Україна

Летопись независимости: 2001

20:05 — 20 серпня 2011 eye 1700

В октябре над Черным морем произошла катастрофа российского самолета Ту-154. Погибли все находившиеся на борту — 12 членов экипажа и 66 пассажиров. Межгосударственная комиссия, расследовавшая инцидент, признала, что самолет был сбит украинской ракетой, выпущенной в процессе проходивших в Крыму военных учений. Истина в этом деле не установлена до сих пор. Российская авиакомпания требует от Министерства обороны Украины в судебном порядке возместить ущерб, причиненный крушением самолета. Представители Минобороны отрицают, что лайнер был сбит именно украинской ракетой. К такому же выводу пришла комиссия Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз.

В июне случилось второе (после Георгия Гонгадзе) резонансное убийство журналиста. Генерального директора Славянской телерадиокомпании «Тор» Игоря Александрова, разоблачавшего в своих передачах коррупционные связи руководства местных правоохранительных органов с организованными преступными группировками (ОПГ), зверски избили бейсбольными битами. Через несколько дней от полученных травм он скончался. В убийстве Александрова обвинили бомжа Юрия Вередюка. Апелляционный суд Донецкой области Вередюка оправдал, однако вскоре его отравили. Впоследствии ответственность за смерть журналиста, фальсификацию расследования и отравление Вередюка была возложена на братьев Рыбаков — руководителей местной ОПГ «17-й участок», а также на ряд офицеров милиции, которых в 2009 году выпустили на свободу.

В этом же году состоялась первая перепись населения независимой Украины. В итоге насчитали 48 миллионов 457 тысяч жителей, тогда как в 1989-м украинцев было 52 миллиона.

Приятной новостью стало то, что кардиохирург Борис Тодуров впервые в нашей стране сделал успешную операцию по пересадке сердца. А 23 августа завершилась реконструкция майдана Незалежности, очень активно и эмоционально обсуждавшаяся киевлянами и СМИ. В центре столицы установили монумент Независимости, который в народе прозвали «Галей».

Несмотря на недовольство Русской православной церкви, в июне Украину впервые посетил Папа Римский Иоанн Павел II. По данным социологических исследований, всего пять процентов украинцев были настроены против его визита. Выйдя из самолета в Борисполе, понтифик стал на колени и поцеловал землю. Около 200 тысяч человек встречали его в столице и почти два миллиона — во Львове. К нашим соотечественникам Папа обращался исключительно на украинском языке. По словам Павла II, он приехал в Украину «с любовью и уважением к православным братьям».

Во Львове во время встречи понтифика с молодежью пошел сильный ливень, и Папа Римский спел детскую песенку на польском языке: «Не иди, дождик, ведь ты здесь нужен не был. Обойди горы, обойди леса и вернись в небо». На небе вскоре засияло солнце…

Кардинал Любомир Гузар: «Кто хотел удовлетворить свое любопытство, хватало посмотреть телевидение, но ведь хотели физически присутствовать»

*В Украине Папу Римского Иоанна Павла II встречали около двух миллионов паломников

«Столько народу пришло! — вспоминал десять лет спустя глава Украинской греко-католической церкви с 2001 по 2011 год Любомир Гузар, организовавший тот визит Иоанна Павла II в Украину. — И здесь, в Киеве, нет столько католиков, сколько было собравшихся на «Чайке» (столичный полигон. — Ред.). Да и во Львове нет, как тогда заполнили ту площадь в последний день на последней Святой Литургии!.. Кто хотел удовлетворить свое любопытство, хватало посмотреть телевидение, но ведь хотели физически присутствовать. Потому я не вижу какой-то другой мотивации, почему кто там приходил. Люди шли, и радостно шли, чтобы духовно объединиться, ими двигало прямое желание помолиться с Папой».

Кардиохирург Борис Тодуров: «Когда я делал первую в нашей стране пересадку сердца, чувствовал такую ответственность, что мое собственное работало с перебоями»

«Никто из моих коллег тогда не верил, что мы сделаем такую операцию, — признавался директор столичного Центра сердца Борис Тодуров. — Наоборот, говорили: «Не смешите людей! Зачем эти эксперименты?» Но я, узнав о том, что родственники погибшего в Институте нейрохирургии человека дали добро на забор его органов для пересадки, был уверен, что все получится. Кроме того, пациент, который уже четыре месяца прожил в отделении, чувствовал себя настолько плохо, что не мог сделать даже десяти шагов по коридору. Вот он воспринял известие о возможной трансплантации с радостью.

Саму пересадку мы делали ночью. Я чувствовал такую ответственность, что у меня внутри все дрожало, собственное сердце работало с перебоями. Это была тяжелая утомительная операция. После нее на меня навалилась страшная усталость. Но самое важное, что утром пациент пришел в себя, отвечал на наши вопросы и выглядел счастливым.

За десять лет, прошедших после первой трансплантации, в Украине выполнено всего пять подобных операций. Двое пациентов живы до сих пор. Чтобы такие высокотехничные отрасли медицины развивались, нужна серьезная государственная поддержка. Люди должны при жизни решать, станут ли они донорами органов в случае внезапной смерти, и об этом следует ставить специальную отметку в паспорте или водительских правах. Тогда трансплантологи смогут выполнять большее количество пересадок, спасая смертельно больных людей. Ведь на данный момент в нашей стране пациентов, нуждающихся в трансплантации почек, сердца, печени, легких, — тысячи. Но ежегодно выполняется не более двухсот подобных операций».

Летопись независимости: 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000