Культура та мистецтво

«подделки работ николая глущенко, которые создавались в 1970-е годы, еще при жизни художника, складировались на чердаках и естественным образом старились. Сейчас эти фальшивки гуляют по всей стране! »

0:00 — 30 квітня 2009 eye 1197

Недавно созданная Гильдия антикваров Украины будет защищать коллекционеров от псевдошедевров

В нашей стране наконец создано профессиональное объединение антикваров, призванное сделать рынок предметов искусства более цивилизованным… Подобные организации давно действуют практически во всех государствах мира. Одной из целей сообщества является борьба с подделками произведений искусства, с которыми, как утверждают эксперты, им приходится сталкиваться едва ли не каждый день.

Президентом Гильдии антикваров Украины стал известный политик и коллекционер Дмитрий Табачник, а возглавил правление генеральный директор киевского музея «Духовнi скарби Укра∙ни» Игорь Понамарчук.

«Покупки «из рук в руки» опасны тем, что иногда продавец сам не знает, что предлагает не подлинник»

- Практически каждая десятая работа, которую приносят для продажи в галереи, — подделка, — рассказывает глава правления Гильдии антикваров Украины Игорь Понамарчук.  — После того как несколько лет назад российским музеям запретили проводить официальную экспертизу (этим правом обладают несколько специализированных центров, оснащенных современнейшим оборудованием), в Украину хлынул поток произведений искусства, подлинность которых подтверждена целым букетом документов «дозапретного» времени. Среди этих работ огромное количество подделок. А заключения, которыми они сопровождаются, как говорится, выеденного яйца не стоят. На поверку оказывается, что либо это произведения малоизвестных западных художников, на которые нанесена подпись выдающихся мастеров, либо местные «шедевры», написанные вчера или позавчера и искусственно состаренные.

- Как же не стать жертвой мошенников?

- Покупать предметы искусства нужно в галереях или на аукционах. Приобретать антиквариат в подворотне, как это было в советское время, не стоит. На заре перестройки дельцы нередко приносили картины в кабинеты чиновников и банкиров, и у них покупали, потому что считали, что это значительно дешевле, чем в галерее. Сейчас большинство коллекционеров отказались от этой практики. Но не все. Человек думает, что экономит, а на самом деле теряет. Подлинность работы определить не так просто, как думают некоторые. Одной визуальной оценки часто бывает недостаточно, нужна серьезная дополнительная экспертиза, в том числе химико-технологическая. Покупки «из рук в руки» опасны и в том смысле, что иногда продавец сам не знает, что предлагает подделку. Предположим, он когда-то купил работу Крамского, много лет она «жила» с ним, и вот он решил ее продать. А, оказывается, его самого ввели в заблуждение!

Но больше всего, конечно, подделок, созданных целенаправленно. Например, в 1970-е годы были написаны несколько сот фальшивых картин, которые планировали продать как произведения кисти Николая Глущенко. Организатором этого мошенничества стал один из первых коллекционеров работ знаменитого украинского художника. Собирать картины Глущенко он начал еще при жизни мастера. Этот человек быстро сообразил, что полотна Николая Петровича будут хорошо расти в цене, и наладил производство подделок в Харькове. Рисовали в стилистике Глущенко несколько талантливых художников. Потом их картины складировались на чердаке и… естественным образом старились. Тогда их не продавали, а сейчас они в самый раз. Технологический анализ подтверждает, что это работы именно того времени, когда жил и творил Николай Глущенко. Все они были написаны со ставкой на будущее!

«В коллекцию одного известного украинского политика попали откровенные копии Ивана Айвазовского»

- Невероятно… Неужели этот человек предвидел, что настанут времена, когда работы этого художника будут продаваться на аукционах за огромные деньги?

- Не думаю, что он был таким уж провидцем. Дело в том, что хорошая живопись и в те годы прекрасно продавалась, только все это было кулуарно и тихо.

- Этот человек еще жив?

- Нет. Но огромное количество подделок гуляет по Украине. Отличить их от подлинников можно только по стилистическим особенностям: цветовой гамме, которая не была свойственна художнику, характеру наложения мазков. Встречались подделки… из «цитат» нескольких картин Глущенко. Один натюрморт, к примеру, был составлен из фрагментов нескольких.

- Кого из украинских художников сегодня подделывают чаще всего?

- Николая Глущенко, Сергея Шишко, Адальберта Эрдели, Иосифа Бокшая… Люди хотят покупать картины выдающихся мастеров, а спрос, как известно, рождает предложение.

- Несколько лет назад в России разразился страшный скандал, связанный с тем, что среди картин, подаренных Владимиру Путину, обнаружили… подделки. В Украине случались подобные истории?

- Скандал с путинской коллекцией был таким громким, потому что подделывали картины стоимостью в десятки миллионов долларов! Покупалась картина неизвестного западного пейзажиста за пять тысяч долларов, ставилась подпись выдающегося русского мастера, например, Шишкина или Поленова — и все дела. Человек, который покупал псевдошедевр на подарок, мог не знать, что приобретает фальшивку. Случались подобные истории и в нашей стране. В коллекцию одного известного украинского политика попали откровенные подделки Ивана Айвазовского. При взгляде на них с расстояния 20 метров любой искусствовед сказал бы, что к кисти известного мариниста они никакого отношения не имеют. Еще одна история, когда знакомый одного из украинских олигархов, пришедший на его день рождения, рассматривая висящие на стенах картины, обнаружил подделку и поспешил сообщить об этом юбиляру. Услышав такое, виновник торжества не на шутку оскорбился: «Ты знаешь, кто мне эту картину подарил? Эти люди не могут всунуть фальшивку!» Дело чуть не дошло до драки… На следующий день этот олигарх вызвал эксперта, и тот подтвердил, что картина действительно… фальшивка.

«Приобретение шедевров не терпит суеты!»

- Еще один интересный способ продать подделку мошенники практикуют уже несколько лет, — продолжает Игорь Тарасович.  — Попадают в такую «мышеловку», как правило, начинающие коллекционеры. Человек получает письмо. В нем — рассказ о том, что некая иностранка, часть коллекции которой якобы хранится в Украине, хочет срочно и недорого ее продать, так как нуждается в средствах. Абонент втягивается в переписку или переговоры. Цены настолько привлекательны, что устоять невозможно. А имена художников такие громкие, что известны каждому. Например, Перов, Репин… Речь идет о небольших работах. Продаются они «срочно»! А цены просто смешные — одна-две тысячи долларов! Человек в эйфории приобретает и начинает предлагать эти картины галереям и аукционам, утверждая, что это… шедевр. И что оказывается? В большинстве случаев это старенькие ученические этюды очень слабого уровня. Первый раз с такого рода мошенничеством мы столкнулись в 2000 году. Приносят нам такие «шедевры» и по сей день.

- Потерпевшие обращались в милицию?

- Я таких случаев не знаю. Во-первых, человек, ставший жертвой аферы, боится выглядеть смешным. Во-вторых, нередко покупатель одалживал деньги на «шедевр» у кума втихую от жены — в надежде прокрутить «сделку века»… (Смеется. ) Чтобы не попасть в сети к мошенникам, запомните: шедевры не покупаются в горячке. Когда тебе говорят, что нужно быстро дать деньги, потому что завтра работу увезут, продадут, вернут хозяину, — это должно сразу насторожить. Покупка шедевров не терпит суеты! Приобретение произведений искусства предполагает консультации с экспертами, музейщиками… Для чего, собственно, накануне аукционов организуются предаукционные выставки? Чтобы потенциальный покупатель мог посоветоваться с экспертом, которому доверяет, осмыслить покупку…

- На прошлогоднем Большом антикварном салоне, который проходил в Украинском доме, в одной из экспозиций обнаружили полотно, украденное из музея…

- Риск приобрести украденное произведение искусства всегда существует, потому что музейный фонд Украины не каталогизирован. Давно пора создать компьютерную базу музейных экспонатов. Ведь нередко, когда случается очередное хищение из музея, оказывается, что нет даже фотографии этого экспоната! Теперь же, когда создана Гильдия антикваров Украины, вся информация о кражах из музеев, церквей (что очень актуально для собирателей икон) и частных коллекций будет размещена на нашем сайте.

- Вам лично приходилось сталкиваться с крадеными произведениями искусства?

- Была история. Как-то, любуясь иконами в нашем салоне, отец Дамиан вдруг вспомнил, что одну из них он когда-то видел в периферийной церкви. Мы тут же связались с ее священником, и тот рассказал, что, действительно, несколько лет назад она была похищена. Я вернул икону храму. Однако отследить цепочку преступления не удалось. Через слишком много рук она прошла до того момента, как я ее приобрел.

- Игорь Тарасович, правда, что вы подарили музеям Киева более 500 экспонатов?

- Это так. Причем это уникальные вещи! Например, прижизненный портрет Драгоманова. А мой друг, князь Никита Лобанов-Ростовский, ныне живущий в США, подарил Национальному музею Украины 14 работ Александры Эстер и картину Ильи Репина. Еще один мой товарищ, Владимир Луцив, который сейчас живет в Лондоне, передал в дар Надвирнянскому музею 1240 экспонатов. Мой приятель Яков Бердичевский безвозмездно отдал всю свою коллекцию, на базе которой был создан музей Александра Пушкина в Киеве. Борис Свешников подарил Национальному музею Украины 23 работы Сергея Васильковского. И таких примеров немало. Но могло бы быть еще больше, если бы ввоз произведений искусства из-за границы не облагался огромной пошлиной на таможне. Наши соотечественники часто хранят приобретенные шедевры за границей. Если бы эти предметы искусства попали в страну, то рано или поздно стали бы национальным достоянием. Потому что история свидетельствует: практически все государственные музеи вышли из частных.