Життєві історії

«150 тысяч долларов — и квартира ваша»

6:00 — 13 березня 2012 eye 2102

Народный артист Украины Григорий Чапкис стал жертвой аферистов. Отдав деньги человеку, который представлялся директором агентства недвижимости, он не получил обещанное жилье. В такой же ситуации оказались еще несколько киевских семей

О квартирных аферах в столице «ФАКТЫ» рассказывали уже не раз. Сплошь и рядом мошенники обманывают людей, желающих купить новое жилье, «заботливые волонтеры» завладевают квартирами пенсионеров, а строительные предприятия призывают горожан вкладывать деньги в дома, которые годами не сдаются в эксплуатацию. Добиться возвращения своих средств или хотя бы наказать мошенников, к сожалению, практически никому не удается. Недавно жертвой аферистов стал Григорий Чапкис. За квартиру в новостройке известный хореограф отдал 150 тысяч долларов, но она теперь принадлежит совсем другим людям.

«Оснований не верить ему у меня не было. За несколько месяцев нашего знакомства он успел стать мне хорошим другом»

 — Я и сам не раз читал о квартирных мошенниках, — говорит Григорий Чапкис, с которым мы встретились в его танцевальной студии в центре Киева. — Но когда это случилось со мной, долго не верил, что безвозвратно потерял такие огромные деньги. Все выглядело очень убедительно. Человек, которому я отдал 150 тысяч долларов, представлялся директором престижного агентства недвижимости. Оснований не верить ему у меня не было. Ведь за несколько месяцев нашего знакомства он успел стать мне хорошим другом.

С Владимиром Чешевским (имя и фамилия изменены) хореограф познакомился у друзей. Вернее, сначала он познакомился с его женой — эффектной и на вид очень состоятельной женщиной. Да и сам Владимир производил впечатление влиятельного человека — дорогой костюм, иномарка представительского класса.

 — Они оказались умными и интересными людьми, — продолжает Григорий Чапкис. — Вскоре мы начали дружить семьями. Приехав к Владимиру в гости, мы с женой были потрясены — не квартира, а настоящие хоромы. Просторная, с дизайнерским ремонтом, в элитной новостройке. Наши жилищные условия, наоборот, шокировали их. «Вы… здесь живете?!» — не скрывал удивления Владимир, осматривая нашу скромную хрущевку в Соломенском районе Киева. — Вы, известный хореограф, и ваша жена, кандидат наук, ютитесь в такой тесноте? Страшно подумать, сколько этому дому лет!» Я объяснил, что, несмотря на известность, больших денег, которые бы позволили купить хорошую квартиру, у меня никогда не было. «Я вам помогу, — загорелся Владимир. — Вы же знаете, что я владею крупным агентством недвижимости. У меня есть для вас прекрасный вариант. Поехали ко мне в офис».

Его агентство меня тоже впечатлило. Дизайнерский ремонт, дорогая мебель. За столами сидели молодые сотрудницы. Владимир показал фотографию большой новостройки: «Она находится на Троещине. Многие говорят, что район не самый хороший для жизни, но квартал новостроек — совсем другое дело. Там действительно европейский уровень».

И мы поехали туда. Вокруг еще был пустырь, дом строился, но было видно, что новостройка займет чуть ли не весь квартал. Зайдя в подъезд, на первый этаж новостройки, Владимир по-хозяйски распорядился: «Дайте мне ключи от такой-то квартиры. И еще от такой-то». Сидевшие там работники тут же выдали ему все, что он попросил. «Квартира, которую я вам сейчас покажу, стоит 150 тысяч долларов, — сказал Владимир. — Она двухкомнатная, удобное расположение, хороший вид из окна». Я сказал, что такое удовольствие не потяну. «Вы сначала посмотрите», — стал уговаривать меня Владимир. Квартира меня действительно поразила. Особенно впечатляла ее площадь — одна комната по размеру была чуть ли не как вся наша квартира! «150 тысяч — это полная стоимость квартиры, — объяснял Владимир. — За эти деньги вам сделают дизайнерский ремонт. Можете прямо сейчас начинать продумывать интерьер. Например, какого цвета вы хотите стены на кухне?»

Я начал думать, где взять деньги. Сбережений у нас с женой практически не было, депозитов в банке — тоже. «Григорий Николаевич, часть денег вы возьмите в долг, — посоветовал Владимир. — А я помогу выгодно продать вашу хрущевку. Вместе с мебелью она уйдет за сто тысяч долларов».

Ключи Владимир сразу отдал мне. «Здесь все решаю я, — сказал он. — Пусть пока будут у вас». Но через два дня он попросил отдать их обратно — сказал, что нужно показать квартиру другим людям. Когда я понял, что выгодное предложение не будет долго ждать, поднял на ноги детей, друзей, знакомых. И вот у меня на руках была необходимая сумма. Я сразу же поехал в офис к Владимиру и отдал ему все деньги.

*С директором агентства недвижимости и его супругой Григорий Чапкис дружил давно. Поэтому, когда предприниматель предложил ему купить квартиру, хореограф не раздумывая согласился

«Ваши деньги я пустил в оборот. Только не переживайте, квартира по-прежнему вас ждет»

Тем временем Григорий Николаевич начал подыскивать покупателя на свою хрущевку. Договор ни с Владимиром, ни с его предприятием хореограф не заключал. Доверяя другу, Григорий Чапкис просто так отдал ему деньги. После этого они регулярно созванивались.

 — Владимир говорил, что строительство подходит к концу, — продолжает Григорий Чапкис. — Но прошло три месяца, а обещанного жилья я не получил. Каждый раз у Владимира находилось оправдание — то были виноваты нерасторопные застройщики, то катастрофически не хватало денег. Между тем надо было отдавать долги. Я ведь занял большие суммы и пообещал, что в скором времени отдам. Перед людьми было ужасно неудобно. Они звонили мне, я — Владимиру.

Неожиданно мне сообщили, что в доме на Троещине, где я купил квартиру, давно закончен ремонт. Я приехал туда и убедился, что люди там уже действительно живут. Когда сказал об этом Владимиру, он признался: «Да, ремонт закончен. Но вы пока не можете получить свою квартиру». «Почему?» — возмутился я. «Дело в том, что, когда вы дали мне деньги, я пустил их в оборот, — быстро начал объяснять Владимир. — То есть приобрел на них землю под Киевом, небольшой лесок и озеро. Я хотел сразу все это продать, но у меня не получилось». «Только не переживайте, — добавил он. — Ваша квартира по-прежнему вас ждет. А деньги у меня скоро будут».

Чтобы у меня на руках осталось хоть какое-то подтверждение того, что я передал Владимиру 150 тысяч долларов, он дал мне расписку. Ее желательно было заверить нотариально. Нотариус сказал, что сможет это сделать только в присутствии наших жен — поскольку, дескать, мы распоряжаемся семейным бюджетом. Супруга Владимира вроде бы пообещала приехать, но, когда мы ей звонили, она все время была занята. А потом и вовсе куда-то уехала. Расписку нам так никто и не заверил.

*Чтобы приобрести жилье в этом доме, Чапкис решил продать свою небольшую двухкомнатную квартиру, а часть денег одолжить

Прошло еще полгода. Правда начала открываться, когда Григорий Чапкис решил проверить все сам, не через Владимира. Первым делом хореограф поехал в дом, в котором находилась обещанная квартира. На первом этаже, где Владимиру когда-то дали ключи сразу от двух квартир, только пожали плечами: «Владимир Чешевский? Мы такого не знаем».

 — Оказалось, что, когда строился дом, ключи мог взять каждый желающий, — продолжает хореограф. — Не навсегда, конечно, а чтобы посмотреть квартиру, привести клиентов. Когда же я спросил, как там моя квартира, мне сказали, что у нее… другие хозяева.

«Даже на суде аферист раздавал бумажки с надписью «Центр недвижимости Киева»

 — К тому времени Владимир вообще перестал отвечать на звонки, — вспоминает Григорий Чапкис. — Я поехал к нему в офис. Но никакого агентства недвижимости там больше не было! Кабинеты, в которых еще совсем недавно за компьютерами сидели сотрудники, были абсолютно пусты. Не было даже мебели. Оказалось, что Владимир арендовал помещение и недавно… выехал, не рассчитавшись за аренду. Я отправился к нему домой. Но и квартира, как выяснилось, ему тоже не принадлежала. Шикарные апартаменты они с женой снимали. «Уехали, — махнул рукой хозяин квартиры. — До сих пор ищу. Знаете, сколько денег мне должен этот «предприниматель»?!»

Агентства недвижимости, которым владел Владимир, как оказалось, не существует. В здании, которое он указал в интернете в качестве юридического адреса, агентств недвижимости нет и никогда не было. Григорий Чапкис подал на Владимира в суд.

 — Выяснилось, что он прописан в Бородянском районе Киевской области, поэтому дело рассматривал Бородянский районный суд, — говорит Григорий Чапкис. — Владимиру много раз отправляли повестки, но он не являлся. Объявился, только когда суд вынес решение в мою пользу, а он решил подать апелляцию. Узнав о моей ситуации, на заседание апелляционного суда пришли еще несколько человек. Владимир тоже обещал им квартиры, но, получив деньги, исчез.

Пострадавшие оказались не в лучшем положении, чем Григорий Чапкис. Мужчина отдал Владимиру 60 тысяч долларов, а женщина внесла за квартиру 16 тысяч долларов предоплаты. Поскольку таких денег у нее не было, а «выгодное предложение не могло долго ждать», ей пришлось взять кредит в банке. Теперь вся ее зарплата уходит на погашение кредита.

 — На апелляционный суд пришел и Владимир, — говорит Григорий Чапкис. — Пострадавшие были готовы разорвать его на части. Он же вел себя спокойно и самоуверенно. Как и следовало ожидать, апелляционный суд он проиграл. Владимира обязали вернуть мне 150 тысяч долларов. «Григорий Николаевич, — как ни в чем не бывало обратился он ко мне после суда. — Я верну, честное слово. Но, может, чуть-чуть уступите по… старой дружбе?» После этого разговора он как в воду канул.

Сейчас поисками мошенника занимается отдел государственной исполнительной службы Бородянского районного управления юстиции в Киевской области. Попытки разыскать его по месту прописки успехом не увенчались. С тех пор как Владимир проиграл суд, ни он, ни его жена там больше не появлялись. Его телефоны отключены. Как сообщили «ФАКТАМ» в исполнительной службе, сейчас решается вопрос о том, чтобы Владимира объявить в розыск.

 — Я не удивлюсь, узнав, что теперь он снимает жилье в другом районе и продолжает обманывать людей, — говорит Григорий Чапкис. — Когда на суде у него спросили, где он работает, Владимир раздал вот такие бумажки, — хореограф показывает красочное объявление с надписью «Центр недвижимости Киева. Улица Коцюбинского, 4б, офис 10». — Там указано несколько телефонов, но ни один из них не отвечает.

Поговорив с Григорием Чапкисом, мы и сами попытались разыскать Владимира. Но оказалось, что указанных в объявлениях адресов… вообще не существует. Здания, в которых, судя по объявлениям, должны находиться офисы, оказались жилыми домами. По словам их обитателей, о Владимире Чешевском они слышат впервые в жизни.

Информацию об этом человеке удалось найти только в СМИ. Раньше Владимир активно давал интервью, представляясь журналистам… жертвой скандального пастора Сандея Аделаджи. «Я отдал его церкви дом, машину и даже собаку, — жаловался Владимир. — Когда Сандей со сцены заявил, что те, у кого есть большие дома, должны отдать их сиротам и беспризорникам, я переписал свой дом на человека, который вел в церкви программу помощи обездоленным детям. Я с шести лет рос в школе-интернате и знаю, что такое жить на улице… Через несколько месяцев приехал проведать сирот, но во двор выскочили двое крепких парней и вытолкнули меня на улицу. С тех пор в дом меня не пускали. А когда Сандей сказал, что надо благословить мою машину (то есть отдать ему), я подарил ему свой «Ягуар». Это было в 2010 году».