«Железным Костей» называют обновленный Ан-30 сослуживцы погибшего в зоне АТО Константина Могилко и его товарищей
Имя командира экипажа самолета-разведчика Ан-30Б летчика первого класса Константина Могилко стало уже легендой. Шестого июня прошлого года под Славянском, находясь в сбитом боевиками горящем самолете, он сумел отвести 20-тонное воздушное судно от жилых кварталов Славянска и Красного Лимана. Ценой собственной жизни Константин спас сотни мирных жителей.
Недавно в Украине появился самолет Ан-30 имени Константина Могилко. С инициативой о присвоении отремонтированному и модернизированному самолету имени отважного летчика выступили его сослуживцы. Об этом «ФАКТАМ» рассказал отец погибшего героя Виктор Могилко.
— Я принимал участие в торжественной церемонии, посвященной присвоению имени моего сына самолету Ан-30, — рассказывает Виктор Петрович. — Ан-30 с бортовым номером 86 последние годы не летал, он пребывал в так называемом железном ряду дислоцирующейся в Борисполе 15-й отдельной бригады транспортной авиации Воздушных сил Вооруженных Сил Украины среди самолетов, у которых закончился летный ресурс. Сотрудники столичного авиаремонтного завода приложили немало усилий, чтобы вдохнуть в старый самолет новую жизнь. Поменяли внутреннюю «начинку», отремонтировали рабочие места операторов, установили новое фотооборудование, которое, кстати, изготовлено на одном из винницких предприятий. Это сложный, кропотливый процесс. Знаю это, ведь моя профессия тоже связана с авиацией, я сам длительное время трудился на винницком авиаремонтном заводе.
Костя, бывало, сетовал, что вынужден летать на самолетах, которые старше его. Думаю, в таком «помолодевшем» самолете он полетал бы с удовольствием. Хочется верить, что наша военная авиация возрождается. Во время торжественных мероприятий на авиаремонтном предприятии была организована выставка отечественной летательной техники. На ней был представлен и уникальный отечественный самолет Ан-178, который, не сомневаюсь, будет востребован во всем мире, и другая более совершенная техника, в том числе и новые беспилотники.
Что касается присвоения самолету имени сына, конечно же, наша семья гордится этим. Нам вручили соответствующий сертификат. Сослуживцы сына называют этот самолет «железный Костя». К слову, приветствуя меня на торжественной церемонии по этому поводу, президент Украины Петр Порошенко сообщил, что ни секунды не сомневался, подписывая Указ о присвоении самолету имени Героя Украины Константина Могилко. Подчеркнул, что память о героях, погибших за свою родину, ее суверенитет и территориальную целостность, очень важна. Знаю, что в Украине еще два самолета будут именными — Героя Украины Дмитрия Майбороды, погибшего в зоне АТО, и боевого генерала Василия Никифорова, который много сделал для нашей авиации.
*Самолет Ан-30 полностью готов к выполнению боевых задач
— Константин был предан своей профессии. Его сослуживцы вспоминают: взлетая, управляемый им самолет осуществлял взмахи крыльями, будто прощался с землей. Когда же крылатая машина возвращалась на землю, пилот так аккуратно ее сажал, что вода в стакане, который был на борту самолета, не расплескивалась…
— При самых неблагоприятных метеорологических условиях Костя приземлялся мягко, красиво. Летчики ведь знают — взлететь не так сложно, как посадить самолет. И даже в своем последнем полете, пролетая над Славянском с подбитым боевиками из ПЗРК «Верба» правым двигателем и горящим правым крылом, он надеялся посадить самолет. Не сомневались в этом и остававшиеся на борту члены экипажа. Они уверяли Костю, что он обязательно сумеет посадить воздушное судно. Конечно же, он бы посадил самолет, если бы крыло не обгорело, если бы машина не взорвалась. Он пытался восстановить контроль над пикирующим самолетом, стремительно терявшим высоту. Отдав команду членам экипажа покинуть борт, стал отводить воздушное судно от жилых кварталов Славянска и Красного Лимана. Слава Богу, ему это удалось.
Боевики так называемой «ДНР» в тот день как раз испытывали переносной зенитный ракетный комплекс «Верба», который россияне передали им для поражения воздушных целей. Особый интерес для них представлял самолет-разведчик, выполнявший воздушное наблюдение в зоне АТО. Говорят, им обещали огромную премию за сбитый самолет и за каждого члена экипажа.
Ан-30Б под управлением Константина они сбили на высоте 4050 метров, которая до того времени считалась безопасной. Костя мог бы лететь и выше, но тогда вряд ли была бы выполнима задача по фотографированию местности, ведь на борту было установлено старое фотооборудование — еще времен Второй мировой войны.
* По воспоминаниям родных, Костя был человеком неуемной энергии и умел подбодрить тех, кто рядом
— Раньше этот самолет, совершавший воздушное наблюдение и аэрофотосъемку контролируемой боевиками части Донбасса, тоже обстреливали?
— Обстреливали из пулеметов и автоматов, скогда самолет летел на небольшой высоте. Как-то в полете в зоне АТО оказалась пробитой гидросистема самолета, были повреждены некоторые конструкции. Костя не пострадал, но пуля попала в его портмоне. Один из членов экипажа был ранен. Пришлось осуществлять аварийную посадку самолета.
— В том полете Константину удалось также спасти и троих из восьми членов экипажа, которым он приказал немедленно покинуть горящий борт.
— Прыгать с парашютом можно было лишь через входную дверь, расположенную в хвосте самолета. Ее, видимо, из-за перепада давления заклинило. Увы, люки для прыжков с парашютом конструкцией этого самолета не предусмотрены. Один из членов экипажа, спортсмен, чуть ли не с петлями вырвал эту дверь. Спастись удалось выпрыгнувшим с парашютом троим летчикам, прыгавшему же четвертым не хватило времени, чтобы парашют раскрылся, и он разбился. Спасенные члены экипажа общаются с Виталиной, женой Кости. А вот судьба старшего борттехника Павла Дрышлюка, которому Костя, управляя горящим самолетом, приказал тушить пожар, неизвестна. Его останки в сгоревшем самолете так и не были найдены. Его признали погибшим.
Каких-то 10—15 секунд не хватило Косте, чтобы посадить самолет — машину разорвало мощным взрывом в шестидесяти километрах от Славянска.
Но в трагической гибели сына так много обстоятельств, свидетельствующих о том, что он должен был жить! Перед этим роковым полетом один меценат приобрел для самолета новейшее фотооборудование, с помощью которого с высоты пяти километров можно было различить, сколько звезд на погонах военнослужащего. Однако экипаж уже был на задании, когда он передал фотооборудование летчикам. А ведь если бы самолет с этим оборудованием летел выше, ракета, выпущенная из ПЗРК, могла бы его и не достичь! Еще одно обстоятельство: в тот день Константин не должен был отправляться на задание, потому что управлять самолетом предстояло его коллеге. Но у того тяжело заболел ребенок, и Косте пришлось его подменить.
— Самолет-разведчик, выполнявший такие сложные задачи по аэрофотосъемке техники и живой силы противника, по корректировке огня, сам оказался совершенно беззащитным…
— Слышал, этот самолет принимал участие еще в боевых действиях в Афганистане, после этого его и демилитаризировали. То есть отстреливаться в воздушном бою он не мог. Помню, сын рассказывал, как года за три до начала АТО самолет хотели послать в Сомали на борьбу с пиратами. Костя тогда категорически отказался лететь, пока в машине не установят тепловые противоракетные ловушки, которые при боевой ситуации отвлекают на себя ракеты, выпущенные с земли. Увы, эти ловушки не были установлены и во время военных действий на Донбассе.
Впрочем, сына очень беспокоило и то, что некоторые высокие чины в наших Вооруженных Силах сдают боевикам своих же — «сливают» время и координаты полетов. Когда 29 мая 2014-го боевики сбили вертолет Ми-8 с легендарным генерал-майором Сергеем Кульчицким на борту, Костя сокрушался, что это его самолет должны были сбить. В тот день он вылетел на задание на три часа раньше установленного времени, а вертолет с генералом полетел в то время, когда должен был лететь экипаж под руководством Кости. Сын переживал, что вертолет с генералом сбили боевики, охотившиеся за самолетом-разведчиком. А уже спустя несколько дней его постигла такая же трагическая участь.
— Виктор Петрович, вашего сына ведь знали во многих странах мира…
— Да, в последние годы он часто летал в зарубежные командировки по программе международного сотрудничества «Открытое небо», предусматривающей наблюдение за выполнением соглашений по контролю над вооружениями. Побывал в двадцати странах. Радовался, как душевно их принимали в Грузии. После перелета в Германию вместе с товарищами ночью искупался в Рейне. Река быстрым течением отнесла их так далеко от того места, где оставили вещи, что потом еле нашли их. Помню, он рассказывал, как весело праздновали день авиации в Бельгии. А вот в России, сетовал сын, наших летчиков принимали как-то настороженно…
Костя был человеком неуемной энергии и умел подбодрить всех, кто был рядом. Конечно, как командир эскадрильи «Блакитна стежа» он порой вынужден был и пожурить подчиненных. Но это не мешало ему вместе с ними ездить на рыбалку, купаться в проруби в крещенские морозы.
О профессии летчика сын мечтал с детства. Еще в школьные годы он записался в аэроклуб и, успешно его окончив, получил рекомендательные письма для поступления в Харьковский институт летчиков (сейчас Харьковский университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. — Авт.). Служить начинал во Львовской авиационной бригаде, позже перевелся в Борисполь, в 15-ю отдельную бригаду транспортной авиации.
К слову, во время демонстрационных полетов во львовском Скнилове, посвященных 60-й годовщине 14-го авиакорпуса, на его глазах во время выполнения фигур высшего пилотажа Су-27 рухнул на зрителей — погибли 78 человек. После этой жуткой трагедии сын долго не мог прийти в себя. Когда друзья спросили его, как бы он поступил, если бы сидел за штурвалом того самолета, ответил коротко: попытался бы отвести машину подальше от людей, даже понимая, что времени для того, чтобы катапультироваться, не хватит…
*Константин Могилко с женой Виталиной воспитывали дочь Веронику и сына Арсения. Семья мечтала о собственном жилье. Сейчас Виталина с детьми получили новую квартиру в Борисполе
— И спустя много лет такое же испытание Константин выдержал с честью! Жители Славянска помнят подвиг отважного экипажа?
— Ученики и учителя одной из школ Славянска обратились в 23-ю винницкую школу, которую окончил Костя, и попросили их поделиться материалами о летчиках. В винницкой школе создан его музей, открыта мемориальная доска.
— Знаю, что Костя вместе с женой Виталиной и детьми Вероникой и Арсением мечтали о собственном жилье.
— После гибели сына его семье выделили трехкомнатную квартиру в одной из новостроек в Борисполе. Правда, жилье еще предстоит привести в порядок, а для этого необходимы немалые средства.
— Вам снится сын?
— Нам с женой снится редко. А вот нашей дочери Люде — чаще, причем во снах он приходит к ней, взятый в плен боевиками. Часто снится и невестке Виталине. Когда их сынишка Арсений, которому скоро исполнится четыре годика, видит, как все мы тоскуем по Косте, он начинает утешать нас: «Не грустите, папа обязательно прилетит». Внук тоже любит полетать, правда, пока, играя в компьютерные игры. И при этом вспоминает отца: «Скоро полечу с папой на настоящем самолете…»