Выпуск двадцать первый
Наша газета продолжает публиковать отрывки из писем воинов и их родных. Это обычные послания друзьям, родным, любимым и вместе с тем — слепки современной истории. На странице «Полевой почты «ФАКТОВ» вы сможете разместить и объявление о розыске пропавшего родного человека или отблагодарить встреченных на фронте врачей, медсестер, волонтеров, других добрых людей.
Предыдущую публикацию в рубрике «Полевая почта «ФАКТОВ» читайте здесь
В первый же день под Амвросиевкой их обстреляли. Двадцать восемь человек попали в госпиталь. Трое погибли. Потом их перевели под Зеленополье Свердловского района Луганской области. Звонил Саша каждый день. Всегда говорил, что все хорошо. Позже мы узнали, что курсанты жили в окопах по несколько человек. И с едой было плохо — ездили в поле собирать кукурузу и варили. Однажды местная женщина принесла им килограмм творога. Делили по ложке каждому.
Последний раз сын позвонил нам в полдень 6 августа 2014 года. Сказал, что будут выходить из Должанского котла. Предупредил, что какое-то время звонить не будет, телефоны у них заберут. Они вышли к Дьяково. Там формировалась большая колонна. Были не только пограничники, но и десантники. Их обстреляли. Но автомобиль «Урал», на котором ехал Саша с товарищами, был подбит. Водитель погиб. Все разбежались кто куда. Предположительно они ехали от села Дмитровка к поселку Мариновка Шахтерского района Донецкой области.
С тех пор о сыне мы ничего не слышали. Кроме Саши, пропали еще четверо — Дмитрий Ушкалов, Сергей Мелешко, Александр Овчарик и Виталий Птицын. На следующий день после пропажи мы позвонили Сашиному сослуживцу. Он сказал, что они приехали в Бердянск, все спят. А еще через день нам сообщили, что Саша пропал без вести. Жена командира, ответственного за колонну, названивала нам, родственникам пропавших ребят, говорила, что они на каких-то работах, скоро вернутся. И мы три месяца ей верили.
Мы обращались к президенту Украины, в СНБО, СБУ, к генеральному прокурору и командованию погранвойск. Отовсюду получали отписки: сдавайте тест на ДНК. Это делать мы не хотим, боимся фальсификаций. Мы, родственники, каждый четверг ездили на селекторные совещания властей. Пока не поняли, что там только пустые разговоры и никаких конкретных шагов. Сейчас, нам сказали, Сашу хотят признать в судебном порядке без вести пропавшим. Если это произойдет, его никто искать не будет. Хотя у нас есть основания полагать, что сын находится в плену. Нам даже называли место — в Свердловске. Мы получали сигналы, что наши ребята живы. Особых примет у Саши нет, только шрам после операции аппендицита. Мой тел. (097) 194−20−18.
Мама Александра Савченко Валентина Иосифовна,
г. Городня, Черниговская область
***
Слава работал газоэлектросварщиком. В конце апреля 2014 года его мобилизовали в 22-й батальон территориальной обороны 92-й бригады. Власть обещала, что эти формирования не будут покидать пределов области, в них, дескать, служат резервисты, они должны охранять стратегические объекты. Однако после мобилизации их, голых, босых, ни к чему не подготовленных, отправили в зону АТО.
Славик частенько звонил мне. Рассказывал, что работает в части поваром. Но не рассказывал, где находится. Правду я узнала от его товарища, которого однажды встретила в Харькове. В июле прошлого года Слава попал в госпиталь с бурситом локтевого сустава. Там ему сделали операцию, сроки лечения не выдержали и отправили в зону АТО. В часть Слава вернулся с забинтованной рукой и торчащей из повязки дренажной трубкой.
Последний раз сын звонил 31 июля прошлого года. Он был очень нервный, говорил, что идет по полю. Я пыталась спросить, что случилось. Но разговор прервался, больше Слава на звонки не отвечал. А сейчас оператор говорит, что номер не обслуживается. Сын числится пропавшим без вести. В части же на него завели дело по статье «Дезертирство».
Кровь на тест ДНК мы не сдавали. Слышали много негативных отзывов об этой процедуре. Накануне пропажи сына ничто не предвещало беды. И сейчас мы уверены, что он жив. Нам поступало много звонков, что он находится в плену в разных местах. Звонившие требовали деньги. Бабушка даже ездила на поиски правды в Донбасс, в Рубежное. Писали мы в различные инстанции — получали ответы, зачастую противоречащие друг другу. Старший следователь, который ведет дело, почитал полученные нами за год поисков документы, и был шокирован. Мы вообще не получили ответов на многочисленные обращения к командиру части. Когда я наконец дозвонилась к нему — подполковнику Горбенко Сергею Викторовичу, — он сказал, что уже демобилизовался из армии и все вопросы не к нему. Хотя согласно закону Украины «О воинском долге и военной службе» командир несет полную ответственность за подчиненных. А в части расследование исчезновения солдата не было произведено вообще.
Особые приметы: на затылке поперечный шрам длиной два сантиметра, левая рука травмирована после операции на локте. В левом углу нижней губы — тоненький белый шрам. Мой тел. (093) 524−22−62.
Мама Вячеслава Шеховцова
Ольга Николаевна, Харьков
***
С апреля 2014 года Дима служил контрактником в учебном центре пограничников «Оршанец», в/ч 9930. Заочно учился в Харьковском государственном техническом университете сельского хозяйства. Прошлым летом, 12 июня, курсантов увезли в зону АТО, в село Зеленополье Луганской области. Дима звонил нам ежедневно и говорил, что находится в полевом лагере на ежегодных боевых учениях в Бердянске. О том, что он в зоне АТО, мы узнали уже после его исчезновения.
Последний раз он выходил на связь 6 августа 2014 года в сети «ВКонтакте». Куда делись Дима и другие пропавшие ребята, командиры не знают. Курсанты говорят, что командование оставило их там на произвол судьбы, без еды, воды и каких-либо средств, выход из котла был неорганизованным.
В милиции по факту пропажи открыли уголовное производство. Мы писали в СБУ, Госпогранслужбу Украины, СНБО, Администрацию президента. Но реально помогают пока только волонтеры и жители сел из местности, где пропал Дима. С их помощью родным удалось узнать, что существует большая вероятность того, что Дмитрий находится в плену. Однако никто из чиновников не реагирует на просьбы родителей покопаться в информации. Не хотят вносить в списки пленных. Твердят все время: пропал без вести!
Особые приметы: два шрама круглой формы от ожогов на левой щеке ближе к уху и на подбородке слева, родинка на подбородке слева.
Мой тел. (067) 754−57−51.
Невеста Настя, Харьков
Поехала на учения. Давно не видела 81-ю ДШБ, а тут такие масштабные учения от Херсонской области до Широкого Лана. Все бригады ВДВ уже прошли бригадные учения, и почти на всех я присутствовала. Отрепетировали на всех и самое вкусное приготовили моей молодой 81-й. Замысел грандиозный: семь дивизионов, четыре батальона, танковая рота на Т-80, колесная техника, гусеничная, «Гвоздики», САУ, ммм, все, как я люблю… Колонны идут до горизонта, и так со всех сторон, по разным маршрутам. Переправа через Ингул, Ингулец, форсирование Южного Буга и водоема на Широком Лане. Трехдневный рейд, грязь и песок… Когда проезжали мимо сел, местные жители спрашивали с открытыми ртами: «А вы наши?» Ответ: «Ваши — это чьи?» «Ну, украинцы», — уточняли жители. Раздавался громкий смех. В общем, шороху навели, особое впечатление на окружающих произвели. Рейд продолжается, ночью атакуем. Техника вязнет, топливо заканчивается и тут же на ходу заправляется, понтонные мосты вязнут в иле, но мы идем вперед с горящими глазами, не отрываясь от графика, находя пути обхода для «гусянок» и танков. Корректируя и донося задачи от командования. Бесценный и столь необходимый опыт. Я в своей стихии, с людьми, которым неоднократно и безоговорочно доверяла свою жизнь. Тут я счастлива и многие вещи становятся более понятными. Я с вами и все сделаю для вас!
Волонтер Татьяна Рычкова, «Фейсбук»
«Наш сосед погиб под Дебальцево, а его родители едва сводят концы с концами. Расскажите, пожалуйста, какие льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг положены членам семьи военнослужащего, погибшего в зоне проведения АТО?»
Наталья Вирастюк, Кривой Рог
Министерство социальной политики разъяснило, что согласно Закону Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» родителям и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести, предоставляется 50-процентная скидка платы за пользование жилищно-коммунальными услугами в пределах установленных норм. Причем при предоставлении этих льгот не учитываются доходы семьи.
То есть льготы за пользование жилищно-коммунальными услугами родителям и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести во время прохождения военной службы, местными органами власти должны устанавливаться в полном объеме и без каких-либо ограничений.
Утверждение о том, что право на субсидию имеют те, чей доход не превышает 1710 гривен, не соответствует действительности. Размер субсидии рассчитывается индивидуально для каждой семьи в зависимости от ее доходов (чем меньше доход, тем меньше размер обязательного платежа). Никаких ограничений по суммам доходов членов семей система субсидий не предусматривает.
Более того, субсидии назначаются без учета единовременного пособия, в частности, помощи в случае гибели (смерти) военнослужащего (609 тысяч гривен).
Для получения права на льготы и жилищной субсидии необходимо обратиться в местное управление социальной защиты населения. О фактах возможных нарушений норм законов Украины со стороны местных органов власти при назначении льгот и субсидий участникам боевых действий, ветеранам войны, родителям и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести, просим сообщать в Министерство социальной политики и Государственную службу по делам ветеранов и участников АТО.
Дорогие читатели!
Ваши письма, вопросы, поздравления и рисунки мы ждем по адресу: 4 116 Киев, улица Ванды Василевской, 27/29, редакция газеты «ФАКТЫ» с пометкой «Полевая почта» и по электронному адресу: tolik@facts.kiev.ua
На странице «Полевая почта «ФАКТОВ» вы можете поздравить с днем рождения своего друга, побратима, сослуживца, маму, сына, брата, жену или другого близкого человека и заказать для него любимую песню. А прослушать эту песню можно будет на нашем сайте.
Пишите нам по адресу: 4 116 Киев, улица Ванды Василевской, 27/29 или по электронному адресу: referent@facts.kiev.ua