Події

«костику исполнилось уже четыре года, а он до сих пор не может встретиться со своей старшей сестричкой»

0:00 — 24 квітня 2009 eye 367

Решением Овидиопольского суда Одесской области двое малолетних сирот Костик и Ирочка Фесечко, насильно разлученные после смерти их матери, признаны братом и сестрой

Статья в «ФАКТАХ» «Я говорю: «Это моя внучка», а мне незнакомая женщина отвечает: «Была ваша, стала наша» (номер от 29 октября 2008 года) вызвала огромный резонанс. Читателей взволновала история о том, как в Одессе чиновники умышленно разлучили родных братика и сестричку — Костика и Ирочку Фесечко, оставшихся сиротами после смерти их мамы. Из-за махинаций нечистоплотных людей мальчик был оформлен как подкидыш, лишившись своей фамилии, родственных связей, а заодно и… права на жилье. Более двух лет воспитательница детского дома семейного типа Любовь Литвин, под опекой которой находится мальчик, пыталась добиться воссоединения детей. В официальных инстанциях ей отказывали, заявляя: «Докажите их родство через суд».

После публикации судьбой сирот заинтересовались депутаты Верховной Рады. Для выяснения обстоятельств этого дела были направлены запросы в Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, в Министерство внутренних дел. В Одессу выехала группа специалистов, которые после тщательной проверки фактов и документов пришли к выводу о неправомерных действиях сотрудников Малиновской районной администрации Одессы…

«Мальчик был очень ослабленный, нуждался в лечении»

Все началось с того, что мать-воспитательница детского дома семейного типа Любовь Литвин взяла из больницы в свою приемную семью годовалого мальчика — по документам Виталика Лазаренко.

- Малыш был очень ослабленным, нуждался в лечении, — вспоминает опекун мальчика Любовь Литвин.  — Я стала водить его на консультации к врачам, обратилась к медицинским справкам и документам, которые отдали мне вместе с ребенком. Там-то и «всплыли» настоящие имя и фамилия ребенка — Фесечко Константин.

Позже выяснилось, что одесситка Светлана Фесечко, имеющая дочь Ирину 2003 года рождения и сына Константина 2005 года рождения, серьезно заболела и в 2006 году умерла. Буквально за пять дней до ее смерти маленьких детей, находившихся у бабушки Анны Лебедевой (приемной матери Светланы Фесечко), забрала некая Валентина Гончаренко. С ней Светлана познакомилась в церкви незадолго до своей кончины. Гончаренко определила малышей в Одесскую областную детскую кожно-венерологическую больницу. А после смерти Светланы и похорон она наведалась в больницу и забрала оттуда осиротевших чужих детей (ни у медиков, ни у милиции действия Гончаренко не вызвали подозрений, поскольку она является хозяйкой семейного детского дома). В тот же день женщина доставила Костю Фесечко в Овидиопольскую районную больницу. Там представила мальчугана как╔ подкидыша, на него составили акт и дали новое имя — Виталий Лазаренко.

С Ирочкой, родной сестричкой Костика, Гончаренко поступила иначе. Полгода девочка прожила в ее приемной семье. Затем женщина отвела ребенка в один из городских приютов для детей. А спустя пять месяцев Ирочку по распоряжению Малиновской районной администрации Одессы определили в детский дом.

- Костика опознала его бабушка — Анна Лебедева, — продолжает Любовь Литвин.  — Пенсионерку удалось отыскать в однокомнатной квартире по улице Космонавтов, где Светлана с детьми проживала до своей кончины. (Кстати, по словам 78-летней Анны Лебедевой, Валентина Гончаренко обещала досматривать ее, но хотела переоформить на себя и приватизировать квартиру старушки. Когда же пожилая женщина отказалась, «благодетельница» исчезла.  — Авт. ).

- Я решила добиться правды и справедливости, — говорит Любовь Литвин.  — Нельзя, чтобы нечистоплотные люди превращали детей в орудие для достижения своих корыстных целей. С 2006 года обращалась в различные инстанции с просьбой решить вопрос воссоединения сирот — родных сестрички и братика… Просила отдать мне под опеку Ирочку, чтобы дети воспитывались вместе. Но мне отказали, дескать, родство детей не доказано судом.

А буквально через два дня после отказа совет опеки и отдел по делам детей Малиновской райадминистрации Одессы на внеочередном заседании, невзирая на отсутствие некоторых необходимых документов, в срочном порядке вынес решение: отдать Ирочку Фесечко под опеку другой гражданке.

- При этом администрация района, на территории которого находится детский дом, где жила Ирочка, не давала своего согласия на оформление опекунства над девочкой! — не может скрыть возмущения помощник народного депутата Оксаны Билозир Лидия Меленко, которая приняла деятельное участие в судьбе сирот.

К чему такая поспешность? Частично ответ на этот вопрос заключен в строках письма председателя (теперь уже бывшего) Малиновской райадминистрации: «В соответствии с рекомендациями совета опеки и попечительства… для защиты жилищных прав малолетней Ирины нет оснований для возражений, чтобы опекун осуществила меры по приватизации квартиры на улице Космонавтов (квартира Анны Лебедевой.  — Авт. ) в Одессе».

Новоиспеченная опекунша категорически запретила девочке общаться с бабушкой Анной Лебедевой. Оформив — без ведома хозяйки-пенсионерки(!) — приватизацию квартиры, опекунша повсеместно представляла справки о том, что она материально хорошо обеспечена, у нее имеется огромная жилплощадь. При этом то, что разлучены родные брат и сестра, ее не волновало: «Двух детей я не планировала!» О маленьком Косте Фесечко, права которого грубо нарушили, чиновники «забыли».

«Суд считает, что Гончаренко не имеет морального права быть воспитателем детей»

Любовь Литвин решила отстоять законные права мальчика уже в судебном порядке. Она направила в Овидиопольский районный суд заявление с просьбой рассмотреть вопрос о признании родственных отношений между несовершеннолетними Фесечко Ириной и Лазаренко Виталием. После неоднократных переносов — из-за неявки должностных лиц — в своем решении от 5 марта 2009 года суд констатировал: «Фесечко Светлана Владимировна, умершая 24 января 2006 года в городе Одессе, является матерью Лазаренко Виталия Витальевича… Обязать отдел регистрации актов гражданского состояния Овидиопольского районного управления юстиции Одесской области внести изменения в актовую запись № 12 от 14. 02. 2006 г. о рождении подкинутого ребенка Лазаренко Виталия Витальевича, указав фамилию ребенка вместо Лазаренко — Фесечко, записав матерью ребенка Фесечко Светлану Владимировну».

Вынес суд и частное определение относительно Валентины Гончаренко: «В процессе судебного рассмотрения дела было установлено, что воспитатель детского дома семейного типа «Ласточка», расположенного в поселке городского типа Таирово в Овидиопольском районе Одесской области, Гончаренко Валентина Петровна, злоупотребляя своими правами воспитателя, без каких-либо законных оснований помещала в лечебное учреждение малолетних Фесечко К. и Фесечко И. Также без каких-либо законных оснований забрала детей из указанного лечебного заведения, поместив затем Фесечко Ирину в приют, а относительно ее младшего брата предоставила неправдивую информацию в органы внутренних дел и в лечебное учреждение, сообщив, что мальчика неизвестные личности подкинули в семейный дом, где она является воспитателем.

Помимо того, в процессе судебного рассмотрения дела Гончаренко, несмотря на то, что она была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, дала суду неправдивые свидетельства о помещении детей в лечебное учреждение, о приватизации квартиры детей и обстоятельствах похорон их матери. Исходя из вышеизложенного, суд считает, что Гончаренко не имеет какого-либо морального права быть воспитателем детей».

Об этом суд известил Одесский городской совет и прокурора Овидиопольского района.

Казалось бы, справедливость восторжествовала, но…

Теперь, после суда, закон стремятся обойти «с другой стороны». Из Малиновской райадминистрации в адрес районного суда поступил документ: «Вывод о целесообразности усыновления малолетней Фесечко Ирины Владимировны». Гражданка, которая оформила опеку над девочкой, уже желает ее… удочерить. В этом документе указывается: «Малиновская районная администрация считает, что усыновление гражданкой Украины (фамилия и инициалы) малолетней Фесечко Ирины является в интересах ребенка, но данный вопрос оставляет на рассмотрение суда».

- Создается впечатление, что кому-то очень хочется, чтобы разлука родных душ, маленьких сирот продолжалась как можно дольше, — говорит Любовь Литвин.  — О каком усыновлении здесь идет речь, когда действуют корыстные мотивы. Ведь не напрасно же в народе говорят: «Усыновление — это рождение ребенка сердцем». В данном случае сам ход событий свидетельствует о бессердечии.

- Когда детей разлучили, Ирочке было три года, а Костику — девять месяцев, — сетует бабушка детей Анна Лебедева.  — На днях мальчику исполнилось уже четыре года, а он до сих пор не может увидеть свою родную сестричку. Назначенная Ирочке опекунша так и не позволяет деткам встречаться. После моих настойчивых требований она как-то раз привезла девочку, показала, но даже подняться ко мне на этаж не позволила. Опекунша все время повторяет, что Костик — не брат Ирочки…

- Мне не безразличны судьбы этих детей, — говорит народный депутат Украины Оксана Билозир.  — Кто и на каком основании дал право чиновникам распоряжаться не только имущественными, жилищными правами, а и самими жизнями ребятишек-сирот? Самым грубым образом нарушаются права несовершеннолетних. Что за этим стоит: халатность, безответственное отношение к своим служебным обязанностям или коррупция — еще предстоит выяснить.

Одиннадцатого апреля Оксана Билозир специально посетила Одессу и инициировала расширенное совещание всех заинтересованных сторон и служб, имеющих отношение к судьбам Ирочки и Костика.

- Мы самым серьезным образом занимаемся данным вопросом, — заявил на совещании заместитель прокурора Одесской области Анатолий Меденцев.  — Здесь явно усматривается халатное отношение к исполнению служебных обязанностей отдельными чиновниками Малиновской райадминистрации. А гражданку Гончаренко за такие действия, убежден, следует судить.