Известный актер приехал в столицу Украины, чтобы сыграть в гастрольных спектаклях питерского Большого драматического театра имени Г. Товстоногова
Есть актеры, которых любят все, без исключения. Они завоевали зрительские сердца как-то сразу и навсегда. Фильмы с Олегом Басилашвили (»Осенний марафон», «Вокзал для двоих», «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово») мы знаем почти наизусть, но каждый раз смотрим их будто впервые. Участие Олега Басилашвили в той или иной картине или спектакле всегда гарантия качества. Говорят, в родном Большом драматическом театре, в котором Олег Валерианович служит уже 50 лет, его любя называют Басей Так к нему обращалась на репетициях и Алиса Фрейндлих во время киевских гастролей. 74-летний актер жаловался на неважное самочувствие из-за жары, но в спектаклях «Калифорнийская сюита» и «Дядюшкин сон» перевоплощался на глазах. Киевские зрители аплодировали знаменитому актеру стоя.
- Олег Валерианович, правда, что вас называют Басей?
- В театре так ко мне обращались только близкие друзья. Увы, почти никого из них уже нет в живых. Из старой гвардии, включая меня, осталось два-три человека, да и то на ладан дышим. У нас был спектакль «Квартет», в котором мы со зрителями прощались: Кира Лавров, я, Зиночка Шарко и Алиса Фрейндлих. Главные герои — певцы, живущие в доме ветеранов и мечтающие в день рождения Джузеппе Верди спеть квартет из оперы Верди «Риголетто». Когда-то они исполняли его лучше всех в мире. Сейчас голоса уже нет, но они живут этой мечтой и вместе с ней уходят из жизни. Голоса звучат, а певцов уже нет. Вот и Кира Лавров уже на том свете
- Кирилл Юрьевич умер вскоре после съемок в картине «Мастер и Маргарита», что в очередной раз дало основание говорить о влиянии этого мистического романа на судьбы актеров, которые играют его в театре или на сцене. Вы не боялись, соглашаясь на роль Воланда?
- Конечно, хочется сказать: все это ерунда! Но, думаю, с романом действительно все обстоит не так просто. Честно говоря, мне тоже было немного не по себе, когда получил предложение сыграть Воланда. Все вокруг говорили: «Мистика! Бог вас покарает!» Тогда я как раз был в Киеве на гастролях, вот и решил пойти в только что восстановленный храм в Киево-Печерской лавре попросить у Бога разрешения сниматься в «Мастере и Маргарите». Прихожу, а храм закрыт. Делать нечего, зашел в находящийся рядом. Стою. Вдруг подходит ко мне женщина. «А вы не хотите посмотреть восстановленный храм?» — спрашивает. «Мечтал об этом, только там закрыто», — говорю. А она мне: «Пойдемте, вдруг пустят». И точно, только мы подошли, какой-то служка двери открывает: «Проходите». Я оказался в храме один и воспринял это как знак: мне разрешают.
- На ваш взгляд, кто такой Воланд? Дьявол?
- Ни в коем случае! Дьявол — искуситель, он даже Христа искушал в пустыне. А Воланд никого не совращает, он просто наказывает порок. Убивает стукача барона Майгеля, казнит атеиста Берлиоза, а из талантливого, но малограмотного поэта Бездомного делает философа. Ему много тысяч лет отроду, он прожил гигантскую жизнь, говорил с самим Богом. И вот спустя сотни тысяч лет является на Землю, чтобы посмотреть на людей. В социалистической Москве, говорят, живут свободные люди, отрицающие Бога. Интересно! И что же он видит? Люди такие же, какими они были тысячи лет назад. Одеваются иначе, на автомобилях ездят, но в остальном все, как прежде. «Я прав», — думает он. Весело ему или грустно? Грустно, потому что человеческую природу, в которой заложено много подлого, не изменить. И вдруг он встречает двоих, которые не похожи на остальных людей. Талантливого и честного писателя (не от мира сего) и женщину, которая кожу с себя готова содрать, только бы ему было хорошо. Такой любви Воланд тоже не встречал. Более того, он завидует Мастеру, потому что его самого никогда так не любили и любить не будут. И он понимает, что этим двоим не место на земле, их просто затопчут в этом «социалистическом раю». Жаль. Значит, надо им помочь. И он помогает. Разве это плохой поступок?
- Существует легенда, согласно которой Эльдар Рязанов обязался снимать вас в каждой своей картине.
- Это не легенда. Такая расписка у меня действительно была. Я ее потом немножечко переделал, дописав: «А если я не буду снимать Басилашвили в своих картинах, обязуюсь выплачивать ему гонорар за невыполненную работу как за выполненную». И пригрозил подать на него в суд. Он, видимо, с перепугу начал активно меня снимать. Хотя насчет всех своих картин Рязанов, наверное, погорячился. Первым нашим совместным фильмом стал «Служебный роман».
- Достаточно вспомнить фильм «О бедном гусаре замолвите слово», где я играл Мерзляева, — одна фамилия чего стоит. Действительно, у него я, как правило, играл людей, мягко говоря, неоднозначных. Но никогда не обижался. Наоборот, всегда был благодарен, ведь в советское время только в отрицательных ролях была правда.
- К тому же все ваши мерзавцы получались обаятельными!
- А как же! Отрицательный персонаж обязан быть симпатичным, ему должны верить.
- Бывало такое, что вас утвердили на роль, а ее сыграл другой актер?
- Могу вспомнить всего один такой случай. После проб я получил главную роль. Съемки должны были начаться через две-три недели, и вдруг режиссер вызвал меня к себе, на «Ленфильм». Захожу в комнату, а там сидит вся группа: оператор, его ассистенты, художник по костюмам и даже гримеры. «Олег Валерианович, — говорит режиссер, — вы знаете, как я хотел, чтобы вы снимались в моей картине. Но, к сожалению, вы эту роль играть не будете. Почему, я не могу объяснить. И хотя от нас это не зависит, все равно извините». Режиссер собрал всю группу, чтобы я поверил: он не врет. Когда я впоследствии увидел картину, сам все понял. Главную роль отдали актеру, жена которого работала на «Ленфильме» редактором.
- Нынешнее время имеет преимущество перед советским?
- Если брать во внимание отсутствие дефицита и возможность путешествовать, безусловно. Помню, как я впервые попал в Финляндию, которая в свое время была забитой окраиной царской России. На меня она произвела ошеломляющее впечатление. Железнодорожный вокзал в Хельсинки похож на нынешний шикарный торговый центр «Глобус». Насколько я знаю, у вас в Киеве такой тоже есть. Можете себе представить: попасть в такой рай из нищей, полуголодной страны. Ведь мы жили в коммуналках, где не было приличных туалетов, а из кранов только по большим праздникам текла горячая вода. Если вам удавалось купить носки, вас непременно спрашивали: «Где достал?» Или кто-то прибегал на работу и истошно кричал: «В соседней «стекляшке» выбросили кур!» И все неслись туда.
- Да, мы влюблялись, ухаживали за девушками, женились, рожали детей и в общем были счастливы. Но в той жизни были определенные условия игры. Чтобы съесть курицу, надо было сначала ее достать. За холодильником шли в обком партии, только там его могли выписать. За машиной нужно было долго стоять в очереди, правом на льготы пользовались лишь избранные категории населения. Меня, например, в очередь на мой первый автомобиль записал какой-то ветеран. И вдруг мы попали в мир, где совершенно невообразимое количество ярких красок и не виданных нами доселе товаров. Знаете, что меня больше всего поразило в Японии? Зажигалки! Я, видите ли, много курю, поэтому на гастроли брал с собой несколько упаковок спичек. А они оказались бракованными, без серы. Протащил через половину земного шара полчемодана простых палочек.
- Обидно!
- До ужаса! Вот и говорю японцу: «Я зажигалку свою забыл». Стыдно же признаться, что у нас их днем с огнем не сыщешь. А он так небрежно говорит: «Возьмите мою». Я эту зажигалку потом подарил своему другу, который долго отказывался: «Это очень дорогой подарок». Представляете? Суточные у нас были четыре доллара, столько стоит один бутерброд. Как на эти деньги сутки прожить? Невозможно, поэтому мы везли с собой два чемодана: один — с вещами, другой — с продуктами. Все было точно рассчитано: сухая колбаса, потому что она не портится, хлеб, пусть даже черствый, но свой, электроплитка, пакеты с сухими супами и кашами. Их, как и колбасу, тоже надо было достать. Всем этим мы питались, чтобы четыре доллара сэкономить. Гастроли длились два месяца, и на руках у нас оказывалось по 240 долларов — большие деньги! Умудрялись купить жене шубу, детям ботинки, подгузники всякие. Чувствовали себя униженными. Мы не ходили не то что в рестораны, даже в закусочные. Помню, в Японии я получил большой гонорар и попросил одну нашу актрису, Валю Ковель, у которой был такой же размер ноги, как у моей жены, пойти со мной в магазин. В шикарном магазине мы купили шесть пар обуви супруге. Конечно, дефицит ужасен, хотя по сравнению со сталинскими временами все это было совершеннейшей ерундой.
- Что вы помните о том времени?
- Расскажу вам один эпизод Идем мы с приятелем на подмосковной станции Пушкино, где у нас была дача. Солнце светит, птички поют, мороженое вкусное едим. Стоят эшелоны с заключенными: обыкновенные теплушки, как для скота, с зарешеченными окошками. Их охраняют вооруженные солдаты. И кто-то там за решеткой скребется, пытаясь обратить на себя наше внимание. Ни разу у нас в душе не шевельнулось к ним никакого чувства — ни жалости, ни сострадания. А ведь там люди. Полнейшее равнодушие. Правда, и ненависти к ним как к врагам народа тоже не возникало. Если кого-то из знакомых арестовывали, этот человек просто исчезал. И к подобному тоже относились как к должному! Просто шепотом передавали друг другу новость: «У Витьки отца арестовали». — «Да, а за что?» Вина человека сомнению не подлежала, все интересовались, что именно он сделал. В обществе царило равнодушие, а это, на мой взгляд, очень страшно.