По данным российской социологической компании «Левада-центр», сейчас более 80 процентов россиян относятся к США негативно. Этот показатель увеличился более чем вдвое за последний год и является самым высоким с 1988 года, когда центр начал отслеживать это отношение. Впрочем, даже во времена СССР официальная антизападная риторика не могла подавить у простых людей любовь к «Битлз» или желание слушать новости «Голоса Америки». Но в современной России стараниями прокремлевских пропагандистов список обид на США увеличился настолько, что, кажется, в головах граждан просто не осталось места для здравого смысла. И сейчас антиамериканизм обуял даже тех россиян, которые охотно летают на шопинг в Нью-Йорк или владеют недвижимостью в Майами и Лос-Анджелесе.
Волна ненависти к американцам накрывает практически любое отрицательное событие или происшествие в России. Многие люди в этой стране уверены, что войну на востоке Украины развязали американцы, они же причастны к убийству Бориса Немцова в феврале нынешнего года — и далее по списку ко всем случившимся в России и с Россией катастрофам.
А сейчас американцы, по версии многих свидетелей 90-процентного рейтинга Путина, уговорили российских дальнобойщиков выйти на акцию протеста против введения платного проезда по дорогам федерального значения. А дабы эта «свежая» мысль о причастности ЦРУ к протестному движению водителей не покидала головы граждан, на помощь им спешит кремлевский агитпроп.
Так, уже несколько дней в Интернете ширится сообщение, что на сайте Белого дома размещена петиция с обращением к президенту США Бараку Обаме. Ее текст, составленный на сносном английском языке, гласит: «Дорогой президент США! В последнее время в России новые дальнемагистральные грузовые трассы несут катастрофические потери, угрожая бизнесу… Мы просим вас повлиять на американских агентов в российском правительстве, чтобы отменить эту пошлину». Подпись: «Обеспокоенные жители России».
Примечательно, что появлению петиции предшествовало воззвание депутата Госдумы РФ Евгения Федорова к водителям большегрузов. Депутат назвал участников протестных акций «пятой колонной», угрожающей стабильности и безопасности России, поскольку их демарш может вызвать массовые протесты, схожие с украинским Майданом. А это, как небезосновательно полагает Федоров, может привести к развалу страны. При этом депутат неосмотрительно «обнаружил» пятую колонну среди сотрудников министерств, которые одобрили новый побор.
В этой связи стоит напомнить, что с 15 ноября в России заработала система транспортного сбора «Платон» («плати за тонны»). В кабине водителя фуры устанавливают прибор-транспондер, а специальные рамки на дорогах считывают его показания. Есть еще сайт, на котором нужно зарегистрироваться и оплатить проезд, прежде чем отправляться в дорогу. Но, во-первых, бортовое устройство удалось получить не всем водителям, а во-вторых, оно попросту не работает. А если и включается, то только для того, чтобы списать деньги… несколько раз. Тарифы на проезд установлены тоже немаленькие. Вот водители и взбунтовались. Первые их протесты российские власти погасили, снизив до 2017 года стоимость проезда по федеральным трассам. Но от этого транспондеры «Платона» работать лучше не стали. И акция дальнобойщиков продолжается…
А самое интересное заключается в том, что, как выяснили российские журналисты, через систему «Платон» дальнобойщиков обирает компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Недавно совладельцем компании (получил 50 процентов акций) стал Игорь Ротенберг. Это сын олигарха Аркадия Ротенберга, одного из ближайших друзей Путина… Так что депутат Госдумы Федоров явно погорячился, назвав человека, вхожего в ближний круг хозяина Кремля, американским шпионом и пятой колонной.
Тем временем на одной из кухонь России родился анекдот: «Пап, а почему дальнобойщики бастуют? — Понимаешь, сынок, у Путина друг — Ротенберг. У него есть сын — он собирает дань. Все понял? — Да, пап, дай денег!»
«Кстати, одновременно с тем, как в России начали обкладывать дальнобойщиков новыми поборами, действуя в духе средневековья, на Западе создают специализированный грузовой Uber, резко сокращающий издержки грузовых перевозок и повышающий их рентабельность… Как говорится: два мира, два Шапиро… Ой, извините — Ротенберга… Ведь именно Ротенбергу-младшему власти отдали на откуп (вот уж буквально — откуп!) сбор этого налога…»— написал в «Фейсбуке» эмигрировавший из РФ в Германию Альфред Кох.
А что касается петиции «обеспокоенных граждан РФ» к президенту США с просьбой усмирить американских агентов, передвигающихся по России на фурах, то по этому поводу анекдот придумали еще во времена СССР:
Спорят американец и русский о том, где легче дышится простому человеку:
— У нас свобода, — говорит американец. — Я могу выйти на площадь перед Белым домом и кричать «Долой Рейгана!». И мне ничего за это не будет.
— Подумаешь! — говорит русский. — Я тоже могу выйти на Красную площадь и кричать «Долой Рейгана!»