Світ

В Таджикистане репрессии против бородатых мусульман: сегодня за бороду в участок потянули даже журналиста

20:59 — 11 січня 2011 eye 1577

Как сообщили «Фергане» в душанбинской газете «Азия Плюс», сегодня утром корреспондент этого издания Шухрат Шодиев был задержан сотрудниками милиции в то время, когда ожидал общественный транспорт на остановке. Журналист смог дозвониться до редакции и сообщить о своем задержании, после чего связь с ним была прервана.

По словам сотрудников редакции, Шухрат сообщил, что он задержан из-за того, что имел бороду, и вместе с ним задержаны еще несколько бородатых мужчин. «Он также сообщил, что, скорее всего, милиция проводила рейд по задержанию бородатых мужчин. Мы отправили в отдел милиции района Сино города Душанбе адвоката издания, чтобы разобраться в истории с нашим корреспондентом», — сообщили «Фергане» в редакции газеты «Азия плюс».

Как мы уже сообщали, в Таджикистане уже в течение нескольких месяцев фиксируются многочисленные случаи задержания бородатых мужчин. На одной из пресс-конференций, отвечая на вопрос о причинах такого явления бородатых мужчин, глава МВД Таджикистана Абдурахим Каххоров просто ответил, что «они не преследуются».

Однако, по словам главного милиционера Таджикистана, «очень часто не представляется возможным идентифицировать бородатых мужчин с их документами, где на фотографии они без бороды. Поэтому милиционеры проводят с ними беседу, чтобы они или сбрили бороду или поменяли фото на документах, где они будут изображены с бородой».

Но, как уже сообщала «Фергана», даже наличие бороды на фото в документах не освобождает граждан от проблем. Некоторые жители Хатлонской области, что на юге страны, заявили, что в аэропорту из-за ношения бороды их не допустили до полета в Москву. «У нас в документах фото с бородой, но пограничники и таможенники заявили, что с бородой лететь в Россию нельзя, и не пустили нас в рейс», — сообщили они.

Еще осенью позапрошлого года Министерство образования Таджикистана выпустило памятку, в которой говорится о том, что мужчины преподаватели имеют право носить бороду длиной не более 3 см. Но такое распоряжение относится только к тем преподавателям, чей возраст превышает 50 лет. Остальным носить бороду категорически запрещено.

Напомним, что, начиная с осени прошлого года, таджикские власти предприняли активные действия по ограничению ношения исламской одежды и иных религиозных атрибутов. Президент Эмомали Рахмон призвал таджикских женщин носить только ту одежду, которая «свойственна нашему народу». Сразу после этого на одной из встреч с родителями учащихся одного из столичных лицеев министр образования страны Абдуджаббор Рахмонов потребовал, чтобы зал покинули женщины в религиозных головных уборах, при этом он назвал их «обезьянами». Правда, позже он публично извинился за такое высказывание.

Как отмечают местные эксперты, власти начали давление на верующих после побега из СИЗО в Душанбе 25 опасных преступников и нападения боевиков на колонну военнослужащих в ущелье Камароб на востоке страны, когда погибли 26 военнослужащих. После этого, в частности, президент республики Эмомали Рахмон призвал вернуть из медресе в исламских странах всех незаконно обучающихся граждан Таджикистана. К настоящему времени, по данным Комитета по делам религии при правительстве Таджикистана, на родину «добровольно» возвращено около тысячи таких студентов. Еще ранее власти запретили женщинам, детям и школьникам посещать мечети. Также, с начала нынешнего года усилена ответственность за незаконное распространение религиозной литературы и аудио и видео продукции исламского характера.

Возвращаясь к теме задержания журналиста Шухрата Шодиева, следует напомнить, что в прошлом году он был арестован узбекскими спецслужбами, когда возвращался из России в Таджикистан на поезде транзитом через территорию Узбекистана. Спустя месяц он вышел на свободу по амнистии. Узбекские власти обвиняли его в незаконном ввозе на территорию своей страны оружия и экстремистской литературы. Хотя, как сообщает сам Шодиев, при нем были только газеты на таджикском языке, Коран на русском языке и несколько книг, купленных в российских магазинах.