На 56-й международной математической олимпиаде в командном зачете украинские школьники стали лучшими в Европе
Международная математическая олимпиада — это своего рода чемпионат мира по математике среди старшеклассников. Первая олимпиада состоялась в 1959 году в Румынии. Тогда ее участниками были ребята из семи стран. В этом году в таиландском городе Чиангмай соревновались юные математики из 104 стран. Украина принимает участие в олимпиаде с 1993 года. За это время наши ученики завоевали 33 золотые, 53 серебряные и 38 бронзовых медалей. В минувшем году украинская команда была лучшей в Европе. В нынешнем — ей удалось повторить это достижение.
*В команду украинских школьников, которые ездили на международную математическую олимпиаду в Таиланд, входили шестеро учеников, и трое из них — девочки
Из шести членов сборной команды Украины трое — ученики Харьковского физико-математического лицея № 27. Все они одноклассники. Денис Смирнов привез домой «золото», София Дубовая — «серебро», «бронза» досталась Во Динь Тхань Фонгу. О своих впечатлениях ребята поделились с «ФАКТАМИ».
На международную математическую олимпиаду Денис и София ездили второй год подряд. В прошлом году они привезли «серебро» и «бронзу». Во Динь Тхань Фонг на олимпиаду полетел впервые и вернулся с бронзовой медалью.
— В Таиланд мы летели долго, девять с половиной часов, с тремя пересадками, — говорит выпускница Харьковского физико-математического лицея София Дубовая. — Делали пересадки в Стамбуле и Бангкоке. Первое время в Таиланде просто не могли дышать. Было очень жарко, душно, влажно. В прошлом году олимпиада проходила в Южно-Африканской Республике, в Кейптауне. Когда мы туда прилетели, у них была зима. И хотя на улице было не очень холодно, около 10 градусов тепла, в помещениях мы замерзали. Там вообще нет отопления. Мы писали задания, сидя в пальто и куртках.
В этом году спасали кондиционеры. Хорошо, что было пять дней на адаптацию. Поселили нас в красивой гостинице с бассейном. Ездили на экскурсии, знакомились со страной и привыкали к местному времени. У нас с ними разница четыре часа. За пять дней успели перестроиться. Другие участники, у которых было меньше дней на адаптацию, чувствовали себя намного хуже. Многие говорили, что не могли сосредоточиться на решении задач, потому что пребывали в сонном состоянии.
Олимпиада проходила в Чиангмае. Это второй по величине город Королевства Таиланд. Он считается научным и культурным центром. В нем созданы все условия для туристов — много баров, массажных салонов. Есть и университет, в который нас возили на экскурсию. За эти пять дней мы многое повидали. Особенно запомнилась поездка в специальный парк, где живут тигры. Нам даже разрешили их потрогать и сделать фото.
Олимпиада проходила в два тура. В первый и второй день на решение заданий было выделено по четыре часа. В международной олимпиаде я участвую во второй раз, поэтому могу сказать, что задания почти всегда одинаковой сложности — серьезные. Я решила две задачи в первый день, и две — во второй. Всего в каждом туре было по три задачи.
Принято считать, что международная математическая олимпиада собирает самых умных детей планеты. Для того чтобы участвовать в соревнованиях такого уровня, каждый должен показать результат в местных олимпиадах. В Украине отбор происходит в несколько этапов. Сначала школьные олимпиады, потом районные, областные, затем всеукраинские. Отбираются 12 детей, получивших лучшие результаты. Шестеро из них едут на международную олимпиаду. Среди юных математиков в основном мальчики. Девочек очень мало. Как говорит София, украинская команда стала единственной, где из шести участников три девочки. Еще две школьницы были в команде Боснии и Герцеговины.
София признается, что стала математиком неожиданно для себя, благодаря учителю.
— В харьковский лицей № 27 пришла в пятом классе, — продолжает Соня. — До этого посещала другую школу и не особенно любила математику. Мне повезло, что этот предмет у нас читал Сергей Александрович Лифиц. На его уроках всегда весело, интересно. Учитель смог заинтересовать и меня математикой. Свое будущее я тоже связываю с этой наукой.
Перед талантливыми детьми были открыты двери любого университета страны.
— Я решил поступать в Харьковский Национальный университет имени Каразина, — вступает в разговор золотой призер олимпиады Денис Смирнов. — На отделение математики. Студенты этого университета получают хорошие знания и фундаментальное математическое образование. Очень люблю эту науку. В этом году мне удалось победить на олимпиаде, потому что правильно рассчитал алгоритм выполнения заданий. Сделал две самые сложные задачи, а на третью, совсем легкую, времени не хватило. Но в итоге оказалось, что набрал больше баллов, чем другие, и получил золотую медаль.
Для меня международные олимпиады — это прежде всего праздник, где люди общаются друг с другом. Я поехал уже второй раз, встретил много знакомых. Было здорово. Конечно, после того, как мы немного привыкли к жаре и духоте. Из-за такой высокой влажности воздуха чувствовали себя ужасно, но потом освоились и было нормально. Таиланд покорил нас своей красотой и экзотикой. Удалось попробовать блюда местной кухни. Когда гуляли, заходили в кафе. А во время олимпиады нас кормили стандартной едой, чтобы не было никаких проблем с пищеварением.
Родители Во Динь Тхань Фонгу — уроженцы Вьетнама. Парень рассказал, что его отец и мама во времена СССР приехали учиться в Харьков по обмену. Город настолько им понравился, что после окончания учебы вьетнамцы остались в Украине.
— Мне было немного легче переносить этот климат, потому что я уже бывал в Таиланде и на родине родителей, во Вьетнаме, — говорит Во Динь Тхань Фонгу. — Но все равно непросто было перестроиться. Во время олимпиады я слишком много времени потратил на решение второй задачи и в итоге не успел решить еще две. У каждого участника была своя стратегия решений. Я немного не рассчитал.
В лицей № 27 я пришел в девятом классе. Учусь вместе с Денисом и Соней, мы подружились. Считаю, нам повезло с учителями. На уроках математики всегда интересно, сложно и забавно. В лицее еще и много кружков, дополнительных занятий. Мои родители никогда не занимались серьезно математикой. Все свои достижения связываю только с уровнем преподавания. Конкуренция способствует движению вперед. Олимпиада произвела на меня огромное впечатление. Это так здорово — общаться с интересными людьми, узнавать новые стороны жизни на нашей планете. Мы с Соней и Денисом решили, что втроем будем учиться и дальше. И с сентября, надеюсь, уже станем студентами университета имени Каразина.
Специализированная физико-математическая школа № 27 была открыта в Харькове в 1963 году. У ее истоков стояли выдающиеся советские ученые. Среди выпускников много известных людей: академик Владимир Семиноженко, несколько докторов физико-математических наук, лауреат Филдсовской премии — престижной математической награды — Владимир Дринфельд. Ольга Левина стала двукратной чемпионкой мира по стоклеточным шашкам. Выпускники школы работают в лучших университетах Украины, а также во многих странах мира.
Уже через два года после открытия, в 1965 году, харьковчане стали побеждать на международных олимпиадах. В 1990-м школа получила статус лицея. Ежегодно лицеисты участвуют во всевозможных соревнованиях, конкурсах, фестивалях. Всегда возвращаются с наградами.
— Мы очень гордимся своими учениками, — говорит директор лицея Юлия Еременко. — Это очень трудолюбивые и талантливые дети. Когда все играют, они решают задачи. Для того чтобы они смогли стать лучшими, в нашем лицее выстроена целая система школьной и кружковой работы. Мы работаем с одаренными детьми, они приходят к нам после конкурсного отбора. Но чтобы достичь таких высот, должно быть сочетание нескольких факторов. Это и одаренность, и трудолюбие ребенка, и правильная организация учительской работы, и поддержка родителей. Немаловажен, конечно, фактор везения. Нам удалось добиться того, чтобы наши дети смогли показывать самые высокие результаты.
— Учителю надо жить своим предметом и вкладывать в урок эмоции, — поделился секретами работы заслуженный учитель Украины Сергей Лифиц. — За годы, что работаю в школе, я ни разу не провел отпуск без учеников. Каждое лето увожу их на базу отдыха на Печенежское водохранилище. Мы катаемся на байдарках, гуляем, читаем на ночь книжки. И по 6—7 часов в день занимаемся математикой. Этот предмет требует от ребенка самоотречения — на обычную жизнь времени не остается.
Немногие дети на это способны. Помню, у меня училась девочка. Еще в пятом классе она могла на уроке подпрыгивать и хлопать в ладоши — так ей нравились красивое доказательство или результат. Я видел потрясающую картинку: в лесу на поваленном дереве сидели наши старшеклассники — парень и девушка. Ситуация вроде бы романтическая. Но обсуждали они, как оказалось, математическую задачу. Когда дети перестают обсуждать игры на мобилках и компьютерах, а начинают говорить о том, у кого решение задачи интереснее, можно считать, что у преподавателя что-то вышло.
*Результаты Олимпиады-2015 по странам