Ровно пять лет назад на канале СТБ состоялась премьера проекта «Україна має талант!», победительницей которого стала мастер песочной анимации из Евпатории
Съемки первого сезона «Україна має талант!» проходили в шести крупных городах Украины. Премьера грандиозного талант-шоу состоялась в начале апреля на канале СТБ, был показан одесский кастинг. Впервые проект подобного уровня появился на украинском телевидении, сразу завоевав любовь зрителей. Судьи шоу Игорь Кондратюк, Влад Яма и Слава Фролова оставались неизменны. Лишь в последнем сезоне вместо Ямы судейское кресло занял известный кулинар Эктор Хименес-Браво и добавился боксер Вячеслав Узелков. Количество желающих принять участие в популярном шоу до сих пор не уменьшается.
Победителем сезона 2009 года стала художница из Евпатории Ксения Симонова. В финале она сразила жюри своей работой в жанре песочной анимации, заработав приз в один миллион гривен. Карьера Ксении со времени победы в проекте «Україна має талант!» резко пошла в гору. Она основала собственный театр и с успехом выступает по всему миру. В прошлом году Симонова получила звание заслуженного деятеля искусств Украины. Уже через месяц выпустит свою автобиографическую книгу, а в следующем году состоится премьера ее спектакля «Прошлая сторона будущего». Ксения с семьей по-прежнему живет в Евпатории, правда, на вопрос, поменяла ли гражданство, отвечать отказалась.
— Помните, о чем думали в тот момент, когда вас объявили победительницей проекта «Україна має талант!»?
— Конечно. Мы стояли на сцене: я, Артем и ведущая. За миг до объявления победителя шоу в моей голове, чередуя друг друга, скакали две фразы: «Это точно не я» и «Хоть бы не я». Сейчас трудно понять и уж тем более объяснить это. С самого начала и до конца проекта я не хотела в нем победить, даже не думала о том, что нужно соревноваться. Честно. Еще в моей голове пронеслось: «Сейчас все закончится — и домой!» И тут: «Победителем становится… Ксения Симонова!» Так бывает, что ощущение счастья приходит за миг до того, как тебя объявили победителем. Но это ощущение не имеет отношения к победе.
— Что было самое сложное за время проекта?
— Последнюю неделю перед гала-концертом мне ужасно хотелось к сыну Диме. О нем знали все — я везде о сыне рассказывала. Звонила Диме отовсюду, где проходили репетиции. Поэтому все, что связано с шоу перед финалом, не запечатлелось у меня в голове.
— Телепроект изменил вашу жизнь?
— На следующий день после эфира видео моего выступления с историей «Ты всегда рядом» просмотрели более двух миллионов человек. С каждым днем это количество неуклонно росло, бесконечно меня удивляя. Сегодня уже более 25 миллионов просмотров. Когда я вернулась в Евпаторию, жизнь, конечно, стала иной. Узкий круг наших с мужем друзей невероятно расширился. Вернувшись с супругом в Евпаторию, мы были настолько уставшими, что единственным нашим желанием было поспать. Но через час уже звонили из мэрии, сказав, что для нас приготовлена торжественная встреча в Доме учителя. Признаюсь, на тот момент я не понимала масштабов свалившейся на меня победы.
— Как вам, человеку с классическим художественным образованием, пришла в голову идея заняться песочной живописью?
— Это произошло случайно, как и все, что принесло счастье в мою жизнь. Однажды поздней осенью 2008 года мы с годовалым сыном пришли с прогулки. Я уложила Диму спать, вымыла руки — и такая тоска на меня обрушилась. Около недели пролежала на диване, не в силах подняться из-за страшной слабости. Муж Игорь занимался Димой, кормил меня, пытался разговорить. Однажды он ушел куда-то и вернулся через несколько часов с куском стекла и четырьмя трехлитровыми банками. Поставив это на стол, втащил в комнату мешок с песком. «Все. Хватит. Иди сюда!» — уверенно сказал Игорь и стащил меня с дивана. Я стала перед столом, муж расставил банки по углам прямоугольника, положил на них стекло, развязал мешок с песком и сказал: «Это вместо журнала». Я протянула руку, взяла песок и бросила на стеклянную поверхность. Мир ожил и завертелся. Страница перевернулась, хотя ни один из нас этого еще не знал. Это был странный мир. Вертелся, когда хотел, не слушался, жил своей жизнью…
Сутками напролет я стояла у неуклюжей конструкции из банок и куска стекла и пыталась вникнуть в эту новую вселенную, где нет ни красок, ни грифеля, где ни одна из картин не живет дольше минуты. Водила пальцем в воздухе, боясь коснуться песка, закрывала глаза и смотрела в растворяющиеся силуэты. Это был чужой мир, непонятный, эфемерный, но все мое существо тянулось к нему, словно я кролик, а на стекле — удав… В моменты бессилия опускала руки, глядя на размытые контуры. Я не знала, что делать, как «оживить» песок. От этого то срывалась на крик, то переходила на шепот, а песок молчал, рассыпавшись миллиардами звезд над моей головой.
— Какая картина далась вам труднее всего?
— В самом начале пути получались картины, но не театр. Никто не оживал, ничто не пело и не хотело отвечать мне. Весь декабрь я пыталась рисовать. Искала пути трансформации, меняла песок. Хорошо получалось до тех пор, пока я не заканчивала работать над статичной картиной и не переходила к ее смене. Потом все превращалось в пресное уродство. Днем я занималась Димой: гуляла с ним, кормила, играла. А уложив его спать, шла в крошечную комнатушку, запирала дверь и до рассвета гоняла песок по стеклу. Утром, проснувшись вместе с Димой, переодев и покормив его кашей, давала себе слово, что больше не пойду в эту комнату. Весь день ходила в уверенности, что так и сделаю, но ночью опять не могла пройти мимо заветной двери.
Мне кажется, в этой комнатушке я живу до сих пор, вернее сказать, она осталась внутри меня. И когда мне сложно, не могу сделать шаг в песочном мире, то, закрыв глаза, переношусь в свою каморку. Запираясь в этом чуланчике, я пыталась понять, что должно произойти, чтобы песок перестал быть песком, а стал миром. Не знаю, как это случилось, только однажды ночью что-то новое открылось мне. Не могу объяснить, что произошло, но за ночь мое мировоззрение полностью перестроилось. Оно стало как бы «песочным», другим. С той ночи все кардинально изменилось, и то, что раньше было мукой анализа и размышлений, стало легким, как воздух, жизненно необходимым.
— Говорят, недавно своим мастерством вы поразили королеву Дании.
— Подготовка к этому большому выступлению началась почти год назад. Концерт состоялся в новом здании «Дома музыки» с потрясающей акустикой. Я выступала с Королевским симфоническим оркестром под управлением дирижера Датской национальной оперы Рамона Гамбы. Концерт состоялся в Ольборге, на нем присутствовала сама королева Маргрете II. Она сидела в первом ряду. Ее Величество обладает какой-то особой энергетикой, ощущаемой почти физически. Мне передали, что королеве очень понравилось мое выступление.
— Вы бываете во многих странах, не хотелось где-то остаться навсегда?
— Я выступала более чем в тридцати странах, была на всех континентах, кроме Антарктиды. Но чем больше миров вставало передо мной, тем сильнее я любила родной город. Нравилось везде. Сильное впечатление произвел Сидней. Туда я рада буду вернуться с сыном, когда он станет постарше для столь долгого перелета.
— О чем сейчас мечтаете?
— Меня всегда удивляло, что кого-то могут сделать счастливым кольцо, машина, вертолет или личный остров… Если бы все было так просто. Я, наверное, не знаю, что такое мечтать. Никогда не думаю о том, что не может сбыться. Поэтому строю лишь планы.