Україна

«Олимпиада по географии была как увлекательная экскурсия: мы объездили чуть ли не всю Венецию, даже искали горные породы в Альпах»

9:35 — 27 березня 2012 eye 768

16-летний ученик столичного лицея «Лидер» Юрий Топоров вошел в тройку лидеров на международной олимпиаде по географии

О талантливых учениках столичного лицея «Лидер», занявших третье место на международной олимпиаде по математике, «ФАКТЫ» уже рассказывали. За призовые места сражались 600(!) человек из разных стран мира. А на днях еще один украинский школьник стал лауреатом олимпиады по географии: десятиклассник Юрий Топоров, учащийся того же киевского лицея «Лидер», завоевал «серебро». Конкурс был сложнейший, трудные задания давались на английском языке.

 — Без знания английского вообще обойтись было нельзя, — говорит Юрий Топоров. — Сначала я как-то об этом не думал, учил географию, и все. Так прошли городская, областная, всеукраинская олимпиады. А когда узнал, что победил на всеукраинском уровне и придется ехать в Италию на международный тур, я…

— …безумно обрадовался?

 — Да! Но и переволновался. Особенно когда сказали, что нужно пройти тест на знание английского языка. К счастью, тест оказался не таким уж сложным. Да и на самой олимпиаде у меня не возникло проблем с переводом. Некоторым ребятам задания переводили приехавшие с ними преподаватели (от каждой страны на олимпиаду отправились четыре участника и несколько учителей. — Авт.), но их перевод не всегда был точным. Лучше все-таки рассчитывать на собственные силы.

Хотя, как правило, перед входом в аудиторию, где проводится олимпиада, вдруг появляется страх, что не все выучил, что-то забыл… Но надо уметь себя успокаивать. Да и положительный настрой терять нельзя, даже если вдруг окажется, что ты действительно не знаешь ответа на какой-то вопрос. Подумай, вспомни, а если нет, — постарайся угадать. Лично я никогда не оставляю пустые клеточки. Ведь попытка не пытка.

— И много на этот раз пришлось угадывать?

 — Не много, но парочку вопросов угадал. Кстати, теоретическим туром дело не ограничилось. В отличие от других предметов, у нас, географов, все было куда интереснее — большинство заданий мы проходили на практике. Например, в Венеции у нас были задания по океанологии: мы измеряли температуру воды на разных глубинах, проводили эксперименты. За день олимпиады объездили чуть ли не всю Венецию! Потом отправились в Альпы. Искали горные породы, давали им характеристики. И одновременно наслаждались. Там один воздух чего стоит. А какие виды! И так почти каждый день. Я уже не говорю о кухне: каждый раз мы пробовали новые итальянские изыски. Паста, пицца, лазанья… Не олимпиада, а настоящее путешествие по Италии.

— А жили вы где? В отеле?

 — Нет, в студенческом общежитии. Там все чисто, аккуратно, никаких тараканов, не то что в наших общежитиях (смеется). В общей сложности в Италии мы провели десять дней. Когда объявляли результаты, уже никто не волновался — все набрались таких положительных эмоций, что баллы, казалось, уже не имели значения. И тут объявляют: «Юрий Топоров, Украина, «серебро»!» Я поначалу не поверил, стал переспрашивать…

 — Юра в тот же день оправил мне sms-ку: «Серебро»!» — рассказывает учитель Юрия по географии в лицее «Лидер» Елена Мнишенко. — Это прекрасный результат. Но для того чтобы достойно представить нашу страну на международном уровне, Юра работал не покладая рук. Так что нет никакого чуда, а только настойчивость, трудолюбие и любовь к предмету. И когда видишь, что у ученика есть рвение, хочется ему помогать еще больше. Сейчас Юра поехал на республиканскую олимпиаду в Харьков. Ждем результатов.

— А кто в Италии был самым сильным соперником? — спрашиваю у Юры. — Ученики твоего лицея, которые ездили на олимпиаду по математике, рассказывали о китайцах, которые ни на минуту не расставались с книжками.

 — Зубрилок вообще было мало. У нас лучшие результаты показали Япония и Тайвань. Победители вели себя доброжелательно, шутили. Многие из них, кстати, как и я, обошлись без репетиторов и бессонных ночей. Мне, например, вполне хватило подготовки в лицее.

— Неужели не было ни одной бессонной ночи?

 — Просто старался распределять время так, чтобы ночью все-таки спать. Даже если уже три часа ночи, а вам не хочется спать, лучше погасить свет и доучить уже утром, чтобы не чувствовать себя уставшим целый день. Это мой маленький рецепт. Бывает, конечно, и перенасыщение. Если долго-долго учишь один и тот же предмет, он рано или поздно надоедает. В таком случае не надо себя насиловать. Отвлекись, посмотри хороший фильм, сделай пробежку. Я, например, бегаю каждый день. Или начни учить что-нибудь другое. Скажем, иностранный язык. Смена деятельности — это тоже отдых. А если предмет действительно любимый, то не успеешь опомниться, как тебя снова к нему потянет.

— Ты решил связать свою жизнь с географией?

 — Я полюбил этот предмет еще в детстве. Мама по служебным делам часто ездила за границу и привозила мне красочные атласы. Но, несмотря на то что географию знаю хорошо, не уверен, что хочу быть географом или исследователем. В последнее время меня привлекают точные науки. Поэтому, записываясь на внешнее тестирование, я, кроме географии и обязательного украинского языка, выбрал физику и математику. Сейчас готовлюсь.