Інтерв'ю

Ксения Симонова: «Очень долго я не знала, как „оживить“ песок»

7:45 — 11 квітня 2014 eye 5345

Ровно пять лет назад на канале СТБ состоялась премьера проекта «Україна має талант!», победительницей которого стала мастер песочной анимации из Евпатории

Съемки первого сезона «Україна має талант!» проходили в шести крупных городах Украины. Премьера грандиозного талант-шоу состоялась в начале апреля на канале СТБ, был показан одесский кастинг. Впервые проект подобного уровня появился на украинском телевидении, сразу завоевав любовь зрителей. Судьи шоу Игорь Кондратюк, Влад Яма и Слава Фролова оставались неизменны. Лишь в последнем сезоне вместо Ямы судейское кресло занял известный кулинар Эктор Хименес-Браво и добавился боксер Вячеслав Узелков. Количество желающих принять участие в популярном шоу до сих пор не уменьшается.

Победителем сезона 2009 года стала художница из Евпатории Ксения Симонова. В финале она сразила жюри своей работой в жанре песочной анимации, заработав приз в один миллион гривен. Карьера Ксении со времени победы в проекте «Україна має талант!» резко пошла в гору. Она основала собственный театр и с успехом выступает по всему миру. В прошлом году Симонова получила звание заслуженного деятеля искусств Украины. Уже через месяц выпустит свою автобиографическую книгу, а в следующем году состоится премьера ее спектакля «Прошлая сторона будущего». Ксения с семьей по-прежнему живет в Евпатории, правда, на вопрос, поменяла ли гражданство, отвечать отказалась.

— Помните, о чем думали в тот момент, когда вас объявили победительницей проекта «Україна має талант!»?

— Конечно. Мы стояли на сцене: я, Артем и ведущая. За миг до объявления победителя шоу в моей голове, чередуя друг друга, скакали две фразы: «Это точно не я» и «Хоть бы не я». Сейчас трудно понять и уж тем более объяснить это. С самого начала и до конца проекта я не хотела в нем победить, даже не думала о том, что нужно соревноваться. Честно. Еще в моей голове пронеслось: «Сейчас все закончится — и домой!» И тут: «Победителем становится… Ксения Симонова!» Так бывает, что ощущение счастья приходит за миг до того, как тебя объявили победителем. Но это ощущение не имеет отношения к победе.

— Что было самое сложное за время проекта?

— Последнюю неделю перед гала-концертом мне ужасно хотелось к сыну Диме. О нем знали все — я везде о сыне рассказывала. Звонила Диме отовсюду, где проходили репетиции. Поэтому все, что связано с шоу перед финалом, не запечатлелось у меня в голове.

— Телепроект изменил вашу жизнь?

— На следующий день после эфира видео моего выступления с историей «Ты всегда рядом» просмотрели более двух миллионов человек. С каждым днем это количество неуклонно росло, бесконечно меня удивляя. Сегодня уже более 25 миллионов просмотров. Когда я вернулась в Евпаторию, жизнь, конечно, стала иной. Узкий круг наших с мужем друзей невероятно расширился. Вернувшись с супругом в Евпаторию, мы были настолько уставшими, что единственным нашим желанием было поспать. Но через час уже звонили из мэрии, сказав, что для нас приготовлена торжественная встреча в Доме учителя. Признаюсь, на тот момент я не понимала масштабов свалившейся на меня победы.

— Как вам, человеку с классическим художественным образованием, пришла в голову идея заняться песочной живописью?

— Это произошло случайно, как и все, что принесло счастье в мою жизнь. Однажды поздней осенью 2008 года мы с годовалым сыном пришли с прогулки. Я уложила Диму спать, вымыла руки — и такая тоска на меня обрушилась. Около недели пролежала на диване, не в силах подняться из-за страшной слабости. Муж Игорь занимался Димой, кормил меня, пытался разговорить. Однажды он ушел куда-то и вернулся через несколько часов с куском стекла и четырьмя трехлитровыми банками. Поставив это на стол, втащил в комнату мешок с песком. «Все. Хватит. Иди сюда!» — уверенно сказал Игорь и стащил меня с дивана. Я стала перед столом, муж расставил банки по углам прямоугольника, положил на них стекло, развязал мешок с песком и сказал: «Это вместо журнала». Я протянула руку, взяла песок и бросила на стеклянную поверхность. Мир ожил и завертелся. Страница перевернулась, хотя ни один из нас этого еще не знал. Это был странный мир. Вертелся, когда хотел, не слушался, жил своей жизнью…

Сутками напролет я стояла у неуклюжей конструкции из банок и куска стекла и пыталась вникнуть в эту новую вселенную, где нет ни красок, ни грифеля, где ни одна из картин не живет дольше минуты. Водила пальцем в воздухе, боясь коснуться песка, закрывала глаза и смотрела в растворяющиеся силуэты. Это был чужой мир, непонятный, эфемерный, но все мое существо тянулось к нему, словно я кролик, а на стекле — удав… В моменты бессилия опускала руки, глядя на размытые контуры. Я не знала, что делать, как «оживить» песок. От этого то срывалась на крик, то переходила на шепот, а песок молчал, рассыпавшись миллиардами звезд над моей головой.

— Какая картина далась вам труднее всего?

— В самом начале пути получались картины, но не театр. Никто не оживал, ничто не пело и не хотело отвечать мне. Весь декабрь я пыталась рисовать. Искала пути трансформации, меняла песок. Хорошо получалось до тех пор, пока я не заканчивала работать над статичной картиной и не переходила к ее смене. Потом все превращалось в пресное уродство. Днем я занималась Димой: гуляла с ним, кормила, играла. А уложив его спать, шла в крошечную комнатушку, запирала дверь и до рассвета гоняла песок по стеклу. Утром, проснувшись вместе с Димой, переодев и покормив его кашей, давала себе слово, что больше не пойду в эту комнату. Весь день ходила в уверенности, что так и сделаю, но ночью опять не могла пройти мимо заветной двери.

Мне кажется, в этой комнатушке я живу до сих пор, вернее сказать, она осталась внутри меня. И когда мне сложно, не могу сделать шаг в песочном мире, то, закрыв глаза, переношусь в свою каморку. Запираясь в этом чуланчике, я пыталась понять, что должно произойти, чтобы песок перестал быть песком, а стал миром. Не знаю, как это случилось, только однажды ночью что-то новое открылось мне. Не могу объяснить, что произошло, но за ночь мое мировоззрение полностью перестроилось. Оно стало как бы «песочным», другим. С той ночи все кардинально изменилось, и то, что раньше было мукой анализа и размышлений, стало легким, как воздух, жизненно необходимым.

— Говорят, недавно своим мастерством вы поразили королеву Дании.

— Подготовка к этому большому выступлению началась почти год назад. Концерт состоялся в новом здании «Дома музыки» с потрясающей акустикой. Я выступала с Королевским симфоническим оркестром под управлением дирижера Датской национальной оперы Рамона Гамбы. Концерт состоялся в Ольборге, на нем присутствовала сама королева Маргрете II. Она сидела в первом ряду. Ее Величество обладает какой-то особой энергетикой, ощущаемой почти физически. Мне передали, что королеве очень понравилось мое выступление.

— Вы бываете во многих странах, не хотелось где-то остаться навсегда?

— Я выступала более чем в тридцати странах, была на всех континентах, кроме Антарктиды. Но чем больше миров вставало передо мной, тем сильнее я любила родной город. Нравилось везде. Сильное впечатление произвел Сидней. Туда я рада буду вернуться с сыном, когда он станет постарше для столь долгого перелета.

— О чем сейчас мечтаете?

— Меня всегда удивляло, что кого-то могут сделать счастливым кольцо, машина, вертолет или личный остров… Если бы все было так просто. Я, наверное, не знаю, что такое мечтать. Никогда не думаю о том, что не может сбыться. Поэтому строю лишь планы.