Сегодня, 15 ноября, канцлер Германии Ангела Меркель, находясь на саммите в Анталье, заявила, что страны «Большой двадцатки» (G20) объявляют войну террору в любых его проявлениях. «Здесь, в Анталье, мы посылаем решительный сигнал о том, что мы сильнее любой формы терроризма. Важно выяснить обстоятельства терактов в Париже, и кто за ними стоит. Мы обязаны это сделать, прежде всего, ради жертв, а также для нашей собственной безопасности и ради многих невинных беженцев, которые бегут от войны и терроризма», — сказала канцлер ФРГ.
Напомним, в Париже 13 ноября была совершена серия терактов, в результате которых погибли 132 человека и более 350 получили ранения. Террористы совершили нападения на концертный зал «Батаклан», а также кафе и рестораны в центре города. Несколько взрывов прогремели у стадиона «Стад де Франс».
Французские следователи намерены выявить сообщников и спонсоров террористов, совершивших эти нападения. Об этом сегодня, 15 ноября, заявил прокурор Парижа Франсуа Моленс. «Наш абсолютный приоритет — быстро продвинуться в расследовании», — подчеркнул он. Следственные мероприятия уже начали давать первые результаты.
По словам Моленса, за серией терактов в Париже стоят три группы террористов, которые «эффективно координировали свои действия между собой». По отпечаткам пальцев полиции удалось установить личность одного из нападавших на «Батаклан». Им оказался 29-летний гражданин Франции Омар Исмаил Мостефаи. «Он был объектом надзора государственной безопасности с 2010 года, но никогда не был вовлечен в группировки злоумышленников, имеющие отношение к террористическим», — заверил Франсуа Моленс.
Прокурор также подтвердил информацию о том, что рядом со смертником, подорвавшим себя около стадиона «Стад де Франс» во время футбольного товарищеского матча между Францией и Германией, был обнаружен сирийский паспорт, принадлежащий мужчине 1990 года рождения, зарегистрированному 3 октября 2015 года в качестве беженца на греческом острове Лерос. Сообщается также о египетском паспорте, обнаруженном при одном из смертников. Однако пока следователи еще проверяют, действительно ли эти документы принадлежали преступникам.
В заявлении от имени «Исламского государства», появившемся в соцсетях вскоре после совершения терактов, говорилось об участии в их реализации восьми боевиков. В то же время французские следователи сообщают о семи убитых террористах, шесть из которых совершили самоподрыв. О большой вероятности существования, как минимум, еще одного боевика, замешанного в организации и проведении пятничных нападений в Париже и все еще находящегося на свободе, заявил бывший начальник разведки Главного управления внешней безопасности Франции Ален Шуэ.
По его версии, пояса смертников на террористах были местного изготовления. По мнению опытного полицейского, этот факт должен стать одним из направлений расследования. «Специалист по взрывчатым веществам имеет большую ценность для террористов, и поэтому никогда не участвует в атаках. Сейчас он где-то скрывается», — уверен Шуэ. О том, что кто-то из исполнителей терактов мог скрыться, говорит и найденный на окраине Парижа черный автомобиль Seat, который использовали террористы, устроившие нападение на бары и рестораны.
По сведениям телеканала BFM, ссылающегося на прокуратуру, в столице Франции задержаны шесть человек, которые могут быть причастны к серии пятничных терактов. Речь идет об отце, брате и других родственниках Омара Мостефаи.
К расследованию подключились также бельгийские следователи. В субботу, 14 ноября, в брюссельском районе Моленбек, где проживают преимущественно мигранты, в связи с событиями во Франции было проведено несколько обысков и арестовано трое подозреваемых, сообщает бельгийская газета Le Soir. На подозрения о связи между Парижем и Брюсселем следователей навел черный автомобиль Volkswagen Polo, зарегистрированный в Бельгии, в котором нашли квитанции паркинга в Моленбеке. Эта автомашина была брошена перед концертным залом «Батаклан». Она была арендована «французом, проживающим в Бельгии», пишет издание.
Утром 14 ноября этот человек был подвергнут дорожному контролю на бельгийской границе вместе с двумя пассажирами. Как сообщил министр юстиции Бельгии Кун Генс, все трое были допрошены и арестованы. Они не известны спецслужбам Франции, но, как минимум, один из них был на примете у бельгийской полиции. Пока следователям не удалось установить, находились ли эти люди в Париже в пятницу во время терактов. Однако премьер-министр Бельгии Шарль Мишель в интервью телеканалу RTBF заявил о том, что есть подозрение в отношении одного из арестованных и что он был в Париже в момент совершения преступления.
Во Францию отправилась специальная группа экспертов ФБР. Кроме того, о создании специальной структуры, занимающейся расследованием в отношении парижских терактов, заявили в Интерполе. Соответствующая «кризисная оперативная группа» расположится в Лионе.
По сведениям газеты Le Figaro, французские следователи склоняются к версии о том, что исполнители терактов в Париже прошли хорошую подготовку и, вероятно, принимали участие в боевых действиях. Об этом заявил и Ален Шуэ: «Это люди, которые знали друг друга, были обучены не привлекать внимание, перемещаться изолированно и наносить удары вместе». По мнению Шуэ, силам правопорядка было сложно «предвосхитить действия небольшой группы людей, подготовленных за границей и полных решимости». «Важно знать — будут другие!», — предостерег он.