Життєві історії

«Доченька, я так больше не могу, это конец… » – с трудом сказал мне по телефону отец, избитый до полусмерти, лишившийся зубов и истекающий кровью»

0:00 — 29 травня 2010 eye 344

Почти три года без предъявления обвинения и судебного вердикта находятся под арестом в Венесуэле двое украинских моряков — капитан судна «Би Атлантик» Владимир Устименко и его помощник Юрий Датченко

«ФАКТЫ» дважды (4 марта и 14 мая 2010 года) писали о жуткой ситуации, в которой оказались наши соотечественники — капитан теплохода «Би Атлантик» Владимир Устименко и его помощник Юрий Датченко (судно совершало рейс под флагом Каймановых островов). Их почти три года назад задержали в венесуэльском порту Маракайбо. Без приговора суда либо заключения следствия — исключительно по надуманному подозрению в транспортировке наркотиков. Не так давно представители местного правосудия сочли недопустимой роскошью содержание украинцев под домашним арестом и поместили их в федеральную тюрьму, в камеру с отпетыми уголовниками. По сути, жизни наших моряков «перепоручили» почти 80 убийцам, насильникам и наркоманам. Однако это оказалось лишь «цветочками». Самую большую угрозу, как выяснилось, представляют конвоиры и сотрудники местных спецслужб…

«Может, хоть таким образом вы уже сдохнете!»

- Я не могу ни есть, ни пить: перед глазами лишь одна картина — избиение моего отца, — говорит Наталья Устименко, дочь капитана злосчастного теплохода «Би Атлантик».  — После того как папу и его второго помощника поместили в тюрьму, оставалась единственная надежда — на Президента Виктора Януковича. Точнее, на его обращение к президенту Венесуэлы в защиту наших родных — граждан Украины, о чем мы постоянно просим власти. Однако ответа так и не получили, а вот новости, поступающие из-за океана, просто ужасают!

Через посредников удалось договориться о том, что раз в неделю мы сможем хоть пару минут поговорить по телефону со своими близкими. (Это стало возможным, вероятнее всего, благодаря взносу в шесть тысяч долларов, который передал тюремщикам иностранный судовладелец. В предыдущей публикации (номер за 14 мая этого года) мы описывали условия содержания заключенных — без воды, вентиляции и практически без туалета. Кроме того, охранники постоянно требовали у моряков денег за сохранение жизни. Теперь к перечню «вип-услуг» прибавилась разовая мобильная связь.  — Авт. )

- Именно так мы узнали о страшном ЧП, — продолжает плачущая собеседница.  — Отца и Юрия Датченко повезли в суд, а на обратном пути их зверски избили. Причем не простые полицейские, которые обычно исполняют конвоирские функции, а сотрудники спецслужб. Именно они, со слов отца, сразу же бесцеремонно заломили нашим морякам руки и сковали их за спиной наручниками. По пути в суд арестованные около часа терпели жестокую боль, по рукам отца текла кровь. Все это — в наглухо запертой спецмашине, где температура превышала 50 градусов!

Когда прибыли на место, сопровождавшие нарочито игнорировали просьбы о том, чтобы ослабить наручники. После очередной судейской «комедии» украинских пленников транспортировали обратно в тюрьму. Тогда-то конвоиры уже не стесняли себя в выборе средств и методов: закованных моряков избили до полусмерти. После чего бросили в камеру, не давая ни воды, ни еды. У одного из нелюдей при этом вырвалось: «Может, хоть таким образом вы уже сдохнете!» Отец хорошо понял смысл произнесенных слов, ведь за время пребывания в Венесуэле он неплохо овладел испанским языком.

Об этом отец сообщил мне за несколько минут телефонного «живого эфира». Хотя его голос я узнала с трудом, да и некоторые слова не могла разобрать, просила повторить. Только к концу разговора поняла: папа сильно шепелявит из-за… выбитых зубов…

Моему отцу 60 лет, у него за плечами множество сложнейших рейсов по морям-океанам всего мира. Всякое случалось, но чтобы такое! Честно скажу, не припомню, чтобы папа когда-то жаловался, даже во время этих почти трех лет плена. Напротив, он всегда старался вселить в нас уверенность, говорил: «Ничего, прорвемся!» Сейчас же я услышала в трубке: «Доченька, я так больше не могу, это конец!.. » (Рыдает. )

«Мы никому не нужны. Нас просто бросили и забыли»

По словам Галины Датченко, жены 48-летнего помощника капитана Юрия Датченко, ей также удалось поговорить с мужем по телефону.

- Это было вечером того дня, когда их избили, — рассказывает женщина.  — Мне очень не понравился Юрин голос, чувствовала, что ему совсем плохо. Когда я спросила, что мы еще можем предпринять, он сорвался и сказал: «Никуда больше не ходите, ни к кому не обращайтесь. Все это бесполезно. Мы никому не нужны. Нас просто бросили и забыли… »

Зная Юру, я поняла: он в отчаянии, на грани срыва. Раньше муж, протестуя против помещения их в тюремную камеру, объявил голодовку: трое суток не ел и не пил. Но ничего не добился. Сейчас молю Бога об одном: чтобы там, в венесуэльской тюрьме, с нашими близкими не случилось самое страшное. Ведь в таком душевном состоянии они могут что-то с собой сотворить…

Вы не представляете, как мне тяжело. Каждый день наша 13-летняя дочь Яночка интересуется, когда же папа вернется. Что ей ответить?! Ведь я — не Президент страны, к которому за помощью обращались все мы, в том числе и Яна. «Дорогой Виктор Федорович, — умоляла девочка, — я вас очень прошу: верните моего папочку!» Время течет, а ответа и конкретных действий нет…

Кроме нескольких минут общения по телефону с родственниками, у украинских моряков практически нет связи с родиной. Напомним, дипломатическое представительство Украины в Венесуэле отсутствует. Отдельные контакты с попавшими в беду соотечественниками осуществляются через наше посольство в соседней Бразилии либо посольство Беларуси, поддерживающей дипломатические отношения с Венесуэлой.

Именно этим обстоятельством попытался воспользоваться Юрий Датченко накануне заточения в тюрьму. Он обратился с посланием к президенту Уго Чавесу. «ФАКТЫ» располагают текстом данного письма:

«Во время визита президента Белоруссии Лукашенко в Венесуэлу были подписаны несколько соглашений по международному сотрудничеству. В том числе — о поставке венесуэльской нефти в Белоруссию. Поставки по контракту будут производиться морским путем, через Карибское море, Атлантический океан, Средиземное, Эгейское, Мраморное и Черное моря. Непосредственно в Одесский морской порт. Это уже государство Украина, гражданином которого я являюсь. Обращаюсь к Вам, господин президент Хуго Рафаэль Чавес Фриас, с тем, чтобы Вы помогли нам, двум гражданам Украины, арестованным морякам — капитану судна «Би Атлантик» Устименко и второму помощнику капитана Датченко. Задержали нас в венесуэльском порту Маракайбо по причине того, что под нашим судном на глубине восемь метров были найдены 127 килограммов наркотиков, которые подбросила мафия, оперирующая в озере Маракайбо. У нас не было на борту никакого оборудования для погружения под воду, и мы при всем своем желании не могли прикрепить эти наркотики. Мы — профессиональные моряки, с опытом работы более 25 лет, мы ни в чем не виновны. С 13 августа 2007 года находимся под домашним арестом, под постоянной охраной в городе Маракайбо. Мы ограничены во всем, даже в своей работе, эти годы вычеркнуты из жизни навсегда. Это несправедливо, однако наши надежды быть освобожденными, уехать на свою родину, в Украину, тают с каждым днем. Причины отсрочки судебного процесса всевозможные: замена судей, выбор присяжных, отключение электричества… Ради всего святого, помогите нам, пожалуйста, мы устали морально и физически. Мы посылаем «SOS!!!» Господин президент, помогите нам, наши жизни в Ваших руках!»

В ответ — молчание. Впрочем, как и с аналогичным посланием российскому президенту Дмитрию Медведеву. К высшему должностному лицу соседнего государства наши соотечественники обратились не только в силу дружественных отношений между Россией и Венесуэлой. Регина, старшая дочь Юрия Датченко, — гражданка Российской Федерации. Она обращалась и во властные институты соседней державы. Там согласились ходатайствовать за арестантов, но для этого попросили официальный запрос из МИД Украины. По словам Натальи Устименко, отечественное дипломатическое ведомство рассматривало этот вопрос около четырех месяцев, а потом… отказало. Ответ гласил, что обращаться в Россию нецелесообразно: дескать, неизвестно — помогут или нет, а международного скандала не избежать.

- Не могут государственные чиновники понять нас, простых смертных, а мы не можем понять, чем они руководствуются в своих действиях, — вздыхает Наталья.

«В суде нас раздевали догола, искали в вещах колющие и режущие предметы»

«ФАКТАМ» удалось выяснить, что официальные лица в Маракайбо и раньше довольно бесцеремонно обращались с моряками «Би Атлантик». Об этом недвусмысленно говорится в отправленных домой электронных письмах Юрия Датченко: «… Самая первая наша поездка в суд была организована полицейским управлением с размахом: спереди и сзади — сопровождающие машины с сиреной. По прибытии в здание суда мы обязаны были пройти процедуру, предусмотренную для обычных уголовников. Нас раздевали догола, проверяли все вещи на наличие колющих, режущих предметов. При этом отбирали ремни, галстуки, шнурки, ручки, очки, документы. Затем нас закрывали в специфическую зарешеченную шестиметровую камеру. Она разделена невысокой — по пояс — стеной, за которой находится туалет. Именно в этой камере нас удерживали, бывало, по шесть с лишним часов, совместно с откровенно криминальными элементами. Естественно, случались небольшие провокации с их стороны. Мы же старались все уладить, не дать местным правоохранителям возможности выискать лишний повод для «беспокойства». Ведь к нам — повышенный интерес, мы — иностранцы.

Так мы дожидались начала суда. После того как меня и капитана вызывали наверх, в зал заседания, на нас надевали по наручнику, на правую руку, и сопровождали в заседание. После этого возвращали в «приемное отделение», где дожидались — опять-таки за решеткой(!) — конвоира, который вызывал патрульную машину. Из участка нас транспортировали в апартаменты, под домашний арест… » Такой сценарий соблюдался во время каждого судебного заседания. Юрий Датченко подчеркивает, что он неоднократно просил адвокатов организовать поездки в суд, минуя «приемное отделение». Пояснял, что проходить эти унизительные процедуры крайне неприятно, но адвокаты в этом отказали.

«Главный адвокат Аурелио Фернандес Кончесо из международной адвокатской конторы «Клайд энд компани» (офис в Лондоне) отвечал: «Ведь вы же только временно сидите за решеткой, и то не с маньяками, а с простыми заключенными… » — писал второй помощник капитана.  — Их целью было запугать нас, чтобы мы не возмущались, не объявляли голодовку, не обращались в СМИ — такие, как CNN». Он заключает: «За эти долгие месяцы и уже годы мы привыкли к такой процедуре. Вернее сказать, привыкнуть к такому невозможно, а особенно невиновному — мы просто смирились с их условиями игры. Коррумпированные чиновники вместе с шайкой адвокатов, зная и прекрасно оперируя законами, делают своему президенту антирекламу. Ведь они не довольны его политикой и все происходящее — им на руку. Прикрываясь законами и политикой, они арестовывают теплоход якобы по подозрению в наркотрафике (хотя знают, что это их же мафия подбрасывает наркотики), вымогают деньги с судовладельцев, конфискуют суда и за счет этого обогащаются… »

Казалось бы, невиновность украинского капитана и его помощника не вызывает сомнений. Судя по всему, и у венесуэльского суда. В противном случае, эта история не растянулась бы на три долгих года. Тем не менее оправдательный приговор служители заокеанской Фемиды выносить не спешат и ведут себя, мягко говоря, неадекватно.

«Перевести» судебное разбирательство в Украину почему-то не получается. Отечественные чиновники, похоже, самоустранились от какого-либо действенного вмешательства в судьбы венесуэльских пленников. Объясняют это тем, что у Украины нет непосредственных дипломатических контактов с Венесуэлой. Словом, все так же, как и в случаях захвата наших моряков сомалийскими пиратами: нет посольства — нет и спроса…

- Согласно сообщению нашего посла в Бразилии, жизни моряков с «Би Атлантик» ничего не угрожает, — заявляет директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин.  — Они находятся в нормальных человеческих условиях. В ближайшее время суд Венесуэлы должен вынести окончательное решение по нашим ребятам…

На вопрос журналистов о том, откуда посол Украины в Бразилии владеет сведениями о ситуации с моряками (по словам капитана и его помощника, он ни разу к ним в тюрьму не приезжал и даже не звонил) последовал ответ: «У МИДа нет оснований не доверять посольству в Бразилии».

Стало быть, есть основания не доверять нашим гражданам, над которыми вершат самосуд в далекой заокеанской стране?..