когда знаменитый хирург взял в руки косу.

-- Осторожней около цветов, -- умоляла она мужа, припоминая ему весенние «грешки», когда от косы пострадали клематисы. Но Шалимову с косой не хотелось расставаться, и он минут десять мастерски орудовал этим непростым инструментом.

-- С малых лет я умею косить, ведь вырос в крестьянской семье, -- говорит Александр Алексеевич. -- Мне нравится, когда в руках звенит коса, а точнее -- она поет. Ни разу в жизни я не лежал в гамаке. Однажды попробовал -- неинтересно, куда приятнее траву косить.

Два года назад жизнь академика Шалимова висела буквально на волоске: в родной клинике ему сделали три операции подряд. Сегодня Александр Алексеевич тщательно следит за своим здоровьем и с удовольствием делится секретами долголетия.

-- Первым делом надо уметь переносить стрессы, -- говорит он. -- Человек обязательно должен бывать на свежем воздухе, чтобы клетки питались положительно заряженным кислородом.

Академик Шалимов солидарен с американскими медиками, которые рекомендуют на праздники или в кругу друзей выпить бокал вина. «Но ни в коем случае не больше, чтобы не повредить генную систему», -- советует он. И самый главный рецепт от Шалимова: жить в радости, заниматься тем, что дает положительные эмоции.

«Цветную капусту мы едим даже в сыром виде»

Знаменитый хирург обожает наблюдать за своим огородом. Он небольшой: всего с десяток квадратных метров, но зато тут подрастают все необходимые к столу овощи и зелень.

-- Особенно нравятся Александру Алексеевичу блюда из баклажанов, -- говорит Сусанна Николаевна. -- Я с удовольствием готовлю для него такое рагу. Баклажаны нарезаю мелкими кубиками, затем заливаю кипятком, чтобы ушла горечь. Очень мелко нарезаю лук, чуть-чуть морковки. Все жарю отдельно на подсолнечном масле, затем перемешиваю. Перед тем как подать к столу, поливаю сметаной. По вкусу это простое блюдо напоминает белые грибы.

А еще мы очень любим цветную капусту. Например, очень вкусный и полезный салат получается из мелко нарезанной цветной капусты, в которую добавлены толченые орешки и немного майонеза. Обожаем и огурчики -- они ведь соли выводят.

Однажды к нам в гости напросился Михаил Поплавский в надежде отведать какое-нибудь блюдо из рук Шалимова, -- рассказывает Сусанна Николаевна. -- Я, признаться, немножко смутилась: ведь Александр Алексеевич только яичницу умеет приготовить. Сказала об этом Поплавскому, а он в ответ: «Да ведь это уже немало!»

Яиц для этого самого простого в мире блюда Шалимовы не покупают, поскольку завели своих кур. А заливистое пение шалимовского петуха веселит всю округу.

-- Цыплята обязательно должны быть в каждом дворе, -- убежден Александр Алексеевич. -- С удовольствием за ними наблюдаю. Вроде все от одной курицы, но какие разные!

-- Мы никогда не имели возможности держать собаку, -- добавила супруга хирурга. -- Постоянно в командировках, на симпозиумах различных. Собаке постоянно нужен хозяин, а вот с курами легче. Если же уезжаем куда-то, на выручку приходят соседи.

«Чтобы сохранить память, надо учить стихи»

Хирурги в больницах всегда строги, даже суровы. Александр Шалимов -- не исключение. Но на даче выясняется, что ничто человеческое ему не чуждо. Например, он знает наизусть триста стихотворений, входящих в сокровищницу мировой классики, и стихи малоизвестных поэтов. Читает он трогательно, проникновенно. Обожает стихи о женщинах, вине. А еще, оказывается, у хирурга Шалимова редкий талант: переписывать стихи классиков, как бы осовременивая их. Не побоялся он взяться за Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма.

Не будь он таким смелым, и английский язык не стал бы изучать, разменяв девятый десяток лет. Причем Александр Алексеевич старательно занимался английским… лежа в послеоперационной палате. Многие снисходительно улыбались: мол, зачем в такие-то годы? Но прошло всего пару лет, и академик достиг цели. Сегодня он хотя полностью не владеет английским, но прекрасно понимает суть англоязычных публикаций и радуется этому, как ребенок: такой поток современной научной информации!

Когда наша беседа близилась к концу, Александр Алексеевич читал своего любимого Омара Хайяма. А затем, прищурив глаза, пояснил:

-- Не думайте, что я учу стихи только для души. Это прекрасный способ сохранить память. Кстати, и изучение иностранного языка -- тоже…